Полномочия, порядок деятельности и роспуск Государственной Думы
К компетенции Государственной Думы отнесено принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета. Правом законодательной инициативы, т.е. внесения проектов законов на рассмотрение Государственной Думы, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по предметам их ведения. В соответствии с Регламентом Государственной Думы закон принимается, как правило, в трех чтениях. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо квалифицированное большинство. Государственная Дума может преодолеть отклонение принятого закона Советом Федерации. Для этого необходимо, чтобы закон был принят 2/3 голосов от общего числа депутатов. Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относится: 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) выражение вотума недоверия Правительству РФ, который либо принимается Президентом, либо глава государства распускает Государственную Думу и назначает новые выборы; 3) назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 4) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает решения об объявлении амнистий. Государственная Дума работает под руководством Председателя, который избирается из числа депутатов. В составе Государственной Думы создаются депутатские группы и фракции. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. В организации работы органа большую роль играет Совет Государственной Думы. В него входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп с решающими голосами, а также с совещательными голосами - заместители Председателя и председатели комитетов. Совет Государственной Думы осуществляет анализ поступающих законопроектов, оценивает их готовность, включает в план законопроектных работ и назначает ответственный комитет или возвращает инициатору. Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Ответственный комитет готовит заключение на проект, его представитель произносит содоклад в первом чтении закона. Комитеты обобщают поступающие поправки, рекомендуют их к принятию или отклонению. На заседаниях Государственной Думы могут присутствовать Президент России и его Полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель и члены Правительства Российской Федерации, представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии, члены Совета Федерации, представители средств массовой информации. Могут быть приглашены на заседание представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Работа Государственной Думы строится на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. Отдельные заседания могут проводиться закрыто.
Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Регламентом палаты предусмотрены следующие формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп; обсуждение вопросов на парламентских слушаниях; работа с избирателями. Государственная Дума кроме законов принимает и иные правовые акты. Так, палата принимает постановления по следующим вопросам: · об одобрении проектов законов и принятии федерального закона; · о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; · о доверии и недоверии Правительству РФ; · о назначении на должности и об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; · о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; · о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; · об объявлении амнистии; · и по другим вопросам своей компетенции. Государственная Дума вправе принимать также заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления дают оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств. Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом РФ по двум основаниям: 1) несогласие Президента РФ с вотумом недоверия Правительству РФ; 2) несогласие Государственной Думы с Президентом РФ по поводу представляемых кандидатур на пост Председателя Правительства РФ. Конституция РФ ограничивает право Президента распускать Государственную Думу в следующих случаях: 1) в течение года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Эти гарантии логически вытекают из понимания того, что нельзя проводить чрезмерно часто парламентские выборы. Непозволительно также оставлять оружие роспуска парламента в руках Президента РФ в тот момент, когда против него выдвинуто обвинение, поскольку без такого ограничения отрешение Президента РФ от должности стало бы просто невозможным. Законодатель исключает возможности проведения выборов в периоды военного или чрезвычайного положения, поскольку усилия органов государственной власти в такие периоды отвлечены на другие цели, да и воля народа может проявиться неадекватно. Наконец, роспуск Государственной Думы за шесть месяцев до истечения полномочий Президента означал бы разрыв между парламентскими выборами и выборами Президента РФ в два месяца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|