Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство зарубежных стран об ответственности за пиратство




 

«Пиратство, т.е. морской разбой, является одним из древнейших преступлений в истории человечества. Поскольку главным объектом посягательства при пиратстве выступает международное торговое судоходство, рассматриваемое деяние можно признать старейшим преступлением международного характера».

На международном уровне борьба с пиратством регулируется Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г.). До их принятия пиратство уже считалось преступлением по международному обычному праву.

Помимо этого, действуют Конвенция «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» и Протокол «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе» (оба документа приняты в Риме 10 марта 1988 г.).

Несмотря на выработанное мировым сообществом универсальное международно-правовое определение пиратства и признание необходимости совместных усилий для борьбы с этим явлением, в национальных законодательствах до сих пор наблюдается полный разнобой в вопросах криминализации рассматриваемого преступления.

«В настоящее время специальные составы пиратства имеются в уголовном законодательстве большинства стран мира, включая такие государства, как Австралия, Аргентина, Армения, Боливия, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Грузия, Замбия, Израиль, Казахстан, Кирибати, Коста-Рика, Куба, Македония, Мексика, Молдова, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Оман, Панама, Папуа - Новая Гвинея, ПМР, Республика Корея, РФ, Румыния, Сальвадор, Сингапур, Словения, Соломоновы острова, США, Таджикистан, Тувалу, Украина, Фиджи, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Эквадор, Эстония.

Нет таких составов в УК Австрии, Азербайджана, Албании, Андорры, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Индии, Испании, Италии, Киргизии, Латвии, Литвы, Мавритании, Мальты, Монголии, Норвегии, Пакистана, Парагвая, Перу, Судана, Таиланда, Туниса, Туркменистана, Узбекистана, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Японии».

При этом интересно отметить, что УК Азербайджана, хотя и не содержит состава пиратства, распространяет на это деяние принцип универсальной юрисдикции (ст. 12).

В тех странах, где отсутствуют специальные нормы о пиратстве, соответствующие действия, очевидно, должны квалифицироваться как разбой или бандитизм.

Разное понимание национальными законодателями правовой природы пиратства и присущего ему основного объекта посягательства определило различное место данного деяния в системе Особенной части уголовного права.

В большинстве государств (где имеется подобный состав) пиратство рассматривается, прежде всего, как посягательство на международный правопорядок. Соответственно данный состав включается в главу о преступлениях против международного права (Боливия, Венесуэла, Гондурас, Кирибати, Куба, Македония, Мексика, Хорватия). В УК Украины оно отнесено в главу «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка», в УК Эстонии - в раздел «Преступления против международной безопасности».

В других государствах в пиратстве видят своего рода «водный» аналог бандитизма, поэтому относят это деяние к преступлениям против общественной безопасности (Армения, Грузия, Казахстан, КНР, Молдова, РФ, Таджикистан). Международный характер пиратства при этом полностью игнорируется.

Изредка встречаются и другие подходы. Например, в УК Румынии пиратство отнесено к преступлениям против собственности, в УК Никарагуа - к преступлениям против внешней безопасности государства, в УК Нидерландов этот состав помещен в главу «Преступления, связанные с судоходством и авиацией», а в УК Черногории - в главу «Преступления против безопасности общественного транспорта».

Любая пиратская деятельность, и пиратское нападение в частности, включает в себя деяния, имеющие признаки других составов преступлений - разбоя, бандитизма, убийства и др. В этом отношении без особой нормы о пиратстве можно было бы и обойтись, как это сделали некоторые государства.

Весь смысл специальной криминализации пиратства заключается в формулировании особого деяния, в отношении которого данное государство готово осуществлять универсальную юрисдикцию в соответствии с нормами международного права. Это деяние должно носить именно международный характер, поскольку было бы странным и неоправданным устанавливать универсальную юрисдикцию в отношении актов разбоя, совершенных в речных или иных внутренних водах другого государства.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. (ст. 101) пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подп. «a» или «b».

Аналогичное определение дается и в Конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 15).

