Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор и проектирование содержания теоретического и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования




 

Основные дидактические единицы. Процесс формиро- вания содержания профессионального образования рабочих, специалистов. Основные нормативные документы, отражаю- щие содержание подготовки специалистов. Понятие о Едином тарифно-квалификационном справочнике. Структура, принципы построения, план анализа учебно-программной документа- ции по экономике, менеджменту, маркетингу. Понятие об учеб- ном элементе. Критерий отбора учебных элементов в предмет. Характеристика качества учебного материала. Структурно-л гическая схема учебного материала. Межпредметные связи в содержании экономики, менеджмента, маркетинга. Основные проблемы формирования содержания теоретического и прак- тического обучения. Подходы к отбору содержания учебного материала. Структурирование содержания учебного материала Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования. Формы проектирования содержания профессио- нального образования.

!!! 1. Анализ содержания профессионального обучения явля- ется составной частью методической деятельности педагога [14]. Ни один методический прием, ни одно сочетание методов обучения не могут быть применены без осмысления дидактических условий, принципов обучения, содержания урока и уровней обученности учащихся.

Анализируются все компоненты педагогического процесса и комплексное методическое обеспечение подготовки специалиста (образовательный стандарт, учебный план, учебные программы по предметам, учебники, дидактический материал и т.д.). Для конструирования учебной деятельности обучаю- щихся на уроке (учебном занятии) изучению, осмыслению и переработке подвергаются регулятивные средства деятельности педагога и обучающихся. И наконец, осуществляется анализ и самоанализ плана предстоящих действий на уроке, приемов формированияновых понятий, а также результатов проведен-ного урока (системы уроков по теме).

2. Учебная литература является источником знаний и сред- ством обучения учащихся в условиях определенной системы образования [14]. К видам учебной литературы относятся учеб- ники и учебно-методические пособия.

Учебник – вид учебной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету [14].

Современному учебнику присущи следующие функции: ин- формационная, систематизирующая, интегрирующая и коорди- нирующая. Все эти функции определяют наличие в учебнике не только предметного, но и методического содержания. Предмет- ное содержание, являясь источником информации, реализуется в учебнике в виде текстов и иллюстраций.

Mетодическое содержание учебника включает дидактиче- ский и справочно-ориентировочный компоненты [14]. Кдидак-тическому компоненту, нацеленному на организацию усвоения материала учебника, относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним. Справочно-ориентировочный компонент, обеспечивающий ориентацию учащегося в содержа-нии и структуре учебника, реализуется в нем через предисло- вие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.

3. Каждый учебник создается и функционирует в конкрет-ной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения раз-работаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников [14]:

конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопеди-ческий и монографический характер;

программированный, основанный на автоматизации обу- чения по схеме «стимул – реакция» и выступающий в виде ли- нейной или разветвленной программы;

проблемный, построенный на теории проблемного обуче- ния и содержащий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами;

комбинированный, включающий отдельные элементы дру- гих моделей. |

Каждый учебник имеет определенную структуру, элемента- ми которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наи- меньшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную ну- мерацию.

4. К учебникам предъявляются следующие требования: со-ответствие действующей учебной программе, связь содержа- ния с жизнью, практикой, систематичность и последователь- ность изложения материала, строгая научность изложения, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, оптимальность объема, реализация идеи обучения посредством постановки проблем, простота языка и доступность, достаточ- ное количество иллюстраций, таблиц, схем, хорошее внешнее оформление [14].

5. Содержание обучения – это система основных понятий и связи между ними, это выстроенные в опоре на систему поня- тий требования к специалисту на предмет: что он должен знать, что уметь, чем владеть [23].

Понятия имеют основные характеристики: содержание, объ- ем, связи и отношения между понятиями. Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие усвоено учащимися.

Под содержанием понятия (определением) понимают coво- купность существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия [23].

Под объемом понятия понимают количество объектов, охва- тываемых данным понятием. Все предметы и явления окру- жающей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга. Отражение этих объективных связей между предме- тами и явлениями в сознании человека происходит через связи и отношения между понятиями [23].

Система взаимосвязи понятий обобщается в законах, т.е. в понятиях более высокого уровня обобщения, определяюще го количественные характеристики и связи между понятиями [23]. В свою очередь, совокупность законов образует самосто- ятельные теории определенного знания. Из теории выводятся следствия, т.е. частные случаи практического применения соот-ветствующих законов.

