Психологическое просвещение и психопрофилактика в рамках реализации образовательной программы.
Пcихологическое просвещение – вид работы педагога-психолога по распространению специальных психологических знаний; особый вариант психолого-педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний. Цель данного вида деятельности: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: · актуализация и систематизация имеющихся знаний; · повышение уровня психологических знаний; · включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Обязательно: · Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам: 1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. 2. Закономерности развития детского коллектива. 3. Особенности работы педагога с проблемными детьми. 4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей. 6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников. 7. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников. 8. Развитие детской одаренности. · Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов,оформления информационных папок-передвижек и стендах в группах и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам: 1. Адаптация ребенка к ДОУ. 2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. 3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. Роль каждого из родителей в процессе развития и становления личности ребенка 4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, негативизм, эгоцентризм, ухода от деятельности и прочее. 5. Воспитание произвольности поведения и управляемости. 6. Психологическая готовность к обучению. 7. Развитие коммуникативных навыков дошкольников. 8. Вопросы гендерного воспитания. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. В контексте идей ФГОС ДО еще одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является психопрофилактика. Цель психопрофилактики – обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем. В рамках реализации данного направления психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которое включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников (профилактика СЭВ, конфликтности педагогов друг с другом, родителями воспитанников и детьми). Основным условием эффективного общения с родителями является взаимное уважение и открытость ДОУ. В психологической профилактике выделяют три уровня: · уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.
· уровень – вторая профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблему уже начались. Вторая профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторая профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д. · уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам: - диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном, личностном и развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями; - проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|