Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что представляет собой стратегия развития предприятия?




Стратегия развития организации После того как стратегические цели определены, может быть сформирована стратегия развития организации. Сводная информация о стратегии развития организации может быть представлена в форме табл. 5.7. Таблица 5.7. Информация о стратегии развития организации
Стратегические цели Стратегия развития организации
ранжирование целей по важности условия, необходимые для достижения целей организацией
    технологии ресурсы управление
     
     
     
и    
 
п   п пт    

При анализе условий функционирования организации анализируются ключевые факторы, влияющие на внешнюю среду и формирующие тенденции се изменения, с тем чтобы при принятии управленческих решений по возможности предусмотреть главные препятствия, с которыми приходится сталкиваться при достижении стратегических целей, и основные преимущества, способствующие их достижению.

При разработке стратегии требуется отчетливо представлять угрозы, вероятные во внешней среде в процессе реализации стратегии, а также новые возможности, используемые для достижения целей. Угрозы и возможности могут быть определены, например, с помощью 5и7ОГ-анализа. Необходимая информация для разработки стратегии может быть получена с использованием РПСР-анализа и ситуационного анализа (см. гл. 3).

В результате разработки стратегии руководство организации получает возможность сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях развития организации, направляя на их реализацию ресурсы и делегируя решение вопросов тактического и оперативного характера управленцам соответствующего иерархического уровня в системе управления организацией.

Стратегия развития организация — важный документ, определяющий основные направления деятельности организации. От качества разработанной стратегии во многом зависит эффективность ее функционирования. Рассмотренные выше технологии разработки стратегии позволяют обеспечить ее системную разработку.

В то же время следует иметь в виду, что методы и технологии разработки стратегии служат лишь инструментарием. Процесс разработки стратегии не может быть полностью формализован, поскольку ее в значительной степени формируют идеи, суждения и оценки экспертов и тех, кто принимает решение о ее разработке.

Для практического управления важно, чтобы разработанная стратегия развития организации позволяла руководству и сотрудникам четко понимать, какие стратегические цели стоят перед организацией, их сравнительную важность, технологии достижения, ресурсы и систему управления, обеспечивающую их достижение. Стратегия определяет направление практической деятельности при организации работы производства, финансовой или маркетинговой деятельности, по отношению к клиентам или конкурентам.

Как уже говорилось, разработке стратегии должны предшествовать предварительная разработка видения и концепции развития организации.

Уровни стратегии

Стратегии развития организации различаются по их предназначению и по уровню, на котором предполагается их реализовать. В бизнесе, например, могут быть использованы следующие уровни разработки стратегии:

• разработка корпоративной стратегии при управлении развитием корпораций, занятых в нескольких областях деятельности;

• разработка стратегии для компаний, входящих в состав корпораций. В этом случае должна учитываться корпоративная стратегия;

• разработка стратегии для функциональных подразделений компаний, обеспечивающих реализацию одного или нескольких направлений стратегии компании. Это может быть разработка стратегии разворачивания производства, маркетинга, обеспечения необходимого финансирования и т.д.

Стратегии, разрабатываемые для компаний, занятых в сфере бизнеса, должны учитывать особенности конкурентной борьбы. Наиболее опасна конкуренция со стороны компаний, занятых в той же сфере бизнеса, за рынки сбыта, а в конечном счете за потребителя выпускаемой ею продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Разработанная стратегия развития организации реализуется в программах и планах развития, при тактическом и оперативном управлении, формировании требований к персоналу и т.д.

Но самое важное — она используется при стратегическом управлении. Стратегическое управление ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, соответствующие изменениям среды, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет обеспечить эффективную деятельность организации в долгосрочной перспективе.

При разработке стратегии не следует забывать, что получение прибыли, создание нового производства, даже ведение конкурентной борьбы должны осуществляться в соответствии не только с правовыми нормами, но и нормами этического характера, общечеловеческими ценностями с учетом интересов работников, потребителей, поставщиков и т.д. Так, права потребителей защищаются законом, и созданы общественные организации по защите прав потребителей. Все возрастающие возможности человека ставят вопросы охраны окружающей среды. Решения требуют проблемы социального характера. При разработке и peaлизации стратегии им необходимо уделить должное внимание. Все большее значение сегодня приобретают социально ориентированные технологии ведения бизнеса.

Разработка стратегии развития организации представляет собой определяющую составную часть процесса стратегического управления. При ее разработке нельзя предвидеть все возможности, которые могут открыться в будущем. Появляется более точная информация о ходе реализации стратегии, проведении дополнительных работ, требующих корректировки ресурсов, сроков выполнения и т.д.