6. Формирование блоков содержанияобучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий может быть следующим [23]:

1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок. Под общим понимается образова- ние результат которого – способность человека к выполне- нию его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

2. Профессиональная подготовка: общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальный блок содержит теоретический и практиче- ский учебный материал, необходимый для освоения специаль- ности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый за- казчиком уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ. Объем и состав специальной подготовки включают:

– знание объекта, предмета, места и связи «своей» науки, с наукой в целом;

– владение категориальным строем научных знаний;

– знание методологии и логики научного исследования;

– понимание теоретико-познавательного и практического значения науки;

– знание закономерностей, истории, современного состоя- ния и основных направлений дальнейшего развития науки;

– понимание пропедевтического характера школьного кур- са основ науки;

– углубленное знание одной из областей науки, первона- чальные навыки самостоятельного научного исследования;

– умение пользоваться библиографическими справочника- ми указателями, проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения знаний.

7. Основными принципами разработки содержания обучения являются [23]:

– отражение в программах современных достижений науки, техники и передовой технологии;

– отражение политехнического принципа;

– отражение взаимосвязи общего и профессионального тех- нологического образования;

– определение основных идей учебных предметов;

– определение основных идей учебных предметов приме- нительно к учебной деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими предметами);

– отражение опыта новаторов;

– ориентация на дальнейший рост квалификации;

– отражение развития технического мышления;

– отражение в программах Федерального компонента (основного и специального) в содержании обучения.

8. Содержание образования, как правило, устанавлива ся образовательными стандартами и направлено на форм вание достаточного минимума знаний, умений и навыков о наук [23].

Содержание образования выступает как социально и лич- ностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвое- нию подрастающим поколением.

9. Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими [23].

1. Уровень общего теоретического представления, на ко- тором системно отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры (связях) и функциях пере- даваемого социального опыта в его педагогической трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно нау- чить учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержа-ния, воплощающий определенную цель (В.В. Краевский).

Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познава- тельной деятельности, фиксированной в форме ее результа- тов – знаний; опыта осуществления известных способов дея- тельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестан- дартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществле- ния эмоционально-ценностных отношений – в форме личност-ных ориентаций.

Итак, структура содержания образования – знания, уме- ния действовать по образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит предпосылкой к последующему.

На первом уровне устанавливается, какие социальногоопы- та необходимо включить в содержание образования, намечает- ся в общем виде минимум знаний и умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно образователь- ному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их при- менять, минимум общих умений, допредметные связи, перехо- дящие в межпредметные на втором уровне.

2. Второй уровень содержания образования – уровень учеб- ного предмета. Конкретно излагается материал, чему нужно учить, то есть те участки социального опыта, которыми должен овладеть учащийся.

При конструировании учебного предмета решающее значе- ние имеет его функция в общем образовании. При формирова- нии учебного предмета учитывается не только логика науки, но и условия протекания и закономерности процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого ученика.

Знания и умения распределяются по предметам и принима- ют более конкретную форму.

3. Третий уровень – уровень учебного материала. Реально наполняются элементы состава содержания, которые обозна- чены на первом уровне, и представлены в форме, специфиче- ской для каждого предметам – на втором. Выделяются кон- кретные знания, умения и навыки, познавательные задачи, упражнения, которые и составляют содержание учебников, за- дачников, пособий и других материалов для учащихся и пре-подавателей.

Знания и умения включаются в учебник и другие материа-лы в виде учебных текстов, заданий, упражнений, творческих проектов.

Эти три уровня и составляют проектируемое содержание общего среднего образования как педагогическую модель соци-ального опыта.

10. Принципы построения содержания образования:

– соответствие на всех уровнях его конструирования об-щим целям современного образования – гуманистической и личностной ориентации как отражения опыта творческой дея-тельности;

– структурное единство на разных уровнях его формирова-ния и определение межпредметных связей;

11. В соответствии с энциклопедией профессионального образования критериями отбора содержания учебного ма-териала общетехнической подготовки на региональном уров- не могут быть [23]: компетентность (содержание различных трудовых и технологических операций для формирования профессиональных навыков и умений), разноматериальность, разносложность, профессиоемкость, товарность, технологич-ность, безопасность.

Критериями отбора учебного материала на федеральном уровне могут быть [23]: - типичность (для основных отраслей и видов деятельности), относительная стабильность, полное со- ответствие основным направлениям развития науки и техники, возможность организации учебного материала в целостную си-стему взаимосвязанных знаний, тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической деятельностью, достаточ-ный объем политехнических знаний.

 

Задание 20. Проведите анализ учебников по экономике, менед- жменту, маркетингу (дисциплина па выбор), опираясь па матери-ал, представленный выше.

Порядок выполнения задания:

1. Выберите тему раздела дисциплины управленческо-экономи-ческого блока (целесообразно использовать выполненное задание 14) и ознакомьтесь с ней.

2. Выберите 3–4 учебника или учебных пособия по теме.

3. Выделите определенные показатели качества учебников (на-глядность, научность, доступное изложение материала, последова-тельность и т.д.), проанализируйте выбранные учебники по выде-ленный показателям. Представьте результаты анализа учебников в табл. 12.

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...