Взаимосвязь социальных норм
При всем своем различии социальные нормы тесно вза-
имосвязаны. Их взаимосвязь проявляется в следующих,
их объединяющих признаках:
1) регулятивностъ — все социальные нормы регули-
руют общественные отношения путем установления оп-
ределенных правил поведения человека в обществе;
2) единство цели — все социальные нормы направле-:
ны на упорядочение жизни, на стабильность и спокой-
ствие в обществе. Результатом реализации (воплощения
в жизнь) социальных норм является общественный по-,
рядок. Нормы религии, морали, права имеют также огром-
ный воспитательный потенциал, они оказывают влияние
на формирование человеческой личности;
3) единство оценки желательного и нежелательного
для общества поведения — нередко и право, и религия, и
мораль запрещают или дозволяют одну и ту же линию
поведения. Например, кража правом расценивается как
преступление, религией — как грех, моралью — как дур-
ной поступок. Причинение вреда нападающему в резуль-
тате самообороны оправдывается и правом, и моралью.
Взаимосвязи социальных норм носят парный или мно-
госторонний характер. Например, и мораль, и религия тре-
буют уважительного отношения детей к родителям. В то же
время право не содержит аналогичного предписания. Ува-
жение, любовь, привязанность — это глубоко внутренние
чувства человека, которые не поддаются правовому регули-
рованию. Не содержат каких-либо требований на этот счет
и другие социальные нормы. Таким образом, взаимосвязь
морали и религии в данном случае носит парный характер.
Рассмотрим с точки зрения социального регулирова-
ния такое явление как собственность. На ее защите стоят
и право, и мораль, и религия, и корпоративные нормы. В
данном случае можно говорить о многосторонней взаимо-
связи социальных норм.
2.3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право — это тоже совокупность социальных норм, име- ющих, однако, особый характер. Ответить на вопрос: «Ч1
|
Взаимосвязь социальных норм проявляется и в том,
что неправовые нормы могут приобрести правовое оформ-
ление. Например, оскорбительные приставания к прохо-
жим, нецензурная брань в общественном месте (наруше-
ние норм морали) расцениваются как административное
правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве тако-
вого наказываются. Некоторые религиозные праздники
(например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреп-
лены трудовым законодательством.
такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что
такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти
на определение права, необходимо выяснить его сущность
и социальное назначение, которые проявляются через сле-
дующие его признаки:
1) общеобязательность. Правовые предписания адре-
сованы всем участникам правовых отношений и обяза-
тельны для них;
2) нормативность. Право состоит из правил общего
характера, рассчитанных на неоднократное применение.
Право выступает как равный масштаб и модель поведе-
ния людей;
3) формальная определенность. Правовые нормы, как
правило, фиксируются в письменном виде, они имеют чет-
кую логическую структуру. Право устанавливает опреде-
ленные рамки поведения человека, однозначно формули-
руя его права и обязанности;
4) системность. Право представляет собой целостную
систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нор-
мы есть свое, строго определенное место и взаимосвязи с
другими нормами;
5) связь с государством: Право связано с государством
прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются
или санкционируются государством. Право охраняется
государственным принуждением;
6) регулятивность. Право выступает в качестве регу-
лятора общественных отношений и в этом состоит его
главная социальная ценность;
7) выражение меры свободы и справедливости. Пра-
во нередко называют математикой свободы. Действитель-
но, право воплощает основные права и свободы человека,
предоставляет человеку легальную возможность реализо-
вать свои интересы, не нарушая прав и свобод других лю-
дей. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведе-
нием человека и его социальным положением (справед-
ливость). В этом состоит личностная ценность права.
Исходя из приведенных выше признаков, можно дать
следующее определение права: право — это система об-
щеобязательных, формально-определенных, установленных
и охраняемых государством правил поведения, регулиру-
ющих общественные отношения и выражающих меру сво-
боды и справедливости.
ПРАВО — ОСОБЫЙ ВИД
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
•
Будучи разновидностью социальных норм, нормы пра-
ва обладают всеми признаками этих норм (регулятив-
ность, нормативность, обеспеченность) и в то же время
отличаются от них специфическими свойствами.
