Теоретические основы организации процесса обучения в учреждениях среднего профессионального
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Бурцева Л.П. Б91 Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Л.П. Бурцева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 160 с. ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука)
Пособие содержит обобщенный теоретический материал по ор-ганизации процесса профессионального обучения в современных условиях и комплекс заданий разного характера, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения. Содержание пособия со-ответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) для профиля «Экономика и управление». Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов педагогических и профессионально-педагогических вузов по дисциплинам «Методика профессионального обучения», «Практикум по методике профессионального обучения», «Психолого-педагогический практикум». УДК 377(075.8) ББК 74.00я78 ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА) © Бурцева Л.П., 2015 ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука) © Издательство «ФЛИНТА», 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ……………………………………………………..…….5 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……….………..…8 1.1 Основные направления развития профессионального образованияв России в XXI в. …………….…………………...…….8 1.2 Ключевые понятия компетентностного подхода ………...…....13 1.3. Технологии и методы обучения, направленные на реализацию идей компетентностного подхода………...………….……………..21
Раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …….....28
2.1. Методика профессионального обучения как научная отрасль или учебная дисциплина…….……...……...…………..…………….28 2.2. Особенности методической деятельности педагога профессионального обучения ………………………………...….....51 2.3. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования ……..….60 Раздел 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯСОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …………...……….....67 3.1 Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования.…………………...……………………………...…...…67 3.2 Формы организации теоретического и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования ………….……………………………………….………77 3.3. Отбор и проектирование содержания теоретического и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования ……………………....84
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………...….102 4.1. Отбор и проектирование дидактических средств, методов и технологий профессионального обучения при подготовке рабочих (специалистов) в учреждениях среднего профессионального образования ……………...……………102 4.2. Проектирование учебного занятия теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях среднего профессионального образования …………......…........110 4.3. Проектирование контрольно-оценочных средств в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования …………………………………..……...…………....129 4.4. Анализ учебного занятия теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях среднего профессионального образования ………………………..……....135
Контрольные задания по курсу «Методика профессионального обучения. Практикум но методике профессионального обучения»…………………………...……………….……….…....141
Литература ………………………………………………......……155
ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые бакалавры!
Сегодня становится все более очевидным, что только про-фессионалы, способные «делать дело» и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кри- зиса, возврат к национально-культурным традициям и полно-ценным контактам с другими странами и народами. Образо- вательный процесс в вузах в период внедрения и реализации ФГОС стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого осмысления преподавателя- ми закономерностей педагогической деятельности, принципов и методов обучения п воспитания, развития личности студен- тов, их профессионального становления п определения. Таким образом, первостепенное значение приобретает функция под- готовки студентов к профессиональной деятельности, препода- ватель становится необходимым спутником студента в учебном процессе, в его профессиональном определении, утверждении и росте. Профессиональная школа длительное время ориентиро- валась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию профессионального мастерства ее выпускни- ков. Это не стимулировало должным образом развитие про-фессиональной компетентности студентов, стремление их к образованию и самообразованию. Учитывая основные тенден- ции современного профессионального образования, возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки компетентных специалистов в вузе. Стало очевидным, что про-фессиональное образование должно ориентироваться на спе-циализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Необходимо формирование высокого мастерства, позволяющего выпускни- ку быть конкурентоспособным на рынке труда; обеспечение вы- сокой мобильности специалистов и их способности оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющим-ся условиям производства. А так же быть способными самосто- ятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответствен- ные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Курс «Методика профессионального обучения» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин профес- сионального цикла. Освоение данного курса базируется па изучении таких учебных дисциплин, как «Общая и профессио- нальная педагогика», «Педагогические технологии», «Психо- логия профессионального образования», «Введение в профес-сионально-педагогическую специальность», «Практическое (производственное) обучение». Знания и умения, общекультур- ные и профессиональные компетенции, развиваемые в процес- се изучения курса «Методика профессионального обучения», закрепляются и включаются в осваиваемую профессиональную деятельность на педагогической и преддипломной практике. «Методика профессионального обучения» - учебное посо- бие, предназначенное для самостоятельной работы студентов, построенное на основе требований Федерального государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предусматривающее закрепление знаний, от- работку практических умений и развитие профессиональных компетенций студентов-бакалавров по всем темам учебной дис-циплины. Каждая представленная в пособии тема учебной дисципли- ны содержит перечень общекультурных и профессиональных компетенций, развитие которых максимально предусмотре- но заданиями данной темы, список основных дидактических единиц, подлежащих усвоению, и комплекс учебных заданий. Задания могут использоваться во внеаудиторной самостоя- тельной работе студентов, а также стать предметом индивиду- ального или коллективного проектирования и последующего обсуждения на аудиторных занятиях. Задания представлены в различной форме. Помещенные в пособии фрагменты из учеб- ников, учебных пособий, научных монографий и статей служат теоретической основой выполнения предлагаемых заданий. Необходимо обратить внимание при выполнении заданий на их формулировку и дополнительную информацию к зада- нию; многие задания предполагают вариативность ответов и актуализацию межпредметных связей; все предлагаемые зада- ния носят практикоориентированный характер и требуют аргу-ментации и обоснования.
Пособие заканчивается контрольными заданиями, по кото-рым можно проверить свои знания, умения, компетенции по дисциплине, а также подготовиться к экзамену.
Условные обозначения, применяемые в пособии:
!!! теоретический материал обобщающего характера ► — задание © дополнительный информационный материал для вы-полнения задания ▲ — задание обобщающего характера
Удачного изучения дисциплины!
˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗Раздел 1˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ _______________________________________________________ Перечень формируемых компетенций: способен на-учно анализировать социально значимые проблемы и про-цессы, умеет использовать на практике методы гуманитар-ных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности; готов анали-зировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности; способен вы-полнять профессионально-педагогические функции для обе-спечения эффективной организации и управления педагогиче-ским процессом подготовки рабочих (специалистов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|