В обеих конвенциях предусматриваются также пиратством действия «военного судна или государственного судна, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном» (ст. 16 Конвенции 1958 г. и ст. 102 Конвенции 1982 г.).

Как показывает изучение зарубежных законодательств, только в отдельных странах конструкция состава пиратства в уголовном законе основана на конвенционных нормах (Вануату, Федерация Боснии и Герцеговины, Канада, Новая Зеландия) или хотя бы ориентирована на них (Македония, Молдова, Словения, Филиппины, Эстония). Соответственно применительно к этим странам можно говорить об имплементации международных норм о пиратстве в форме инкорпорации, отсылки или трансформации.

В большинстве стран конструкция состава пиратства не имеет отношения к международно-правовому пониманию этого деяния (Армения, Грузия, КНР, Оман, ПМР, РФ, Таджикистан).

Так, типичным определением пиратства в УК стран СНГ является следующее: «нападение на морское или речное судно с целью завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения» (ч. 1 ст. 227 УК РФ, ч. 1 ст. 220 УК Армении). Нетрудно заметить, что оно имеет мало общего с конвенционной дефиницией.

Примером имплементации международных норм о пиратстве путем их трансформации (т.е. частичного изменения) может служить определение пиратства в ч. 1 ст. 289 УК Молдовы: «ограбление, совершенное в личных целях экипажем или пассажирами судна в отношении лиц или имущества, находящихся на борту этого судна, либо в отношении другого судна, если суда находятся в открытом море или другом месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства».

Отсылочный характер носит имплементация в УК Вануату, Канады, Новой Зеландии. Так, согласно ч. 1 ст. 74 УК Канады пиратство совершает каждый, кто выполняет любое действие, которое по международному праву является пиратством.

От актов терроризма на море и в воздухе пиратство отличает цель - получение имущественной выгоды, захват имущества.

В Конвенции 1982 г. в качестве конститутивного признака пиратства указано совершение его в личных целях («неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями»). Категория «личные цели» весьма широка и включает в себя не только имущественное обогащение (корыстные мотивы), но и, например, месть, удовлетворение половых инстинктов. На практике, однако, любые другие цели и мотивы, кроме корыстных, для пиратства не характерны.

В национальных законодательствах отсутствует единый подход к описанию субъективной стороны состава пиратства в том, что касается целей виновного.

Вслед за Конвенцией личные цели нападения в качестве признака субъективной стороны пиратства указаны в УК Молдовы, Румынии.

В УК стран СНГ (Армения, Грузия, Казахстан, РФ) в юридическую конструкцию состава пиратства входит специальная цель - «завладение чужим имуществом».

По УК Аргентины (ст. 198) пиратское нападение на судно совершается «с целью завладеть им либо захватить перевозимые им предметы или людей».

В качестве цели указываются также: «получение выгоды или причинение вреда» (УК Македонии), «захват судна или его груза либо причинение вреда экипажу или пассажирам судна» (УК Омана).

Вообще не указаны цели и мотивы при описании состава пиратства в УК Боливии, КНР, Республики Корея.

Как показывает сравнительный анализ, в современных уголовных законодательствах существуют три модели криминализации пиратских действий.

В соответствии с первой из них в объективную сторону пиратства входит только непосредственно пиратское нападение (Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, РФ, Эстония).

Очевидно, все другие действия, такие как снаряжение пиратского корабля, вступление в его экипаж, должны рассматриваться как приготовление.

Согласно второму подходу (Аргентина, Боливия, Гватемала, Коста-Рика, Сальвадор) криминализируются как собственно пиратское нападение, так и другие действия, связанные с пиратством.

Например, по УК Аргентины помимо пиратов наказуем также тот, кто самостоятельно или через других лиц снарядил судно или воздушное судно для занятия пиратством; либо, находясь на территории республики, сознательно осуществлял соучастие деятельности пиратов или оказал им содействие.

Наконец, в третьей группе стран имеет место криминализация пиратства по остаточному принципу. То есть в самостоятельный состав выделяются только те действия, связанные с пиратством, которые нельзя непосредственно квалифицировать по статьям о разбое, бандитизме, убийстве.