1) формирование и действие права тесно связано с го-
сударственной деятельностью. Государство придает
праву общеобязательный характер и сообщает ему прину-
дительную силу. Государственное принудительное воздей-
ствие обеспечивает воплощение правовых норм в жизнь в
тех случаях, когда люди добровольно не исполняют или
не соблюдают их;
2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию
государства в виде юридической ответственности. Она
выступает как наиболее серьезный по своим последстви-
ям для человека вид социальной ответственности. На-
пример, мерой юридической ответственности может быть
лишение свободы, крупное имущественное взыскание, ли-
шение права заниматься определенным видом деятель-
ности. Нарушение же норм морали влечет лишь обще-
ственное осуждение, а нарушение религиозной нормы —
санкции со стороны церкви;
3) действие норм права распространяется на всех лю-
дей. Распространение действия права не зависит от воли
и желания человека; даже незнание правовой нормы не
освобождает от необходимости ей следовать и не осво-
бождает от ответственности в случае ее нарушения. На-
против, действие религиозных или корпоративных норм
распространяется на человека только при его доброволь-
ном согласии. Например, нормы православной церкви дей-
ствуют только в отношении ее прихожан; устав полити-
ческой партии обязателен для исполнения только для ее
членов.
2.5. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ
ПРАВА И МОРАЛИ
Мораль и право являются главными регуляторами по-
ведения людей. Соотношение между ними сложное, оно
представляет собой взаимосвязь единства и различия.
Единство права и морали состоит в следующем:
1) право и мораль являются системами социальных
норм;
2) право и мораль преследуют одни и те же цели -
упорядочение общественных отношений, утверждение сво-
боды, равенства, гуманизма и справедливости;
3) предписания права и морали во многом совпада-
ют. Одни и те же акты поведения право и мораль запре-
щают или поощряют;
4) право и мораль адресуются к одному и тому же
кругу лиц;
5) право и мораль выступают в качестве фундамен-
тальных общечеловеческих ценностей, показателей соци-
ального и культурного прогресса общества.
Право и мораль различают:
1) способы установления. Правовые нормы создаются
либо санкционируются государством, а нормы морали не
являются продуктом целенаправленной деятельности, они
возникают и развиваются в обществе стихийно. В отли-
чие от права мораль носит неофициальный (негосударствен-
ный) характер;
2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охра-
няется государством, которое следит за соблюдением пра-
вовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль
опирается на силу общественного мнения;
3) форма выражения. Правовые нормы закрепля-
ются в специальных юридических актах государства, а
нравственные нормы возникают и существуют к созна-
нии людей;
4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право
оперирует понятиями правомерного и неправомерного, за-
конного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого,, а
мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра
и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести,
долга;
5) различный характер ответственности за нару-
шение нормы и различный порядок реализации ответ-
ственности. Нарушение нормы права влечет за собой
негативную реакцию государства — юридическую ответ-
ственность. Формы юридической ответственности и поря-
док ее реализации строго регламентированы законом. Иной
характер носит ответственность за нарушение норм мора-
ли. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процеду-
ры. К нарушителю применяются различные стихийно скла-
дывающиеся формы морального воздействия (бойкот, выс-
меивание, презрение, публичное осуждение).
6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило,
межличностные отношения, а право, кроме этого — отно-
шения собственности, властеотношения, труд, управление,
правосудие.
Мораль и право взаимно дополняют друг друга. Нормы
права служат и должны служить проводниками морали,
закреплять и защищать нравственные устои общества.
Сила законов во сто крат увеличивается, если они опира-
ются не только на власть, но и на общественную мораль.
2.6. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ
ПРАВО
С давних времен юристы употребляют понятие «пра-
во» в двух основных значениях — объективном и субъек-
тивном.