При появлении более точной информации, имеющей существенное значение для достижения поставленных целей, может возникнуть необходимость корректировки разработанной стратегии в результате использования обратной связи в ходе ее реализации. Внесение своевременных корректив в разработанную стратегию в соответствии с изменениями — наиболее важный принцип стратегического управления.

После того как цели, поставленные при разработке стратегии, достигнуты, начинается разработка новой стратегии дальнейшего развития организации. Следующий этап процесса управления — разработка стратегического плана ее реализации.

Анализ деятельности многих организаций показал, что далеко не у всех организаций есть четко сформулированная стратегия развития. Однако каждая успешная организация, как правило, имеет такую стратегию.

Отсутствие стратегии может объясняться разными причинами. Например, непониманием того, что стратегию следует выработать.

Причиной такого непонимания чаще всего служит недостаточный профессионализм руководителя. Несостоятельность большинства фирм, прекративших свое существование в первые годы после создания, объясняется отсутствием стратегии, подкрепленной необходимыми технологиями, ресурсами, системами управления.

В некоторых организациях стратегия развития существует на интуитивном уровне, но "не положена на бумагу". Отсутствие четко сформулированного стратегического замысла, плана и организованных действий по его реализации нередко делает путь к достижению цели гораздо более сложным, а полученные результаты — менее значимыми.

Однако осознать всю важность определения стратегии организации недостаточно. Это связано с тем, что в качестве стратегических целей называются цели с явно выраженным сиюминутным характером.

При управлении организацией стратегия нередко противопоставляется оперативному управлению. Но они являются различными стадиями единого процесса управления. Стратегия организации определяет глобальные, перспективные задачи организации, в то время как тактические или оперативные решения служат инструментом реализации.

Иногда верный тактический ход позволяет осуществить стратегический замысел, в то время как тактические ошибки могут свести на нет блестящие стратегические идеи. Поэтому, определяя стратегию развития объекта управления, необходимо представлять, пусть не во всех деталях, мероприятия, способные обеспечить достижение стратегических целей.

20. Каковы основные этапы стратегического планирования? В чем состоит содержание первого этапа?

Процесс стратегического планирования включает три этапа: 1) описание желаемого состояния фирмы; 2) анализ текущего состояния фирмы; 3) разработка стратегии. На практике разделение по времени всех трех этапов весьма условно, как условна и их последовательность (в частности, знание текущего состояния является необходимым условием при формулировке целей).

Первый этап: описание желаемого состояния – того состояния, в которое необходимо привести предприятие через некоторое время. Основой для определения желаемого состояния являются притязания собственников. Описание производится с помощью определения желаемых состояний основных характеристик (показателей) предприятия и его среды: прибыли, доли рынка, количества сотрудников, производительности труда, рентабельности, перечня перспективных бизнесов и других количественных и качественных характеристик.

Принципиально важно, что описание желаемого состояния ведется в отрыве от анализа текущего. Причина такого игнорирования заключается в том, что при использовании характеристик текущего состояния для описания будущего неизбежно возникнет один из вариантов оперативного планирования. Однако заявляемые цели должны проходить проверку на устойчивость и достижимость в прогнозных сценариях развития.

Разработка стратегии развития предприятия только силами собственных менеджеров таит опасность получения заявленной цели в виде комбинации интересов руководителей функциональных подразделений на основе имеющихся ресурсов и сложившихся взаимоотношений между конкретными персоналиями. Более эффективным способом разработки стратегических целей предприятия является привлечение сторонних специалистов, способных воспринимать предприятие как целостную систему. При этом менеджеры предприятия активно участвуют в процессе планирования в качестве экспертов.

Второй этап стратегического планирования – анализ текущего состояния предприятия, часто называемый стратегическим анализом. Основной задачей стратегического анализа в рамках планирования является определение рассогласования компетенций предприятия с реальными рыночными возможностями и опасностями. Объектами анализа являются оценка и прогноз рынков всех бизнесов фирмы, уровень конкуренции, поведение конкурентов, состояние ресурсов фирмы.

Мониторинг маркетинговой среды предприятия должен быть непрерывным, систематическим процессом. В его задачи входит контроль состояния предприятия и его внешней среды по важнейшим показателям, изменение которых сигнализирует о необходимости коррекции стратегического курса или инициации полного цикла стратегического планирования, которое, в свою очередь, призвано определить стратегические цели и способы их достижения в рамках нового горизонта планирования.

Третий этап стратегического планирования – разработка стратегии и плана перехода из текущего состояния в желаемое. Изменения при этом могут быть самыми радикальными, вплоть до смены области деятельности. Стратегию можно рассматривать как связующее звено между целями предприятия и линией поведения, выбранной для их достижения.

Установление цели и выбор правильной стратегии должны подкрепляться грамотной работой по ее реализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...