Судебная система Российской Федерации. Высшие судебные инстанции.
Судебная система России – это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путём отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. « Основополагающий принцип построения судебной системы в РФ – её единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается путём» [2, ст.3]: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и ФКЗ; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральный суд – орган государственной власти, который создаётся и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. «При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда» [ 2, ст.17]. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Суды общей юрисдикции – Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные судыокругов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: · Конституционные (уставные) суды субъектов РФ; · Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Мировые судьи в РФ (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем РФ. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Суды, входящие в судебную систему, различаются объёмом полномочий, т. е. совокупностью прав и обязанностей (компетенции) суда соответствующего звена действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом. Суды, наделённые однородными полномочиями, - это звенья судебной системы. Система федеральных судов общей юрисдикции включает: Основное звено – районные, городские суды (в городах без районного деления); Среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт – Петербурге), суды автономной области и автономных округов; Высшее звено - Верховный суд РФ. Военные суды включают следующие подсистемы: Основное звено – гарнизонные военные суды; Среднее звено – окружные (флотские) суды; Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ. Система федеральных арбитражных судов включает: Основное звено – арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Среднее звено – арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды округов; Высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Стадия рассмотрения дела в суде с определённой компетенцией – это судебная инстанция. Различают суды первой, второй (кассационной), суды надзорной инстанций, апелляционные инстанции. Судом первой инстанции -это суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему, именем РФ, соответствующего судебного акта – решения или приговора. «В качестве суда первой инстанции в отношении гражданских и уголовных дел могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Суды этого звена рассматривают все дела, кроме дел, подсудных мировому судье, вышестоящим судам или военным судам» [4, ст.25; 3, ст.31 ]. «Суды среднего звена - верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа - в качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела, отнесённые к их подсудности» [3, ст.31], [4, ст.26]. Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности, уголовные дела отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства [4,ст.31, 452]. Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции – это суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту прокурора на решения и частные жалобы (протесты) на определения суда первой инстанции и постановления судьи. Он проверяет законность, обоснованность и справедливость актов (приговоров и других судебных решений) суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. В РФ, по общему правилу, кассационной инстанцией является суд (коллегия по уголовным или гражданским делам), вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется. Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел. В качестве суда первой инстанции суды этого уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях всех категорий, в частности об убийстве при отягчающих обстоятельствах, дела, связанные с государственной тайной и др.
В качестве судов надзорной (исключительной) инстанции выступают: в системе гражданских судов общей юрисдикции – это президиумы судов среднего звена, а также кассационная и судебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов – Президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; для арбитражных судов – президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные инстанции «проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств» [3, гл.49] и по гражданским делам только по вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционная инстанция. Апелляция в настоящий момент – одна из форм обжалования судебных решений в уголовном, гражданском и арбитражном процессах, средство пересмотра судебных решений, в которых осуществляются исправление ошибок в деятельности нижестоящих судов. В арбитражном процессе апелляционное производство осуществляют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. «Апелляционной инстанцией в уголовном судопроизводстве считается суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда» [3, ст.5 ]. Решение мирового судьи по гражданским делам могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.
В качестве апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших законную силу судебных актов, вынесенных мировыми судьями. «Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю» [3, ст.354]. 45. Правовой статус судей в Российской Федерации Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации. В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|