Так, в УК Польши имеется специальная норма (ст. 170), по которой несет ответственность лицо, вооружающее или приспосабливающее морское судно для совершения на море разбоя или поступающее на службу на такое судно. При этом сами акты пиратского нападения в самостоятельный состав не выделяются.

По УК Украины (ч. 1 ст. 446) пиратство определяется как «использование с целью получения материального вознаграждения или иной личной выгоды вооруженного или невооруженного судна для захвата другого морского или речного судна, применения насилия, ограбления или других вражеских действий в отношении экипажа или пассажиров такого судна». Судя по приведенной конструкции, законодатель хотел криминализировать пиратскую деятельность как таковую, вне связи с конкретными случаями разбоя (подобно тому, как криминализирован бандитизм). Однако смущает наличие в той же статье квалифицирующего признака «те же деяния, совершенные повторно либо повлекшие гибель людей или другие тяжкие последствия», который можно связать только с актом нападения.

Также довольно сложной представляется юридическая конструкция пиратства в УК Нидерландов (ст. 381), которая не предусматривает непосредственно ответственности за пиратское нападение. Ответственность по указанной статье несет тот, кто сознательно поступает на службу на пиратское судно или служит капитаном такого судна. Однако, если в результате нападения на борту судна или воздушного судна, подвергшегося нападению, в результате актов насилия следует смерть лица, капитан или командир воздушного судна и лица, участвующие в актах насилия, подлежат более строгой ответственности.

Большинство государств при формулировании состава пиратства предпочло проигнорировать специальный территориальный признак, а именно то, что конвенционное пиратство может совершаться только в открытом море или ином месте вне юрисдикции государств.

Более того, указав в качестве объекта нападения только речное судно (ПМР, Таджикистан), соответствующие страны сознательно отказались от криминализации пиратства в его международном (и вообще в традиционном) понимании.

Лишь в некоторых странах в соответствии с определением Конвенции 1982 г. пиратством признается только нападение, совершенное в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства (Федерация Боснии и Герцеговины, Македония, Молдова, Нидерланды, Румыния, Словения, Филиппины, Эстония).

Нет указания на территориальную сферу в УК Армении, Боливии, Грузии, Казахстана, КНР, РФ, Украины.

Согласно Конвенции 1982 г. в качестве пиратства квалифицируется нападение, предпринятое против другого судна или летательного аппарата.

В соответствии с вышеуказанной конвенционной нормой уголовное законодательство Аргентины, Боливии, Федерации Боснии и Герцеговины, Кубы, Македонии, Нидерландов, Румынии, Словении не делает различий между морским и воздушным пиратством, криминализируя и то и другое в одной статье УК.

В других странах в качестве объекта пиратского нападения указаны:

речное судно (ПМР, Таджикистан);

морское или речное судно (Армения, Гватемала, Гондурас, РФ, Украина);

водное судно или иное плавучее средство (Грузия).

В УК КНР (ст. 122) законодатель криминализировал в одной статье захват как водного судна, так и автотранспорта.

Субъектом пиратства в соответствии с Конвенцией 1982 г. могут быть экипаж или пассажиры какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата. Именно так он определен в УК Федерации Боснии и Герцеговины.

Субъект также конкретизирован в УК Молдовы (ч. 1 ст. 289) - «ограбление, совершенное в личных целях экипажем или пассажирами судна в отношении лиц или имущества, находящихся на борту этого судна, либо в отношении другого судна». Примерно такая же характеристика субъекта дана в УК Румынии и Словении («экипажем или пассажирами судна или воздушного судна»).

Диспозиция УК Армении, Грузии, Казахстана, КНР, Омана, Республики Корея, РФ не называет субъектов пиратства. Это дает основание полагать, что возможно нападение на корабль не только с моря, но и с суши и воздуха.

Квалифицирующие признаки пиратства указаны в УК Аргентины, Армении, Грузии, Казахстана, КНР, Молдовы, Республики Корея, Румынии, Таджикистана, Украины, Филиппин, Хорватии, Эстонии.

Нет таких признаков в УК Боливии, Венесуэлы, Гватемалы.

