Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовно-правовая характеристика пиратства в законодательстве Российской Федерации




 

«Пиратство относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море». Определение пиратства дается в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированных в свое время СССР, т.е. это преступление регулируется как международным публичным правом, так и национальным законодательством отдельных государств. Понятие пиратства введено в отечественное уголовное законодательство впервые, оно существенно отличается от предусмотренного в международном праве.

Определение пиратства сформулировано в ст. 15 Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г., согласно которой к нему относятся следующие действия:

) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;

) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом;

) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению посягательства, предусматриваемого в п. 1 или п. 2 ст. 227 УК.

В ст. 227 УК дано более узкое определение пиратства. Это - нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

Пиратство - многообъектный состав преступления. Основным непосредственным объектом пиратства являются общественные отношения, обеспечивающие свободу и безопасность морского и речного судоходства, регулирование движения судов. Дополнительным объектом могут быть: жизнь, здоровье, отношения собственности, в том числе собственность, принадлежащая иному государству или организации; нормальные отношения с тем или иным государством и т.д.

Предмет преступления: морское и речное судно, имущество. В российской юрисдикции дело может оказаться в трех случаях:

) если объектом нападения явилось судно, находящееся в территориальных водах Российской Федерации;

) если предметом нападения явилось судно, принадлежащее Российской Федерации, независимо от того, в открытом море или в территориальных водах Российской Федерации произошло нападение, поскольку территория судна считается территорией РФ;

) если в нападении на судно другой страны в открытом море участвовали граждане РФ.

Во всех случаях (кроме случая нападения российских граждан на российское судно в наших территориальных водах) дело может рассматриваться как в российских, так и в зарубежных судах. Но при этом следует иметь в виду, что согласно Конституции РФ гражданин РФ не может быть выдан другому государству, поэтому, если россиянин участвовал в нападении на иностранное судно в международных водах, но был задержан в России, он должен быть осужден российским судом.

Объективная сторона преступления выражается в нападении на морское или речное судно. Обязательным признаком объективной стороны является способ: применение насилия либо угроза его применения.

Состав преступления имеет сходство с разбоем (ст. 162 УК), отличие - в объекте и месте нападения. При пиратстве нападение происходит на судно, находящееся на водном пути. К тому же насилие или угроза насилием при пиратстве могут быть и не опасные для жизни или здоровья. Если судно, на которое осуществлено нападение, находится в порту, то нападение, сопряженное с насилием, опасным для жизни или здоровья, или угрозой такого насилия с целью завладения чужим имуществом, следует квалифицировать как разбой.

Если при нападении на судно виновные осуществляют не только изъятие чужого имущества, но и угон судна, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений как пиратство и угон судна водного транспорта.

«Нападение - внезапные агрессивные действия с применением насилия или угрозой его реального применения к экипажу или пассажирам. Нападение может выразиться в задержании, затоплении, захвате судна.

Захват судна - установление над ним контроля. Нападение возможно с летательных аппаратов, подводных судов, плавающих средств и др.

Под насилием в этой статье понимается как физическое насилие любой степени тяжести (ст. ст. 112, 115, 116, 117, ч. ч. 1 и 2 ст. 111 УК), так и психическое насилие (угроза реального и немедленного применения насилия). Понятием насилия применяемого в процессе нападения охватывается физическое насилие, заключающееся в связывании, применении наручников, побоях, причинении тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью и т.д. Убийство в понятие насилия по ст. 227 УК РФ не включается и требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ».

В процессе нападения при пиратстве может использоваться и психическое насилие, о чем прямо указано в диспозиции ч. 1 ст. 227 УК РФ путем закрепления такого признака как «угроза применения насилия».

К пиратству приравниваются, в частности, захват и задержание судна, причинение физического вреда экипажу и пассажирам, потопление судна, грабеж и разбой имущества, обстрел судна и т.п. В соответствии с Конвенциями 1958 и 1982 гг. «пиратством признается также нападение с воздуха, с летательных аппаратов, выразившиеся в обстреле и бомбардировке судна».

Умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК) требует дополнительной квалификации.

Место совершения преступления в ст. 227 УК не указывается, однако из определения пиратства в ст. 15 Женевской конвенции об открытом море это деяние может быть совершено в открытом море, т.е. в месте за пределами какого бы то ни было государства. На основании этого некоторые авторы делают вывод, что ст. 227 УК относится только к преступлениям, совершаемым в открытом море, а подобные нападения на суда во внутренних водах Российской Федерации должны квалифицироваться как разбой или грабеж.