Объективное право — это система всех действующих
норм права, отраженных в различных источниках права
и не зависящих от индивида. В этом смысле мы можем
говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Ук-
раины (или любой другой страны) сформировалось и су-
ществует независимо от нашего желания или признания,
независимо от нашего отношения к нему. В объективном
праве традиционно выделяют определенные структурные
подразделения. Например, в праве Украины существуют
отрасли и институты права.
Субъективное право — это определенная объективным
правом мера возможного поведения индивида. Использо-
вание субъективного права зависит от личного желания и
усмотрения индивида. В структуре субъективного права
обычно выделяют три элемента:
1) право действия предполагает, что индивид вправе
самостоятельно определить положительную линию своего
поведения. Например, гражданин Украины имеет право
приобрести в собственность участок земли;
2) права требования означает, что индивид может тре-
бовать определенного положительного поведения от ино-
го лица. Например, собственник земельного участка впра-
ве потребовать у арендатора арендную плату;
3) право притязания означает, что индивид вправе
обратиться за помощью к государству, если нарушено его
субъективное право либо он не может реализовать его без
государственного вмешательства. Например, в случае зе-
мельного спора индивид вправе обратиться в суд.
Объективное и субъективное право тесно взаимосвяза-
ны. На основе объективного права приобретаются субъек-
тивные права (если они не носят естественный, прирож-
денный характер), возникают правоотношения.
2.7. ФУНКЦИИ ПРАВА
Функции права — это основные направления воздей-
ствия права на сознание и поведение людей, характеризую-
щие его роль и значение в жизни общества. Различают об-
щесоциальные и специально-юридические функции права.
К общесоциальным функциям права относят культур-
но-историческую, стабилизационную, воспитательную и
информационно-ориентирующую функции, а также функ-
цию социального контроля.
Культурно-историческая функция состоит в том, что
право в нормативной форме закрепляет высшие достиже-
ния человеческой цивилизации: свободу, равенство, спра-
ведливость.
Стабилизационная функция состоит в способности
права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни
общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность
их существования, право сдерживает антисоциальные раз-
рушительные процессы.
Воспитательная функция состоит в том, что право
при помощи своих предписаний способствует становле-
нию человека как правопослушного члена гражданского
общества.
Информационно-ориентирующая функция заключа-
ется в том, что право информирует человека о его правах
и обязанностях, о возможном и должном поведении.
Функция социального контроля состоит в том, что
право стимулирует социально-полезное поведение челове-
ка и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) пове-
дение, опасное или вредное для общества.
Специально-юридические функции права осуществля-
ются при помощи специфических юридических средств
(издание нормативных и индивидуальных правовых ак-
тов). Обычно выделяют две основные специально-юриди-
ческие функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция права проявляется в том, что
предписания правовых норм вносят упорядоченность в
общественные отношения. Выполняя функцию регулято-
ра общественных отношений, правовая норма указывает
человеку на линию его поведения в том или ином случае.
Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде-
ляют, какие действия нужно совершить при заключении
договора купли-продажи жилого дома.
Различают разновидности регулятивной функции: ре-
гулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция права проявляется в
закреплении тех или иных стабильных состояний (стату-
сов). Например, ст.2 Конституции Украины закрепляет
унитарное устройство нашего государства.
Регулятивная динамическая функция права «обслужи-
вает» социальные процессы: торговлю, производство но-
вых ценностей, переход имущества и иных благ от одних
лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса
Украины определяют порядок перевода долга должником
на другое лицо.
Охранительная функция заключается в том, что пра-
во защищает социальные ценности, блага, общественные
отношения путем установления запретов, ограничений и
наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго-
ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость
грабежа. Тем самым право защищает личность и соб-
ственность от преступного посягательства.
Регулятивная и охранительная функции права тесно
связаны между собой. Охранительная функция права при-
звана обеспечить нормальное действие регулятивной фун-
кции.
2.8. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА:
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы
XII таблиц источником всего римского права. С тех пор
источником права называют то, что содержит правовые
нормы, то» откуда мы черпаем правовые нормы.
Источник права — это исходящий от государства спо-
соб выражения и закрепления норм права.
Исторически известны и ныне существуют четыре вида
источников права:
1) правовой обычай — стихийно сложившееся устой-
чивое правило поведения, санкционированное государством.