Основными квалифицирующими признаками пиратства являются:

совершение неоднократно, повторно (Грузия, Казахстан, РФ, Таджикистан);

совершение организованной группой (Армения, Казахстан, Молдова, РФ, Таджикистан);

причинение смерти по неосторожности (Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, РФ);

наступление иных (помимо смерти потерпевшего) тяжких последствий (Армения, Грузия, Казахстан, РФ).

Согласно УК Аргентины, Коста-Рики, Сальвадора квалифицированным считается пиратство, если акты насилия привели к смерти находившегося на атакованном судне или воздушном судне человека.

По УК Филиппин (ст. 123) квалифицированными считаются случаи пиратства, когда виновные захватили судно путем абордажа и стрельбы, а также когда пираты бросили своих жертв без средств спасения.

В большинстве стран пиратство не включает, даже в виде квалифицирующих признаков, преднамеренное убийство. В случае совершения последнего в ходе нападения такие действия должны квалифицироваться по совокупности.

Исключение составляют УК Республики Корея, Филиппин, Хорватии, где убийство - один из квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления. В УК Кубы убийство предусмотрено в качестве одной из целей совершения актов пиратства.

Пиратство всегда рассматривалось государствами как одно из тягчайших преступлений, которое посягает не только на порядок международных отношений, но и на человеческую жизнь и здоровье. Современные акты пиратства, как и прежде, сопровождаются вооруженным насилием, нередко приводят к гибели членов экипажей судов и пассажиров или причинению вреда их здоровью.

Поэтому все национальные законодательства (где имеется такой состав) относят пиратство к категории тяжких или особо тяжких преступлений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преступления против общественной безопасности являются одними из наиболее опасных деяний, установленных в Уголовном кодексе РФ. В первую очередь так можно утверждать из-за того, что данные преступления наиболее часто совершаются в совокупности с другими тяжкими и особо тяжкими деяниями против личности. На первый взгляд, преступления против общественной безопасности дублируют другие преступления (например, захват заложника и похищение человека, пиратство и разбой и др.), но они имеют существенные отличия по субъекту, субъективной стороне, объекту и объективной стороне. Зачастую отличие может выражаться в цели совершения преступления, и тогда она становится обязательным признаком состава преступления.

В Уголовном кодексе РФ выделена глава 24 «Преступления против общественной безопасности». Законодатель не выделяет виды данного рода преступлений. В теории же составы преступлений, содержащиеся в главе 24 Уголовного кодекса РФ, разделяются на несколько видов.

Во-первых, исследователи выделяют две большие группы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Во-вторых, группа преступлений против общественной безопасности делится, в свою очередь, на ряд специальных видов: преступления против системы общественной безопасности (ст. 205-210, 212, 215.1, 215.2 УК РФ); преступления, создающие угрозу массового поражения людей, нарушения нормальной деятельности хозяйственных объектов и объектов социальной значимости, опасного для здоровья людей заражения местности (ст. 215, 216-221 УК РФ); преступления, нарушающие правила обращения с оружием и взрывчатыми веществами (ст. 222-226 УК РФ); преступления, покушающиеся на нормальную работу железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 211, 227 УК РФ).

Все данные деяния объединяет характеристика элементов состава преступления. Родовым объектом посягательства является общественная безопасность и общественный порядок в широком смысле слова. Большинство преступлений совершается в форме действия (ст. 205, 206, 207, 209, 212, 213, 214, 227 и др.), но также некоторые из них совершаются путем бездействия (ст. 224, 270 и др.) и как путем действия, так и путем бездействия (ст. 215.1, 216, 217, 236, 237, 250 и др.). Преступления, содержащиеся в гл. 24 УК РФ, имеют формальные составы. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, по неосторожности могут быть совершены только отдельные виды преступлений (ст. 218, 219, 224, 225). Для некоторых составов обязательно наличие мотива (ст. 213, 214) или цели (ст. 205, 206, 209, 210, 211, 227). Если говорить о субъекте преступления, то здесь существует градация: лицо, достигшее 14 лет (ст. 205, 206, 207, ч. 2 ст. 213, 214, 226); лицо, достигшее 16 лет (остальные преступления); специальный субъект (ст. 215.1, 219, 225).

Пиратство, как преступление против общественной безопасности, было внесено впервые в Уголовный кодекс РФ 1996 года.

Никто не спорит, что данное преступление носит международный характер. Вследствие этого и регулирование отношений по охране объекта данного деяния осуществляется с участием международного права и международных организаций.

В российском уголовном законодательстве состав пиратства имеет ряд особенностей. При пиратстве цель нападения - не угон, а завладение чужим имуществом (самим судном, находящимся на его борту грузом, имуществом пассажиров и членов команды). Обязательный признак пиратства - применение насилия либо угроза его применения (ч. 1 ст. 227 УК). Квалифицирующим признаком является применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 227 УК), особо квалифицирующим признаком, как и при угоне, - совершение акта пиратства организованной группой, либо если нападение повлекло по неосторожности гибель человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 227). Объекты данного преступления - общественная безопасность и свобода мореплавания. Предметом нападения является морское или речное судно. Объективная сторона выражается в нападении на судно и последующем насилии над членами экипажа, а возможно, и пассажирами в целях завладения чужим имуществом. Субъект преступления - общий (лицо, достигшее 16 лет).

Пиратство, будучи одним из древнейших преступлений международного характера, сегодня, в начале XXI в., продолжает оставаться главной угрозой международному судоходству в ряде районов Мирового океана. Соответственно сохраняет свою актуальность международное сотрудничество в борьбе с этим особо опасным видом преступной деятельности.

Одним из направлений развития такого сотрудничества является гармонизация национальных уголовных законодательств в вопросах, касающихся пресечения пиратства. Однако, как показал проведенный сравнительный анализ, в этой области мировое сообщество пока не демонстрирует единства правовых подходов.

Прежде всего, пиратство как самостоятельное преступление криминализировано к настоящему времени только немногим более чем в половине стран мира.

Во-вторых, несмотря на наличие авторитетного (хотя и не бесспорного) конвенционного определения пиратства в современных национальных уголовных законодательствах не сложилось единого понимания сущности этого деяния.

Главные различия в юридической конструкции пиратства связаны с территориальным признаком. Если в одних странах законодатели вслед за Конвенцией 1982 г. признают пиратством только деяния, совершаемые вне юрисдикции какого бы то ни было государства, то в других в странах месту совершения данного преступления не придается значения либо даже оно ограничивается внутренней территорией государства. Соответственно в первых странах пиратство рассматривается прежде всего как посягательство на международный правопорядок, во вторых - преимущественно как преступление против общественной безопасности.

Представляется, что именно те признаки состава пиратства, которые указаны в Конвенции 1982 г., позволяют вычленить его как особое преступное деяние, подпадающее под универсальную юрисдикцию, в чем, собственно, и состоит цель специальной криминализации. В связи с этим можно утверждать, что наличие в уголовном законодательстве Российской Федерации и ряда других стран СНГ состава пиратства, не имеющего прямого отношения к конвенционному пониманию этого деяния, лишено всякого смысла.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты Российской Федерации

.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//РГ, N 7, 21.01.2009

.   Уголовный кодекс Российской федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// СЗ РФ - 17.06.1996 - № 25 - ст. 2954

.   Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями)// СЗ РФ - 3.06.1996 - № 23 - ст. 2750

.   Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 384-ФЗ «О безопасности»// СЗ РФ - 3.01.2011 - № 1 - ст. 2

.   Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»// СЗ РФ - 15.02.2010 - № 7 - ст. 724

.   Указ Президента РФ от 24.04.2010 № 516 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1844 от 20 ноября 2008 г.»// СЗ РФ - 26.04.2010 - № 17 - ст. 2058

.   Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27.07.2001)// СПС Консультант Плюс

.   Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ - 9.05.2011 - № 19 - ст. 2721

.   Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// СЗ РФ - 18.05.2009 - № 20 - ст. 2444

.   Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 декабря 2009 г. № 456-СФ «Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»// СПС Гарант

