Спецификация учебных элементов
Рис. 2. Граф логики учебной информации
☺ Назначением предметно-знаковых систем обучения яв-ляется опредмечивание в разных формах информации об объ-екте учебного познания. Одной из основных процедур разра- ботки является представление учебных элементов (понятий) учебного материала. Спецификация как форма наглядного изображения отобран-ного учебного материала представляет собой таблицу, в один столбец которой заносится перечень понятий изучаемой темы, в следующих столбцах показываются уровни усвоения поня-тий и тип ориентировочной основы деятельности. Такого вида спецификация является наглядным средством представления дидактического анализа учебного материала. Спецификацию учебных элементов мы дополнили класси-фикационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения. В данном при-знаке мы выделили опорные и новые понятия. К опорным от-носятся понятия, изученные на предыдущих уроках (учебных занятиях) рассматриваемого курса или смежных предметов и служащие основой или смысловой опорой для формирования понятий на данном уроке, к новым – понятия, формируемые на уроке. Для заполнения спецификации необходимо подготовить та-блицу, в которую заносятся элементы (понятия), входящие в состав учебного материала урока (учебного занятия). Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Далее понятия отмечаются значком плюс (+) по различным основа-ниям. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока (учебного занятия). Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.
Далее мы обращаем внимание на те операции, которые не-обходимо произвести с учебной информацией, чтобы подгото-вить ее к усвоению обучающимися на уроке. К таким операци-ям относится классификация учебных элементов по времени их изучения, т.е. выделение опорных и новых понятий. Показ их в соответствующих колонках означает, что на этапе актуа-лизации опорных знаний эти понятия должны быть активи-зированы в памяти обучающихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного опыта и т.д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным понятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, прове-сти подбор соответствующих задач или продумать, спланиро-вать методику проведения демонстрационного опыта силами обучающихся. Отражение уровней усвоения понятий определяет методи-ку работы на этапе применения знаний и умений. Для этого не-обходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, провести подбор соответствующих задач и т.д. Другой формой представления содержания и структуры учебной информации является граф. Для построения графа можно воспользоваться методи-кой, изложенной в пособии М.И. Ерецкого. Используя граф в качестве предметно-знаковых средств познавательной дея-тельности обучающихся, важно особое внимание обратить на группировки понятий на соответствующих горизонталях или порядках. В методике разработки графа отмечается, что на горизонта-лях или порядках располагается элемент, образующий содер-жательную общность. Это, в свою очередь, определяет общую логику познавательной деятельности обучающихся. С методической точки зрения иерархия изучаемых поня-тий, представленная в виде графа, помогает обосновать упро-щенную формулу организации учебной деятельности (УД) и управления ею. Формула учебной деятельности в виде УД = ООД + ИД + КД (где ООД – ориентировочная основа деятель- ности; ИД – исполнительская деятельность; КД – контроли- рующая деятельность) широко используется В.П. Беспалько и М.И. Ерецким в методических целях.
Первые горизонтали графа создают ориентировочную основу деятельности, следующие представляют содержание исполнительских действий обучающихся. И наконец, послед-ние горизонтали определяют содержание контролирующих действий. (Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. – М.: Академия, 2008.)
► Задание 25. Сформулируйте ключевые задачи к содержанию учебной информации по экономике, менеджменту, маркетингу, представленной в любом из выполненных заданий 22–24. Порядок выполнения задания: 1. Выберите тему, ознакомьтесь с ее содержанием. 2. Сформулируйте ключевые задачи (проблемные задачи) к локаль-ному отрезку учебного материала выбранной темы, используя ал-горитм конвертирования. Алгоритм конвертирования: 1) из текста выделить главную мысль; 2) определить действие (что происходит) из главной мысли; 3) определить главный объект, выполняющий данное действие; 4) определить объекты, взаимодействующие с главным объектом; 5) выявить из главной мысли «главную полезную функцию» (ГПФ) и основной «нежелательный эффект» (НЭ); 6) сформулировать ключевую задачу.
Пример Текст: Обучающиеся на занятиях усваивают только 20% учебного материала при репродуктивном методе обучения. Одной из причин неполного усвоения материала является от-сутствие логики в структурированном учебном материале и его наглядного представления. Главная мысль работы – логическое структурирование учебно-го материала и его преобразование в логико-графические схемы. Действие – структурирование и представление. Главный объект – учебный материал. Главная полезная функция – облегчение усвоения новых знаний. Нежелательный элемент – отсутствие логики в структури-рованном материале; неспособность учащихся усваивать ин-формацию, не преобразованную в наглядную форму, например в схему. Ключевая задача: как сделать так, чтобы структурировать и преобразовать материал в определенный вид схем и при этом сохранить способность у учащихся воспринимать материал, не преобразованный в схемы?
˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗Раздел 4˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|