Такая точка зрения является ошибочной. Во-первых, ст. 227 УК предусматривает ответственность за нападения не только на морские, но и на речные суда, а они, как известно, предназначены для плавания во внутренних водах. Во-вторых, при конкуренции общих норм (грабеж, разбой) и специальной нормы (пиратство) должна действовать специальная норма. В-третьих, общественная опасность нападения на судно в территориальных водах России не меньше, чем в случае нападения за их пределами. Поскольку санкции ст. 227 УК значительно строже, чем соответствующих частей ст. 161 (грабеж) и 162 (разбой) УК, было бы нарушением принципа справедливости (ст. 6 УК) квалифицировать те же действия, совершенные в территориальных водах, по более мягким статьям.

Пиратство - преступление с формальным составом, признается оконченным с момента нападения на морское или речное судно.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле: лицо осознает, что совершает нападение на морское или речное судно с применением или угрозой применения насилия, и желает его совершить.

Обязательным признаком пиратства является цель - завладение чужим имуществом. Пиратство сопряжено с нападением и захватом морского или речного судна, но по своему содержанию оно существенно отличается от угона или захвата в целях угона такого же судна, предусмотренного ст. 211 УК.

При пиратстве цель нападения - не угон, а завладение чужим имуществом (самим судном, находящимся на его борту грузом, имуществом пассажиров и членов команды). Обязательный признак пиратства - применение насилия либо угроза его применения (ч. 1 ст. 227 УК).

Субъект преступления - любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Если нападение на судно с целью завладения чужим имуществом совершено лицом, достигшим 14 лет, но моложе 16 лет, его деяние в зависимости от интенсивности примененного насилия следует квалифицировать как разбой или грабеж с насилием. При захвате судна членом экипажа или пассажиром ответственность наступает по ст. 211 УК. Если судно останавливается по приказу соответствующих должностных лиц государства (например, для досмотра), то вопрос об ответственности решается по правилам об исполнении приказа (ст. 42 УК). Субъектами пиратства могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. С учетом введения в УК реального принципа действия уголовного закона в пространстве (ст. 12 УК) лица, совершившие пиратские нападения на российские суда, подлежат ответственности по УК в случае нападения не только в открытом море, но и в территориальных водах иностранного государства. Нападение военных либо государственных судов следует расценивать как акт агрессии (согласно ст. 16 Конвенции 1958 г. и ст. 102 Конвенции 1982 г. экипаж военного корабля рассматривается как пиратский только тогда, когда он поднимает мятеж, устанавливает контроль над судном и совершает нападения).

Квалифицированным видом пиратства согласно ч. 2 ст. 227 УК является совершение этого деяния с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ст. 162 УК).

Часть 3 ст. 227 УК предусматривает особо квалифицированный вид пиратства, совершение его: организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями понимаются авария, затопление судна, причинение крупного ущерба, перерыв судоходства, осложнение отношений между государствами и т.д.

В судебной практике российских судов уголовные дела по ст. 227 УК РФ встречаются довольно редко, так как и совершение данного преступления довольно осложнено, и рассматриваются в большинстве случаев иностранными судами, и квалифицировать данный состав довольно проблематично из-за близости к понятию разбоя и угона морского или речного судна.

Но редко, не значит никогда. К примеру, 22 июня 2011 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РФ было вынесено Определение по кассационной жалобе осужденных Б., А., X., У., Л. и М.

По приговору Архангельского областного суда они признаны виновными в пиратстве, т. е. в нападении на морское судно в целях завладения чужим имуществом, совершенном организованной группой с применением насилия и угрозой его применения, с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия. Преступление совершено на территории Балтийского моря, вне территориальных вод какого-либо государства.

В кассационных жалобах осужденные утверждали, что у них не было умысла на нападение на судно с целью завладения чужим имуществом (судном и грузом). Полагали, что в момент их прибытия на судно оно находилось в территориальных водах Королевства Швеция, а поэтому они должны нести ответственность по законам этого государства. Просили переквалифицировать их действия на ч. 3 ст. 211 УК РФ как угон водного транспорта и снизить срок наказания.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 22 июня 2011 г. приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

В Российской Федерации принимается ряд мер по предупреждению и предотвращению актов пиратства.

В Российской Федерации принят комплексный акт, направленный на защиту безопасности морского судоходства, - Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 324).

Федеральная система защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, представляет собой комплекс правовых, организационных, административных, оперативных, режимных, военных, технических и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение противоправных действий, создающих опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в отношении морского судоходства, минимизацию их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению противоправной деятельности в сфере морского судоходства (п. 2 Положения). Основной целью федеральной системы является защита судов, их экипажей и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от незаконных актов. В числе мер предусматривается создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня, подразделений морской безопасности, охрана судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственных запасов.

Мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, проводятся Минтрансом, ФСБ, МВД, Минобороны, ФТС, МИДом, МЧС, СВР, которые осуществляют указанные мероприятия в пределах своей компетенции как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом, с другими федеральными органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Положение распространяется:

а) на российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

б) на суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, и иностранные суда в пределах внутренних вод и территориального моря Российской Федерации;

в) на суда, указанные в п. «б», за пределами внутренних и территориальных вод в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

г) на морские порты Российской Федерации и закрепленные за ними территории и расположенные на них сооружения.

Выполнение задач по защите морского судоходства в части государственного регулирования, управления и контроля осуществляет Росморречфлот Минтранса во взаимодействии с указанными выше федеральными органами исполнительной власти и координационный совет по морской безопасности, который состоит из представителей этих федеральных органов. Защита морского судоходства осуществляется через подразделения морской безопасности Минтранса и администраций морских портов. В пределах территорий и акваторий морских торговых портов и акваторий морских специализированных портов защита морского судоходства от незаконных актов возлагается на администрации морских портов, которые в пределах своей компетенции осуществляют разработку, контроль и выполнение мероприятий, направленных на защиту судов, персонала морских торговых портов и судовладельцев. В морских портах создаются комиссии по морской безопасности, которые разрабатывают мероприятия по предотвращению незаконных актов и осуществляют контроль за выполнением этих мероприятий. В состав комиссий входят представители территориальных органов исполнительной власти, указанных выше. Комиссия возглавляется капитаном морского порта - руководителем администрации морского порта, и ее решения обязательны для всех судов, судовладельцев и других организаций, осуществляющих свою деятельность в порту. План обеспечения морской безопасности порта устанавливает порядок проведения режимных мероприятий, а также порядок экстренного выхода судов из порта, использования сил и средств соответствующих служб в случае совершения незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания.

Минтранс разрабатывает и согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требования по защите морского судоходства, учитывающие существующие в данной области международные нормы и стандарты, в частности руководства и рекомендации ИМО.

Руководство действиями сил и средств в случаях совершения преступлений террористического характера, угрожающих безопасности морского судоходства, или при возникновении непосредственной угрозы их совершения осуществляется оперативными штабами, создаваемыми для управления контртеррористическими операциями в соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом».

Управление контртеррористической операцией по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, осуществляется:

а) оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией в морском порту - в пределах зоны ответственности этого штаба;

б) оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией в соответствующем морском бассейне - в пределах внутренних вод, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

в) оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией Федеральной антитеррористической комиссии - в отдаленных от побережья России морских районах (открытое море вне пределов исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориальное море и внутренние воды иностранных государств - по разрешению или по просьбе этих государств).

Мероприятия по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, осуществляются силами и средствами федеральных органов исполнительной власти в рамках контртеррористической операции в отношении:

а) судов, плавающих под Государственным флагом РФ во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации, в открытом море;

б) судов, плавающих под флагом иностранного государства во внутренних водах, территориальном море Российской Федерации;

в) судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации во внутренних водах и территориальном море иностранного государства, а также судов, плавающих под флагом иностранного государства с гражданами России на борту за пределами ее территориального моря по разрешению (просьбе) прибрежного государства или государства флага, - в согласованном с этим государством порядке в ситуации, когда жизни указанных лиц непосредственно угрожает опасность и устранить эту опасность другими средствами не представляется возможным;

г) находящихся на территории Российской Федерации объектов управления движением морских судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего их персонала.

Целями мероприятий по пресечению незаконных актов являются: обеспечение безопасности пассажиров и экипажа захваченного судна и их освобождение; обезвреживание лиц, пытающихся захватить или захвативших судно; пресечение угона судна; ликвидация угрозы взрыва судна и т.п.

О факте совершения в пределах внутренних вод или территориального моря Российской Федерации незаконного акта в отношении судна, плавающего под Государственным флагом РФ, с иностранными гражданами на борту, или судна, плавающего под флагом иностранного государства, через МИД информируются дипломатические представительства (консульские учреждения) заинтересованных государств, расположенные на территории России, а также дипломатические представительства (консульские учреждения) государств, граждане которых совершили незаконный акт. При необходимости с этими государствами согласовываются меры по устранению угрозы безопасности судна, а также по проведению операции по пресечению незаконного акта.

Сведения о каждом незаконном акте, направленном против безопасности мореплавания, представляются Минтрансом в ИМО в соответствии с установленным этой организацией порядком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...