Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития профессионального образования в России в XXI в.




 

В период, когда экономика живет в режиме периодическо-го технологического и организационного обновления, постоян-ного совершенствования методов производства и принципов управления, к работнику предъявляют совершенно новые тре-бования. Работодатели отдают предпочтение творчески актив-ным людям, владеющим передовыми технологиями, способным практически применять свои знания. Ценится способность обе-спечить высокое качество быстро меняющейся но своим харак-теристикам и технологически всё более сложной продукции, удержать низкую себестоимость изделий путём постоянного совершенствования - методов производства, стремление к со-вершенствованию и расширению своих знаний, способность постоянно учиться.

Профессиональное образование XXI в. определяет следую-щие тенденции:

- интернационализация содержания профессионального образования, достижение стандартов международного уровня;

- содержание образовательной программы - не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых и профессиональ-ных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изме-нения рынка труда;

- непрерывность профессионального образования в тече-ние всей жизни человека;

- переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений среднего профес-сионального образования, не имея достаточной профессио-нальной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее ме-сто не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В качестве основного меха-низма, который, по мнению В.И. Блинова, призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономи-ки, а также снизить недопустимо высокие потери средств, рас-ходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабо-чих и специалистов средней квалификации, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций вы-пускника [1, 37].

Обеспечение качества профессионального образования, способствующего достижению соответствия рынка образова-тельных услуг требованиям современного рынка груда, пред-полагает организацию образовательного процесса на основе компетентностного подхода, содействующего формированию целостного опыта выявления и разрешения профессиональных, социокультурных и других противоречий в профессиональных и жизненных проблемных ситуациях.

Профессиональное образование ориентируется на станов-ление социально и профессионально активной личности, об-ладающей высокой компетентностью, мобильностью и про-фессионализмом. Принцип профессиональной мобильности предполагает выработку умений творчески применять знания в производственном труде, самостоятельно приобретать их в дальнейшей жизни. Чем выше и качественнее будет уровень об-разования, тем успешнее выпускники смогут осваивать на про-изводстве новые специальности, и тем эффективнее принцип профессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства и самого человека.

Компетентностный подход отражает такой вид содержа-ния профессионального образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает це-лостный опыт решения жизненных проблем, выполнения клю-чевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функ-ций, социальных ролей, компетенций.

Современное среднее профессиональное образование долж-но быть ориентировано не столько на получение студентом го-товых конкретных знаний или формирование частных умений, сколько на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к овладению новыми знаниями, раз-витие творческих способностей и самостоятельности в приня-тии ответственных решений. Другими словами, для результата образования важным становится не только что знает будущий специалист, но и как он может действовать.

Следуя этому, компетентностный подход выдвигает на пер-вое место не информированность обучающегося, а умение ре-шать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении действительности;

2) при освоении техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ро-лей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, го-рожанина, избирателя;

5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обу-чению в профессиональном учебном заведении, когда необхо-димо ориентироваться на рынке труда;

7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способом разрешения конфликтов.

Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе компетентностного подхода предполагает, по мнению Б.И. Блинова, наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов и программ с требованиями работо-дателей к умениям и знаниям работников [1, 17]. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональ-ных стандартов, может быть получена из нескольких источ-ников: во-первых, за счет анализа рынка труда, во-вторых, за счет анализа потребностей в умениях, в-третьих, из различных тарифно-квалификационных справочников. Обозначенное по-ложение является центральным для понимания сущности ком-петентностного подхода [1].

Дальнейшим развитием предыдущего положения являет-ся принцип сопряжения профессионального и образователь-ного стандартов [1, 21]. Профессиональные стандарты задают систему показателей, позволяющих установить степень соот-ветствия деятельности, выполняемой работником, существую-щим требованиям рынка труда, и представляют собой набор ха-рактеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что и как человек должен уметь делать и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных критериев, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Эти характе-ристики, в свою очередь, разбиваются на компетенции. Про-фессиональный стандарт и компетенция определяются сферой труда. Сущность профессионального стандарта в том, что егосодержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения работодателями. Это содержание заложено в самой профессиональной деятельности. Профессиональные стандар-ты устанавливаются для всех работающих в данной конкретной области в рамках отрасли [1].

Наиболее примечательной особенностью модульно-компе- тентностного подхода, по мнению В.И. Блинова, оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стан-дартов и программ: оно принадлежит уже не представителям образовательных ведомств, а негосударственным ассоциаци-ям (федерациям, комитетам), осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности [1,24]. Соответственно сама проблема компетент- ностного подхода обретает иное институциональное выраже-ние: речь идет о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работни-кам осуществлять целенаправленную подготовку для получе-ния необходимого сертификата и получения признания в этой области [1].

В условиях модульно-компетентностного подхода в преде-лах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта но специальности или образова-тельной программы учебного заведения) осуществляется ком-плексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода [1].

Интегральным показателем качества в контексте модерни-зации профессионального образования является компетент-ность / компетенция, которая определяется не через сумму зна-ний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить обучающего-ся деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

Задание 1. Подготовьте развернутые, обоснованные, аргумен-тированные ответы на следующие вопросы для участия в конфе-ренции по заданной проблеме:

 

1. Какие тенденции развития профессионального образова-ния в России выделяют современные ученые? Чем это обуслов-лено?

2. Что выступает в качестве основного механизма, призван-ного обеспечить социальную защиту молодежи в условиях ры-ночной экономики?

3. Кто является авторами компетентностного подхода? Что послужило основанием для его выделения? В чем его особен-ности?

4. Что предполагает построение образовательных стандар-тов и образовательных программ на основе компетентностного подхода?

5. В чем особенности и каковы перспективы «сопряжения» профессионального и образовательного стандартов?

6. На каком основании компетентностный подход называют модульно-компетентностным? Чем это обусловлено?

7. Что является интегральным показателем качества в кон-тексте модернизации профессионального образования? По-чему?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...