Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие виды структур относятся к бюрократическим?




Основными видами бюрократических структур управления являются следующие: линейная, функциональная, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией.

Линейная структурауправления имеет только вертикальные связи между элементами и строится по принципу иерархии. Эта структура характеризуется четким единоначалием. Каждый работник или руководитель подчиняется непосредственно только одному вышестоящему лицу и через него связан с более высокими уровнями управления. Таким образом, в аппарате управления создается иерархическая лестница по подчиненности и ответственности.

В функциональной структуре каждому вышестоящему руководителю делегируются полномочия в границах выполняемой функции.

Ее сущность заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения системы управления и принимают решения, которые обязательны для производственных подразделений.

В линейно-функциональной оргструктуре, сочетающей принципы линейного, функционального и штабного управления, тесно переплетается выполнение специальных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное решение управленческих задач

Линейно-штабная (штабная) орг.структура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации.

Дивизиональная организационная структура. Особенно явно новая организационная структура проявляется на крупных предприятиях с широкой номенклатурой товаров и услуг, быстро меняющейся тех никой и технологией, реагирующей на изменения потребностей и спроса общества на новейшие потребительские товары.

18. В чем состоит назначение стратегического планирования? Какова его задача на предприятии?

В настоящее время центральным элементом управления хозяйственной единицы является стратегическое планирование.

Назначение стратегического планирования - обеспечить выживание организации в долгосрочной перспективе, достижение поставленной миссии, цели.

Стратегический план - комплексный документ, в котором должно быть представлено видимое перспективное развитие предприятия с учётом влияния внешней и внутренней среды и внутреннего состояния. Это основной план предприятия, определяющий главную задачу и цели деятельности предприятия и способы достижения этих целей на 3-5 лет.

Конечная цель самого стратегического плана - это создание потенциала предприятия для достижения успеха в будущем.

Экономический потенциал предприятия -это совокупная мощность производительных сил, т.е основных фондов, сырьевых ресурсов (материальных, финансовых, нематериальных), трудовых ресурсов и квалификации работающих

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченности ресурсов. Основная задача с.п. – обеспечить правильный выбор, оптимизировать соотношение выгод и упущенных возможностей.

Потенциал предприятия создаётся для обеспечения успешной конкуренции на рынке и выполнения цели предприятия, то есть потенциала предприятия - это возможность осуществить деятельность предприятия наиболее эффективно.

Стратегический план должен обеспечивать:

- рациональное распределение и использование ресурсов

- своевременное и эффективное внедрение нововведений и изменений в производстве, управлении и организации

- эффективное действие данного предприятия на рынке

- быструю адаптацию к изменениям внешней среды и условиям на рынка

- всестороннюю стабилизацию и координацию работы предприятия

Для этого необходимо выявление сильных и слабых сторон предприятия. Стратегический план должен рассматривать все направления деятельности предприятия, то есть включать вопросы производства, реализации продуктов и услуг, инновационную деятельность, конкретные направления деятельности по использованию различных ресурсов (ОФ, оборотных средств, финансовых и трудовых ресурсов). В стратегическом плане отражены все направления хозяйственной деятельности и использования ресурсов. Основные разделы: Маркетинговый план - определяются и изучаются показатели спроса на товары и услуги предприятия, изучается конкурентоспособности предприятия, его доля на рынке, рассматриваются вопросы рекламы предпродажное и послепродажное обслуживание, сбыт, продвижение товаров, уровень и динамика цен. План производства и реализации продукции - определяются объёмы (необходимо знание производственной мощности вывод/ввод), возможность удовлетворения рыночного спроса. В этом разделе рассчитывают выработку продукции в натуральном и стоимостном выражении по всему ассортименту продукции по каждому подразделению, определяют производственные мощности, требуемые для выпуска запланированной продукции, необходимый ввод новых мощностей, размер и степень использования ОФ предприятия. План инновационной деятельности - где рассматриваются организационные и технические вопросы развития производства. В этом разделе определяют технические, организационные, социально-экономические и научно-исследовательские мероприятия, необходимые для реализации миссии, целей и задач, поставленных стратегическим планом. План капитального строительства. План по труду и социальному развитию - необходим для определения работающих по категориям и профессиям, источников покрытия потребности: обучение, подготовка кадров, вопросы эффективности использования труда. В этом разделе определяется фонд оплаты труда и динамика его роста, а так же планируются мероприятия, направленные на улучшение социальной сферы на предприятии. План себестоимости, прибыли и рентабельности. В этом разделе рассчитывают затраты на производство продукции, услуг и всех видов работ; себестоимость отдельных видов продукции и суммарные затраты на 1 руб. товарной продукции, снижение себестоимости продукции по сравнению с предшествующим годом. Финансовый план. Определяются финансовые ресурсы, их состав, источники образования, направления расходования, то есть все расходы и доходы предприятия по периодам. Потоки реальных денег. План по прибыли и рентабельности производства - является одним из основных, так как в нём определяются образование и использование прибыли, а так же рентабельности продукции и затрат. Даётся обоснование улучшения этих показателей по факторам производства. План по охране и рациональному использованию природных ресурсов - приобретает большое экономическое и социальное значение. Мероприятия по охране природы группируются следующим образом: -охрана и рациональное использование водных ресурсов -охрана воздушного бассейна -охрана и рациональное использование минеральных ресурсов -охрана и рациональное использование земель, лесных ресурсов План по ВЭД предприятия. Завершается разработка стратегического плана разделом «Основные технико-экономические показатели», где даётся оценка эффективности стратегического плана по всем направлениям. Включаемые в этот раздел показатели характеризуют в обобщённом виде все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

