Модель общего экономического равновесия
Разработанная Л.Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков. В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Л.Вальраса имели место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т.е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.39 Между тем вклад Л.Вальраса в историю экономической мысли неправомерно приуменьшать с высот сегодняшних достижений экономической науки. Как говорил некогда Й.Шумпетер, «ни один экономист не может считать свое образование завершенным, пока он не прочтет ее (книгу Л.Вальраса. — Я.Я.) до конца»40. Он также утверждал, что «Вальрасу мы обязаны концепцией экономической системы и теоретическим аппаратом, которым впервые в истории нашей экономики эффективно охвачена чистая логика взаимосвязей и взаимозависимостей количественных экономических показателей»41. А немногим более 10 лет назад весьма высокую оценку творчеству Л.Вальраса и его последователя В.Парето дал В.Леонтьев, написав так: «Центральная идея системы взглядов, ныне называемой классической экономической наукой, привлекла внимание двух математиков — инженеров Леона Вальраса и Вильф- реда Парето, которые после значительного усовершенствования и уточнения перевели ее на строгий математический язык и назвали «теория общего равновесия». Входя в состав неоклассической теории, теория общего равновесия в настоящее время является стержнем экономического образования в США (как для студентов старших курсов, так и для аспирантов)»42.
Вопросы и задания для контроля 1. В чем особенности предмета и методологических особенностей в учении К.Менгера? 2. Раскройте суть менгеровского деления благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплементарности (дополняемости). 3. Как характеризует К.Менгер природу возникновения стоимости (ценности) экономических благ? Что лежит в основе его «теории вменения»? 4. Покажите взаимосвязь менгсровских концепций о «хозяйстве Робинзона» и об экономическом обмене. 5. Как О.Бем-Баверк трактует категорию стоимости (ценности) и принцип убывающей полезности исходя из своего примера об одиноком поселенце? 6. Каково содержание «теории ожидания» О.Бем-Баверка? Что он относит к «окольным» и «прямым методам» производства? 7. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К.Маркса и «теорию ожидания» О.Бем-Баверка. 8. Почему Ф.Визера можно отнести к представителям субъективного направления экономической мысли? 9. Каковы взгляды Ф.Визера на частную собственность и частное предпринимательство? 10. В чем отличие способа определения суммарной полезности Ф.Визера от способа О.Бем-Баверка? 11. Какие положения У.Джевонса позволяют считать его одним из родоначальников маржинализма? 12. Какова главная заслуга Л.Вальраса в экономической науке?
13. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса.
Список рекомендуемой литературы Леонтьев В В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992 Хикс Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. Лекция 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»
Изучив эту тему, узнаете: • какие новые теоретические «школы» возникли на «второй волне» маржинальной революции; • какова роль в обновлении предмета и метода экономической науки лидеров неоклассической теории конца XIX в.; • что означают маршаллианские понятия «лезвия ножниц», «потребительский избыток» и «репрезентативная фирма»; • почему «нет никакой гарантии в том, что народ получит вознаграждение в соответствии с освещенной временем теорией предельной производительности» Дж.Б.Кларка (Бен Б.Селигмен); • как благодаря В.Парето стало очевидным, что «мы не можем измерять полезность количественно», и не стало «особых возражений против того, чтобы перейти... к методу выявленных предпочтений» (В.Леонтьев).
Экономическое учение А.Маршалла
Альфред Маршалл (1842-1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма. В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время — шахматы. Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни. Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием «экономике», и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. С.Милля.
Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы экономике»1 — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях. Предмет изучения Термин «экономике» А.Маршалл ввел в первой же главе книги 1 «Принципов экономике», которая начинается со следующего определения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния»2. Заметим, что автор всемирно известного учебника «Экономикс» П.Самуэльсон, говоря о том, что «само название предмета моей науки — «экономика» — подразумевает экономию или максимизацию», ссылается именно на «Принципы» А.Маршалла, полагая, что в них «большое внимание было уделено проблеме оптимального объема производства, при котором чистая прибыль достигает максимума»3. Метод изучения С точки зрения преемственности методологических идей «классиков» А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им «кембриджской школы», так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в. Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от своих ортодоксальных предшественников — классиков А.Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определению экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|