Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое экзистенция. Главные категории




В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества. Для этого, как говорил Кьеркегор, следует забыть мир, являющийся иллюзией, и погрузиться в подлинную действительность – наше Я. Мыслящий субъект создает свой сугубо личный внутренний мир. В противовес общепринятому пониманию существования как физического и объективного, экзистенциалисты считают его чистой субъективностью, тем, «чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие.

В отличие от эмпириокритицизма, который простейшими элементами мира полагал ощущения, экзистенциализм берет переживания, настроения, такие состояния сознания, в которых изолированный индивид испытывает свою непосредственную включенность в житейскую ситуацию, и придает им онтологический смысл. Существовать – значит выбирать, испытывать эмоции, становиться, быть изолированным и быть субъективным, быть непрерывно поглощенным самим собой. Переживание субъектом своего бытия в мире и есть существование, экзистенция. Следовательно, экзистенциальное бытие – это я сам, это мое сознание.

Учения о бытии в экзистенциализме – это учения о личности, это только человеческое бытие. Хайдеггер говорит, что бытие не дается эмпирически, это не предмет окружающего мира, его невозможно определить однозначно. Хайдеггер различает понятия «бытия» и «сущего», для него они противоположны. Сущее – это различные предметы, определенные явления. Бытие же не является чем-то определенным. Бытие есть экзистенция. Мир рассматривается им как мир для человека и в человеке, поскольку человек есть «бытие-в-мире». Как и всякая другая разновидность субъективного идеализма, экзистенциализм утверждает, что нет объекта без субъекта. Вещи внешнего мира, рассматриваемые вне человеческого существования, лишены смысла и определенности. Внешний мир обнаруживается и существует только до тех пор, пока есть человеческое существование.

Экзистенциалистский человек мыслит, исходя из своей субъективности, окрашивает мыслимое эмоциональными красками, видит его в свете глубоко интимных, личных, непередаваемых чувств: любви, заботы, трепета, отчаяния, страха. Эти эмоциональные состояние не есть отражение внешнего воздействия, а являются априорными (доопытными, врожденными) характеристиками человеческого существования. Таким образом, экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и от социального в природе человека, а последнего – от общества.

Экзистенциалисты говорят о временности человеческого существования. Временность – это переживание человеком времени, окрашенное в трагические эмоциональные тона, поскольку существование простирается между рождением и смертью. В этом, по их мнению, состоит историчность человека. Время у них носит конкретный, личностно-исторический характер, его нельзя отделить от таких экзистенциальных понятий, как надежда, решимость, проект, от чувства любви, ожидания, раскаяния, искания. Экзистенциалисты отличают обычное – физическое – время, как чисто количественное, от качественно отличного конечного и неповторимого времени, которое выступает как судьба человека.

Итак, существование не вечно. Значит, есть нечто такое, что ограничивает и прекращает это существование. Экзистенциализмом признается что-то трансцендентное, то есть потустороннее. Это страшная иррациональная сила, которая всегда, как дамоклов меч, висит над существованием. Поэтому основными настроениями и чувствами человека являются обреченность, тревога, безнадежность и страх.

Существование всегда находится в какой-нибудь ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Ситуация – это данности, отнесенные к своей собственной переживаемой экзистенции. Без Я не и ситуации. Сартр понимает под ситуацией различие между фактичностью и сознанием, между объективным и субъективным компонентами ситуации, самочувствие субъекта при данных конкретных обстоятельствах. Окружающий мир, фактичность, все объективные обстоятельства жизни чужды и враждебны субъекту, отношение субъекта к объекту выражается в чувстве страха. Кроме того, страх обусловлен наличием свободного выбора, которым располагает человек; в процессе выбора он ни на что не может опереться, выбирает неопределенное, полагаясь на самого себя. Выбирать же он должен всегда, ибо существование есть активный выбор самого себя, в процессе которого человек обретает свою сущность и, тем самым, свободу. Сам выбор экзистенциалисты характеризуют как волевое усилие без разума, то есть иррационально.

Экзистенциалисты возводят страх в главный принцип жизни каждого человека. Они гипертрофируют это чувство и отрывают его от социальных условий, игнорируя их. Страх обладает огромной разрушительной силой для личности, как и некоторые другие инстинкты. Он ослабляет волю, ведет к безрассудному поведению, и вместе с тем страх может быть полезен, потому что предупреждает об опасности, способствует выживанию. Однако экзистенциалистский страх – это не боязнь чего-то конкретного. Это страх неопределенный. Он деформирует человеческое существование. Страх создает человека, только в страхе лежит возможность полного раскрытия личности, так как страх разобщает людей. Через страх человек обнаруживает свою индивидуальность, то есть свободу. Тем самым экзистенциалисты характеризуют страх как форму обнаружения свободы. Свобода неотделима от страха, а то и другое неотделимы от Я.

Различные представители экзистенциализма по-разному толкуют свободу. Сартр считает, что свобода состоит в возможности выбирать самого себя, быть самим собой. Человек ответственен за свое бытие, которое он выбирает. Человек, по Сартру, не представляет собой какой-то предзаданной, предопределенной сущности. Он лишь потенциально является человеком и должен строить себя как личность. Согласно экзистенциалистам, свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям, расчету. В таком толковании свобода становится актом стихийного безрассудного протеста, бунта, восстания.

Согласно религиозным экзистенциалистам (Марсель, Ясперс), свобода человека – его экзистенция. Свободу можно обрести только в Боге, поскольку источником человека и его свободы является Бог; Бог и свобода неразделимы.

Хайдеггер идет к пониманию свободы через выбор, как необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия – перед смертью. Тем самым человек освобождается от власти сущего, то есть предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Свобода у экзистенциалистов предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность.

Подлинная свобода, или, как говорят экзистенциалисты, «свобода для» начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от». Общество только ограничивает личность, общение индивидов снижает каждого до уровня среднего человека. Экзистенциалисты выдвигаю антисоциальное понятие свободы, которое теряет конкретное содержание. Свобода в экзистенциалистском смысле рождена вместе с человеком, неотчуждаема от него.

Уход от суетливой действительности к подлинному существованию, к свободе осуществляется в предельных, или пограничных, ситуациях. Предельная ситуация – это необычайное психическое напряжение, позволяющее непосредственно, интуитивно постичь подлинную действительность. Такой ситуацией могут быть страдание, вина, борьба, страх и важнейшая из них – смерть.

Смерть толкуется в экзистенциализме не как прекращение жизни, а как зловещая тень, падающая на жизнь, омрачающая ее, заполняющая существование. Речь идет не об объективном акте смерти, а об ее ожидании. У Хайдеггера смерть выступает как цель свободы, так как она раскрывает наибольшие возможности человека.

Экзистенциалисты эксплуатируют одиночество людей, внушая им, страх перед небытием, и призывают готовиться к смерти, проявив определенную решимость. Решимость к смерти может проявиться в самоубийстве.

Бытие для экзистенциалистов – это бытие-сознание, настроенность человека, он имеет дело с неповторимыми ситуациями, поэтому бытие не детерминировано. Категории причинности необходимости в философии экзистенциализма заменены категорией возможности. Возможность – это обращенность в будущее. Через категорию возможности определяется другая категория – понимание. Лишь в соотношении с возможностями человека раскрывается любой предмет внешнего мира.

2.2. Отношение экзистенциалистов к познанию,
науке и философии

Процесс познания экзистенциалисты толкуют как созерцание. Они критикуют традиционное представление о познании как отношении субъекта и объекта. Экзистенциалисты характеризуют такой метод познания как рационалистический и противопоставляют ему феноменологический, который рассматривает познание как непосредственное интуитивное постижение явлений. Поскольку бытие может быть постигнуто только через самое себя, познаваемое и познающее в их целостности должны совпадать.

При таком понимании познания существенно меняется и содержания понятия истины, она оказывается онтологизированной, включенной в проблему бытия. Истина выступает как Откровение, в котором человек осознает себя, субъективное убеждение отождествляется с истиной.

Для экзистенциалистов истина – это не гносеологическая категория, а категория нравственного анализа. Истина – не отношение мысли к действительности; сама действительность возникает для человека лишь там, где он становится субъективно правдивым и открытым как в отношении себя, так и в отношении других людей, с которыми он контактирует. Противоположностью истине является обманчивая видимость, под которой они разумеют мир молвы, слухов, сплетен, двусмысленности; путь к истине лежит через их устранение.

Истину нужно связывать с экзистенциалистским опытом, а не с разумом человека. Рассудок – непригодный инструмент исследования для истины. Процесс познания имеет ценность лишь тогда, когда он сводится к непосредственному постижению целей человеческого действия. Основными источниками знания экзистенциалисты считают не чувственные данные, а такие негативные эмоции, как страх и отчаяние.

Внутренний мир непостижим с помощью средств научного исследования, он открывается только философии. Ясперс ставил философию выше науки, так как она является осмыслением экзиситенции. И философия, и человеческая сущность – это пребывание в пути. Философия, как осмысление собственного бытия, не может быть получена извне или заимствована у других. Философствование обязательно для человека, если он хочет быть человеком. Сущность философии – поиск истины.

Наука и философия как определенные формы сознания противоположны и взаимоисключают друг друга. Наука, по мнению экзистенциалистов, абстрагируется от индивидуальности жизни и от способа переживания ее, она ищет всеобщее. Объекты науки познаваемы, хотя фактически не бывают познанными до конца. Философия же находится вне познания. Она переставляет собой расшифровку мира, экзистенции и трансценденции путем переживания, а не познания.

Отличие науки от философии состоит в том, что наука учит нас ориентироваться в мире, а философия обучает коммуникации, дает возможность разобраться в пограничных ситуациях. В философии невозможно отделить человека от философского мышления, а в науке исследователь и содержание познания отделены друг от друга. Наконец, научное познание прогрессирует, а в философии прогресс не имеет места; философия иррациональна, а наука – сфера рационального.

Человек испытывает страдания из-за того, что общество становится научно-техническим, поскольку это ведет к появлению массового общества и массового человека. Ясперс заявлял, что отличительной чертой нашей эпохи является стремление в целях самоуспокоения уйти от осмысления опасности, что только усугубляет эту опасность. Безграничное доверие науке приводит к губительным последствиям. Человечество должно знать об угрозе тотального уничтожения созданной атомной бомбой, ибо только это знание может предотвратить катастрофу. Н. А. Бердяев также осознавал, что бесконтрольный научно-технический и материальный прогресс ведет к нравственному упадку, кризису духовной культуры. Нельзя не контролировать развитие науки и техники, нельзя не ставить в центр внимания потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...