Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О структуре курса истории экономических учений




Лекция 1. Предмет, метод и структура курса истории экономических учений

 

Материал данной темы познакомит вас:

•с содержанием предмета и метода дисциплины «История эконо­мических учений»;

•со структурными особенностями этого учебного курса;

•с основными теоретико-методологическими принципами, кото­рые исторически доминировали по мере эволюции направлений, течений и школ экономической мысли.

 

Почему изучают историю экономических учений

 

История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «эко­номика».

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логичес­кой абстракции, каузальный, функциональный, системный, ма­тематического моделирования и др.

Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систе­матизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осу­ществлении хозяйственной политики. При этом по мере происхо­дящих изменений в экономике, науке, технике и культуре посто­янно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необ­ходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является со­ставной частью общечеловеческой, в том числе экономической, культуры. Но в процессе ее изучения, говоря словами нобелевско­го лауреата по экономике Милтона Фридмена, следует обращать­ся еще и к «автобиографиям и биографиям... и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов (дедуктив­ных умозаключений. — Я.Я.) или теорем»1.

О структуре курса истории экономических учений

 

Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории эко­номических учений правомерно выделить следующие три раздела:

1.Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

2.Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной эко­номики.

3.Экономические учения эпохи регулируемой (социально ори­ентированной) рыночной экономики.

Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономичес­кая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, фи­лософы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззре­ния объединяло неприятие рыночных экономических отношений.

В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли — меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно XVI— XVII вв.) по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «Политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономических учений охватывает пе­риоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предприни­мательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспор­ные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «за­кона рынков» его последователя Ж.Б.Сэя. Ведь почти 200 лет клас­сики (с конца XVII по вторую половину XIX в.) и затем около половины столетия неоклассики (с конца XIX в. и до 30-х гг. XX в.) не допускали в своих научных изысканиях возможности государ­ственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы.

В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идео­логов экономического либерализма — классикам и неоклассикам не могли сколько-нибудь существенно противостоять ни альтер­нативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ экономистов-романтиков о воссоздании «ради социальной справедливости» мелкотоварно­го производства (первая половина XIX в.), ни серьезные доводы немецких авторов о целесообразности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономи­ческого и неэкономического свойства (вторая половина XIX в.).

Третий раздел истории экономических учений образуют новей­шие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося (20-30-е гг.) социально-институционального направления эконо­мической мысли, а также новых лидеров неоклассического направ­ления, возникшего еще в конце XIX в. В частности, первые обога­тили современную экономическую науку антимонопольными кон­цепциями, базирующимися на идее социального контроля обще­ства над экономикой; вторые — обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной (монополистической) конкурен­цией, включая олигополистическую.

Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вме­шательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в эко­номической литературе подразделяют на кейнсианские и неолибе­ральные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», моне­тарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д.

Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернатив­ных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие профессора Кембрид­жского университета Дж. Робинсон, по словам которой «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы на­учиться не попадаться на удочку к экономистам»2.

Наконец, не лишним будет взять на вооружение и предостере­жение французского нобелевского лауреата по экономике М. Алле, которое гласит: «Сомнение относительно собственного мнения, уважение к мнению других — вот исходные условия всякого ре­ального прогресса науки. Всеобщее согласие или же согласие боль­шинства не может рассматриваться в качестве критерия истины»3.

 

Вопросы и задания для контроля

1.Что является предметом изучения истории экономических учений?

2.На какие методы экономического анализа опирается история эко­номических учений как научная дисциплина?

3.Охарактеризуйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.

4.Какова логика структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений»?

 

Список рекомендуемой литературы

Алле М. Современная экономическая наука и факты//THESIS. 1994. Т. II. Вып.4.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

Мизес JI. фон. О некотбрых распространенных заблуждениях по по­воду предмета экономической науки //THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

Роббинс J1. Предмет экономической науки // THESIS. Зима 1993. Т. I. Вып. 1.

Самуэльсон П. Принцип максимизации в экономическом анали­зе //THESIS. Зима 1993. Т. I. Вып. 1.

Селигмен Бен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...