.   Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 марта 2009 г. № 54-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»// СПС Гарант

.   Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 324 // СЗ РФ. - 2000. - N 16. - Ст. 1714

.   Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.// СПС Гарант

.   Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.// СПС Гарант

Международные правовые акты

.   Конвенция об открытом море (Заключена в г. Женева 29.04.1958)// СПС Консультант Плюс

.   Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) // СПС Консультант Плюс

17. Конвенция ИМО о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.// www.cisatc.org./file.xp?idb=87408885&fn=.doc&size=195584 <http://www.cisatc.org./file.xp?idb=87408885&fn=.doc&size=195584>

Судебная практика

.   Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» от 9 февраля 2012 г. № 1// СПС Консультант Плюс

.   Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2011 г. № 1-011-20 (извлечение)// БВС РФ - 2012 - № 1

Учебная литература

.   Питулько К.В, Коряковцев В.В. Уголовное право. Особенная часть. - М., 2010 -256 с.

.   Уголовное право России. Особенная часть (под ред. Ревина В.П.) - М., 2010 -392 с.

22. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник для вузов (под ред. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И.) Изд. испр., доп. - М.: Инфра-М Контракт, 2006. - 739 с.

23. Уголовное право РФ. Особенная часть (под ред. Иногамовой-Хегай Л.В. и др.) 2-е изд. - М., 2008 - 800 с.

Специальная литература

.   Григорян В. Л., Дмитриев В. И. Пиратство, разбой и терроризм на море. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004 - 479 с.

.   Есаков Г. А., Рарог А. И., Чучаев А. И. Настольная книга судьи по уголовным делам (отв. ред. А. И. Рарог)// СПС Консультант Плюс

.   Иванов Г. Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. Изд. 2-е, пер. и доп.// СПС Консультант Плюс

.   Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. - М.: Статут, 2007. - 497 с.

.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А. И. Рарог). Изд. 7-е, пер., доп.// СПС Консультант Плюс

.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Чучаева А. И.). Изд. 2-е, исп., доп., пер.// СПС Консультант Плюс

.   Котухов С. А., Кузьмин В. А., Соболева Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»// Подготовлен для системы Консультант Плюс

.   Ромашев Ю. С. Международное правоохранительное право. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 650 с.

Периодическая литература

.   Давыденко А. А. Пиратство: новый виток эслакации // Морские вести России - 2009 - № 17. - с. 6-8.

.   Додонов В. Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве/ В. Н. Додонов// Транспортное право - 2008 - № 4 - с. 23-27.

.   Каюмова А. Р. Современное пиратство: некоторые правовые и практические проблемы противодействия/А. Р. Каюмова// Российский следователь - 2010 - № 23. - с. 25-28.

.   Климов А. С. Проблемы квалификации пиратства по Уголовному кодексу РФ/ А. С. Климов// Внешнеторговое право - 2008 - № 2. - с. 17-19.

.   Колодкин А. Л., Смирнова Е. В. История борьбы с морским пиратством: от древности до нового времени/А. Л. Колодкин// История государства и права - 2009 - № 24. - с. 15-19.

.   Марков С. Терроризм на море - угроза национальной безопасности России/С. Марков// Обозреватель- Observer - 2011. - № 4. - с. 24-30.

.   Нагаева Т. И. Пиратство как вид преступного деяния (историко-правовой аспект)/ Т. И. Нагаева// История государства и права - 2010 - № 10. - с. 11-14.

Электронный ресурс

39. Интервью Ю. Я. Чайки программе «Вести недели», телеканал Россия// <http://www.genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-65694/>

.   Ковалев А.А. Конференция «Морское пиратство: возможные пути решения проблемы» [Электрон. ресурс] www.dipacademy.ru/news387.shtml. <http://www.dipacademy.ru/news387.shtml.> 2010. 10 апреля.

.   Пиратство и терроризм - две стороны одной медали// http://flot.com/nowadays/tasks/piracy/twofaces/

.    <http://www.korabel.ru/news/comments/vmf_rossii_podveli_itogi_borbi_s_piratstvom_v_2011_godu.html>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...