in Билеты к экзамену Планирование на предприятии

Стратегические цели – желаемое взаимодействие фирмы с внешней средой (что должно быть сделано и в какое время?).

Стратегический анализ – процесс выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы.

В основе стратегического плана лежат стратегические решения, которые чаще всего ориентированы на изменения в фирме.

Стратегические решения – управленческие решения, направленные на достижение целей, которые не могут быть реализованы в рамках протекающего процесса и состояния внешней среды.

Стратегические решения лежат в основе стратегии фирмы.

Стратегия – это управляемый процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей (как будут достигнуты конченые результаты?). Она задает направление развития бизнеса (интегрированный рост, диверсификация, рыночная экспансия и т.д.).

Важным этапом стратегического планирования является комплексный анализ внешней среды и деятельности фирмы с целью выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы.

Внешний анализ охватывает факторы макросреды, отрасль, отраслевую бизнес-систему, конкурентов и потребителей, анализ интересов заинтересованных групп, который частично пересекается с внутренним анализом.

Внутренний анализ предполагает анализ портфеля бизнесов фирмы, финансовый анализ ее деятельности, маркетинговый аудит, анализ производства и НИОКР, а также комплексный управленческий анализ с использованием цепочки ценностей М.Портера и модели 7-S фирмы McKincey.

В стратегическом планировании используются как традиционные и широко известные методы (мозговой штурм и групповая работа, экспертные методы, экономико-математические методы, методы анализа рынка и деятельности фирмы, классификации и т.д.), так и специфические методы.

Стратегический анализ, а также разработка и оценка стратегических альтернатив является важным этапом стратегического планирования.

Стратегический план – заявление, отражающее корпоративные цели (стратегические ориентиры) фирмы, направления ее развития, а также ее стратегию.

Возможная структура стратегического плана фирмы:

1. Резюме – информация для широкого распространения внутри фирмы и в деловой среде: обычно миссия, корпоративные цели, позиция на рынке и т.д.

2. Стратегический (ситуационный) анализ – описание стратегических факторов внешней среды, движущих сил конкуренции, основных потребителей и пр.

3. Внутренний анализ – описание ключевой компетенции фирмы, ее конкурентных преимуществ, потенциала и т.д.

4. Стратегические ориентиры – определение направлений развития фирмы, ее приоритетов.

5. Стратегия – как именно планируется достигнуть стратегических целей.

6. Целевые программы (если мероприятия не вписываются в тактические планы).

7. Финансы и финансовые ограничения.

Специфики организации стратегического планирования и управления на отечественных предприятиях.

1. В стратегическом управлении важна роль руководителя, который должен организовать процесс разработки и реализации стратегии. Практически с любой преуспевающей фирмой ассоциируется сильный лидер, обладающий ясным пониманием миссии фирмы, способный внушать уважение и заражать своей энергией персонал.

2. Стратегическое планирование – это, скорее, искусство, к которому применимы лишь наиболее общие методические рекомендации, поэтому столь важны творческие способности менеджеров фирмы, умение наладить творческую коллективную работу, общий психологический климат, стиль руководства и уровень развития корпоративной культуры.

3. Стратегическое управление должно быть непрерывным, оно должно быть процедурно оформлено и встроено в систему тактического управления предприятием.

4. Часть стратегических проблем может быть решена в функциональных подразделениях предприятия, но существуют проблемы, для решения которых необходимо создавать специальные организационные структуры (возможно, временные), отвечающие за реализацию целевых программ.

5. Методическую помощь в разработке стратегии могут оказать консультанты, однако никто кроме специалистов предприятия не может разработать стратегию его развития.

В заключении отметим, что стратегический план определяет общее направление развития фирмы, тактический план – как это направление будет реализовано, поэтому стратегия должна быть сформулирована до начала разработки тактического плана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...