Б древности правовой обычай был основной и зачастую
единственной формой права. Он исторически и фактиче-
ски предшествовал закону. В современном мире правовой
обычай используется редко: в гражданском праве (непи-
саные обычаи делового оборота), в международном праве
(дипломатические обычаи);
2) юридический (судебный или административный)
прецедент — решение по конкретному делу, которому
придана нормативная сила и которое служит образцом
для решения аналогичных дел. Юридический прецедент
распространен в системе общего права Австралии, Вели-
кобритании, Канады и США, используется международной
юстицией. Однако его элементы имеют место и в украин-
ской правовой системе в деятельности Конституционного
Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений
конкретных юридических споров всеми судебными орга-
нами;
3) нормативно-правовой акт — письменный доку-
мент, принятый в установленном порядке компетент-
ным органом государства и содержащий правовые нор-
мы общего характера. Общий характер предписаний
отличает нормативно-правовой акт от юридического пре-
цедента. Нормативно-правовые акты являются основ-
ной и наиболее совершенной формой современного пра-
ва. В системе права Украины и большинства других
стран нормативно-правовой акт является основным ис-
точником права;
4) нормативный договор — это соглашение между
двумя и более субъектами права, содержащее обязатель-
ные для них предписания. Нормативные договоры полу-
чают все более широкое распространение в конституцион-
ном, трудовом, гражданском, международном и других от-
раслях права. Они бывают внутригосударственными и
международными, учредительными и обычными, типовы-
ми и текущими. Нормативный договор не является персо-
нифицированным актом, его содержание составляют пра-
вила поведения общего характера. Наиболее распростра-
ненным примером нормативного договора является кол-
лективный договор в трудовом праве.
В различных правовых системах соотношение и взаи-
модействие между источниками права имеет свои особен-
ности. Например, в Украине нечасто используются юриди-
ческий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде
государств Африки и Латинской Америки правовые обы-
чаи сохраняют свое значение и являются основой право-
вой системы. В Великобритании же основной правовой
формой остается юридический прецедент.
ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
По юридической силе все нормативно-правовые акты
разделяются на две большие группы: законы и подзакон-
ные акты.
Закон — нормативный акт, принятый органом законо-
дательной власти или всенародным референдумом, обла-
дающий высшей юридической силой и содержащий пер-
вичные правовые нормы.
Определение закона фиксирует наиболее важные его
отличительные признаки:
1) закон принимается только носителями государ-
ственного суверенитета (народом или его высшим пред-
ставительным органом);
2) закон обладает самым высоким юридическим «ран-
гом» -- все остальные акты находятся «под» законом,
должны соответствовать ему;
3) законами регулируются наиболее важные обще-
ственные отношения.
Законы в современном демократическом правовом го-
сударстве занимают первое место среди всех источников
права и являются основой законности и правопорядка.
Различают конституционные и обычные (текущие)
законы. Конституционные законы закрепляют основы об-
щественного и государственного строя страны и служат
базой для текущего законодательства. К ним относятся
Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до-
полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме-
няются в особом порядке. Все иные законы относятся к
группе текущих (обычных) законов.
Подзаконные акты — это нормативные акты, издан-
ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации
законов.
Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для
исполнения и обладают необходимой юридической силой.
Но их действие ограничено законом: они не могут выхо-
дить за пределы законодательного регулирования, их нор-
мы носят вторичный по сравнению с законом характер.
Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор-
мы законов.
Подзаконные акты многообразны по форме и источни-
кам происхождения. В нашей стране существуют следую-
щие виды подзаконных актов:
1) указы Президента Украины;
2) постановления и распоряжения Кабинета Министров
Украины;
3) инструкции и нормативные приказы министерств и
ведомств;
4) решения органов местного самоуправления и их ис-
полнительных органов;
5) распоряжения глав местных государственных адми-
нистраций;
6) нормативные приказы администраций предприятий,
учреждений и организаций.
Законы и подзаконные акты являются основными
элементами системы законодательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: