Соотношение специальных и методических понятий
Таблица 1 (окончание)
☺ Текст 1. Экономика как наука изучает закономерности функционирования экономики как системы хозяйствования. При этом приоритетное значение имеет изучение экономиче-ских отношений и экономического инструментария, при помо-щи которого они реализуются. Экономика предприятия исследует закономерности про-текания экономических процессов на уровне хозяйствующего субъекта. При этом в центре внимания оказываются экономи-ческие отношения — как внутренние по отношения к предпри-ятию, так и внешние. Внутренние реализуются, во-первых, между собственником (собственниками) предприятия и трудо-вым коллективом, во-вторых, между отдельными участниками трудового процесса на предприятии (индивидами и/или под-разделениями). Внешние отношения связывают предприятие с экономическими субъектами, определяющими условия его хозяйствования — государством, субъектом (субъектами) тер-ритории, где происходят процессы производства и реализации продукции; поставщиками ресурсов; потребителями продук-ции; конкурентами. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне соз-даются необходимые обществу блага: производятся изделия и оказываются услуги.
Используя термины синергетической теории, можно ска-зать, что предприятия обеспечивают основной приток сво-бодной энергии в социально-экономическую систему. В дан-ном случае речь идет о квазиэнергетическом эквиваленте распределения материальных и информационных благ в об-ществе. (Романов Е.С. Экономика предприятия как учебная дисциплина. — Архангельск: Сев. Аркт. федер. ун-т, 2011.)
☺ Текст 2. Термин «маркетинг» возник в экономиче-ской литературе США на рубеже XIX—XX столетий. В осно- ву концепции маркетинга положены идеи удовлетворениянуждпотребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис пере-производства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка. В начале XX в. традиционным было коммерческое понима-ние маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производи-тель в состоянии выпускать. Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия и фирмы должны строить свою деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В настоящее время абсолютное большинство компаний про-мышленности, торговли, сферы услуг в США в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось по мере изменения условий производства и реализа-ции продукции. Среди специалистов нет общепринятого определения мар-кетинга. Маркетинг — система взглядов, функция координа-ции различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой — смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения.
Роль маркетинга заключается в том, что он призван при-вести производство в соответствие со спросом. Усилия марке-тинговых службнаправлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу. Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потре-бительским характеристикам, послепродажному обслужива- нию. При этом маркетинговые усилия должны быть направле- ны на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим, создать «приверженность» покупателя к товар-ной марке. Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного со-четания традиционной и новой продукции, он является осно-ванием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный мар-кетинг повышает культуру предпринимательской деятельно-сти, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели — с запросами покупателей. (Котлер Ф. Маркетинг. — СПб.: Питер, 2006.)
☺ Текст 3. Менеджмент — это научно-практическая и учеб-ная дисциплина, посвященная проблемам управления в органи-зации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне. В России XXI в. менеджмент преподается не только в вузах. От школ и техникумов до систем повышения квалификации и присвоения академической степени «Мастер делового админи-стрирования» (MBA) — вот диапазон менеджмента как учебной дисциплины. Естественно, издано немало учебников и учебных пособий. Зачем нужна еще одна книга? Часть учебной литературы по менеджменту является пере-водной и не отражает российской специфики. Часть отстала от современных научных разработок и недостаточно опирается на практический опыт управления. Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмо-трим их. 1. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельно-сти. Управление — это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления — это непрерывное осуществление последователь- ныx действий от прогноза предстоящей деятельности, поста-новки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2. Менеджментом называют сам процесс управления, со всем и его функциями, методами и средствами. Процесс менед- жмента предполагает выполнение определенных функций. Ta- ких как прогнозирование, планирование, создание организаци-онных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Напри- мер, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соот- ветствующие технические средства — компьютеры, программ-ные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятель-ности в единое целое. 3. Менеджмент — это орган управления, например, сово-купность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют орга-низационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. 4. Под менеджментом понимают категорию людей, профес-сионально занимающихся управлением, работающих на долж-ностях, входящих в аппарат управления. 5. Менеджмент — это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из эко-номических наук. Проводятся научно-исследовательские рабо- ты, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. 6. Менеджмент как научная дисциплина опирается на прак- тику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление. 7. Менеджмент — это не только наука, но и искусство управ-ления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управ- ления. Реальное управление, особенно оперативное – скорееискусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только зна-ния, но и интуитивное понимание людей, которыми он управ-ляет.
8. Наконец, менеджмент — это учебная дисциплина, посвя-щенная управлению. В России менеджменту учат всех студен-тов экономических специальностей. О нем рассказывают буду-щим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников. Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» от-нюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого по-нятия. (Орлов А.И. Менеджмент. — М.: Изумруд, 2003.)
► Задание 6. Используя представленный ниже информационный фрагмент, выделите основные этапы развития методики профес-сионального обучения. Заполните табл. 2. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|