Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы организации процесса обучения в учреждениях среднего профессионального




Бурцева Л.П.

Б91 Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Л.П. Бурцева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 160 с.

ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА)

ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука)

 

Пособие содержит обобщенный теоретический материал по ор-ганизации процесса профессионального обучения в современных условиях и комплекс заданий разного характера, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения. Содержание пособия со-ответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) для профиля «Экономика и управление».

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов педагогических и профессионально-педагогических вузов по дисциплинам «Методика профессионального обучения», «Практикум по методике профессионального обучения», «Психолого-педагогический практикум».

УДК 377(075.8)

ББК 74.00я78

ISBN 978-5-9765-2054-7 (ФЛИНТА) © Бурцева Л.П., 2015

ISBN 978-5-02-038620-4 (Наука) © Издательство «ФЛИНТА», 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ……………………………………………………..…….5

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……….………..…8

1.1 Основные направления развития профессионального образованияв России в XXI в. …………….…………………...…….8

1.2 Ключевые понятия компетентностного подхода ………...…....13

1.3. Технологии и методы обучения, направленные на реализацию

идей компетентностного подхода………...………….……………..21

 

Раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …….....28

2.1. Методика профессионального обучения как научная отрасль

или учебная дисциплина…….……...……...…………..…………….28

2.2. Особенности методической деятельности педагога

профессионального обучения ………………………………...….....51

2.3. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования ……..….60

Раздел 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯСОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …………...……….....67

3.1 Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования.…………………...……………………………...…...…67

3.2 Формы организации теоретического и практического обучения

в образовательных учреждениях среднего профессионального

образования ………….……………………………………….………77

3.3. Отбор и проектирование содержания теоретического

и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования ……………………....84

 

 

Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И ЕГО КОМПОНЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………...….102

4.1. Отбор и проектирование дидактических средств, методов

и технологий профессионального обучения при подготовке

рабочих (специалистов) в учреждениях среднего

профессионального образования ……………...……………102

4.2. Проектирование учебного занятия теоретического

и практического (производственного) обучения в учреждениях

среднего профессионального образования …………......…........110

4.3. Проектирование контрольно-оценочных средств

в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования …………………………………..……...…………....129

4.4. Анализ учебного занятия теоретического и практического (производственного) обучения в учреждениях среднего профессионального образования ………………………..……....135

 

Контрольные задания по курсу «Методика профессионального

обучения. Практикум но методике профессионального

обучения»…………………………...……………….……….…....141

 

Литература ………………………………………………......……155

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые бакалавры!

 

Сегодня становится все более очевидным, что только про-фессионалы, способные «делать дело» и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кри- зиса, возврат к национально-культурным традициям и полно-ценным контактам с другими странами и народами. Образо- вательный процесс в вузах в период внедрения и реализации ФГОС стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого осмысления преподавателя- ми закономерностей педагогической деятельности, принципов и методов обучения п воспитания, развития личности студен- тов, их профессионального становления п определения. Таким образом, первостепенное значение приобретает функция под- готовки студентов к профессиональной деятельности, препода- ватель становится необходимым спутником студента в учебном процессе, в его профессиональном определении, утверждении и росте.

Профессиональная школа длительное время ориентиро- валась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию профессионального мастерства ее выпускни- ков. Это не стимулировало должным образом развитие про-фессиональной компетентности студентов, стремление их к образованию и самообразованию. Учитывая основные тенден- ции современного профессионального образования, возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки компетентных специалистов в вузе. Стало очевидным, что про-фессиональное образование должно ориентироваться на спе-циализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Необходимо формирование высокого мастерства, позволяющего выпускни- ку быть конкурентоспособным на рынке труда; обеспечение вы- сокой мобильности специалистов и их способности оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющим-ся условиям производства. А так же быть способными самосто- ятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответствен- ные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.

Курс «Методика профессионального обучения» входит в базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин профес- сионального цикла. Освоение данного курса базируется па изучении таких учебных дисциплин, как «Общая и профессио- нальная педагогика», «Педагогические технологии», «Психо- логия профессионального образования», «Введение в профес-сионально-педагогическую специальность», «Практическое (производственное) обучение». Знания и умения, общекультур- ные и профессиональные компетенции, развиваемые в процес- се изучения курса «Методика профессионального обучения», закрепляются и включаются в осваиваемую профессиональную деятельность на педагогической и преддипломной практике.

«Методика профессионального обучения» - учебное посо- бие, предназначенное для самостоятельной работы студентов, построенное на основе требований Федерального государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предусматривающее закрепление знаний, от- работку практических умений и развитие профессиональных компетенций студентов-бакалавров по всем темам учебной дис-циплины.

Каждая представленная в пособии тема учебной дисципли- ны содержит перечень общекультурных и профессиональных компетенций, развитие которых максимально предусмотре- но заданиями данной темы, список основных дидактических единиц, подлежащих усвоению, и комплекс учебных заданий. Задания могут использоваться во внеаудиторной самостоя- тельной работе студентов, а также стать предметом индивиду- ального или коллективного проектирования и последующего обсуждения на аудиторных занятиях. Задания представлены в различной форме. Помещенные в пособии фрагменты из учеб- ников, учебных пособий, научных монографий и статей служат теоретической основой выполнения предлагаемых заданий.

Необходимо обратить внимание при выполнении заданий на их формулировку и дополнительную информацию к зада- нию; многие задания предполагают вариативность ответов и актуализацию межпредметных связей; все предлагаемые зада- ния носят практикоориентированный характер и требуют аргу-ментации и обоснования.

Пособие заканчивается контрольными заданиями, по кото-рым можно проверить свои знания, умения, компетенции по дисциплине, а также подготовиться к экзамену.

 

Условные обозначения, применяемые в пособии:

 

!!! теоретический материал обобщающего характера

► — задание

© дополнительный информационный материал для вы-полнения задания

▲ — задание обобщающего характера

 

Удачного изучения дисциплины!

 

˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗Раздел 1˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

_______________________________________________________

Перечень формируемых компетенций: способен на-учно анализировать социально значимые проблемы и про-цессы, умеет использовать на практике методы гуманитар-ных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности; готов анали-зировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности; способен вы-полнять профессионально-педагогические функции для обе-спечения эффективной организации и управления педагогиче-ским процессом подготовки рабочих (специалистов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...