Понятие, основание, признаки,
ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Юридическая ответственность является следствием*
правонарушения.
Юридическая ответственность — это применение
виновному лицу мер государственного принуждения I
совершенное правонарушение.
Меры государственного принуждения могут носить ха|
рактер личных ограничений (например, лишение свободъ~
лишение права заниматься определенным видом деятель-!
ности), имущественных взысканий (конфискация иму-
щества, обязанность возместить причиненный ущерб).
Юридическая ответственность — это правовое отно-
шение между государством и правонарушителем, в силу
которого государство имеет право предпринять по отно-
шению к правонарушителю определенные меры воздей-
ствия, а правонарушитель обязан претерпеть установлен-
ные государством лишения личного и имущественного
характера.
Единственным основанием юридической ответствен-
ности является совершение правонарушения, т. е. нали-
чие в деянии правонарушителя состава правонарушения.
Юридическая ответственность тесно связана с санкцией
правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Со-
став правонарушения — фактическое основание для юри-
дической ответственности (юридический факт), а норма
права — правовое основание, без которого юридическая
ответственность немыслима.
Юридическая ответственность характеризуется следу-
ющими признаками:
— ее основанием является только правонарушение;
— она всегда связана с государственным принуждени-
ем;
— юридическая ответственность характеризуется лише-
ниями для лица, совершившего правонарушение.
Цель юридической ответственности — формирование
правомерного поведения не только лиц, совершивших пра-
вонарушение, но и всех иных членов общества.
Функции юридической ответственности:
1) охранительная — заключается в защите правопо-
рядка. Юридичесв;ая ответственность представляет собой
меру защиты личв:ости, общества, государства от неправо-
мерных социально опасных деяний. Правонарушитель
обязан претерпеть определенные ограничения своих прав
в качестве кары, наказания. В этом проявляется справед-
ливость юридической ответственности;
2) правовосстановительная — заключается в восста-
новлении нарушенного права. Эта цель особенно харак-
терна для гражданско-правовой ответственности. Она со-
стоит в необходимости возместить убытки, возместить мо-
ральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;
3) профилактическая — заключается в предупрежде-
нии совершения новых правонарушений (превенция).
Юридическая ответственность призвана, с одной стороны,
ограничить возможности правонарушителя совершить новое
правонарушение, с другой — удержать от правонарушений
других лиц;
4) воспитательная — формирует уважение к праву.
Применение мер юридической ответственности должно спо-
собствовать исправлению и перевоспитанию правонаруши-
теля. В его сознании и поведении должны сформироваться
и закрепиться уважительное отношение к праву и закону,
правам, свободам и законным интересам других лиц.
Виды юридической ответственности:
1) уголовная - - применяется только за совершение
преступления. Это наиболее суровый вид ответственности,
предполагающий самые жесткие ограничения личного и
имущественного характера;
2) административная — применяется за совершение
административного проступка. Налагаемые в данном слу-
чае взыскания личного и имущественного характера но-
сят гораздо более мягкий характер;
3) гражданско-правовая — наступает за неисполне-
ние договора, причинение имущественного вреда. Носит
исключительно имущественный характер;
4) дисциплинарная — наступает за нарушение трудо-
вой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило,
личный характер (например, выговор). Если в результате
дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб,
то применяется также материальная ответственность,
которая состоит в обязанности возместить нанесенный
ущерб.
Сравнительно новым видом юридической ответствен-
ности является конституционная, примерами которой
являются импичмент президента, отставка правительства.
В системе международного права существуют различ-
ные виды международной юридической ответственности.
Таковы, например, экономические санкции (запрет на тор-
говлю, совместную экономическую деятельность) против
государства — нарушителя норм международного права.
2.27. ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА, ИХ ГАРАНТИИ
Законность является необходимом условием гармо-
нического функционирования гражданского общества.
Законность — это строгое и полное 'осуществление пред-
писаний правовых законов всеми субъектами права. Дру-
гими словами законность можно определить как правовой
режим, при котором деятельность всех государственных
органов, юридических и физических лиц осуществляется в
соответствии с требованиями законодательства.
Основными принципами (требованиями) законнос-
ти являются:
1) верховенство правового закона. Все законы стра-
ны должны соответствовать Конституции, а подзакон-
ные акты — законам. Решения, принимаемые государ-
ственными органами и должностными лицами по конк-
ретным делам, должны строго соответствовать законам
и подзаконным актам;
2) всеобщность законности. Законы должны быть
едиными для всего государства и доступными для всех
граждан и должностных лиц. Все субъекты права подпа-
дают под действие закона. Исключение кого-либо из-под
действия закона недопустимо, какой бы благой целью это
не оправдывалось;
3) равенство всех субъектов права перед законом.
Требования закона и меры ответственности за его нару-
шение одинаковы для всех граждан и должностных лиц.
Льготы и привилегии, предоставляемые отдельным кате-
гориям граждан, должны носить законный характер;
4) единство законности и целесообразности. Недо-
пустимо нарушение закона под предлогом целесообразно-
сти (житейской, местной, корпоративной). Предполагает-
ся, что закон воплощает в себе высшую общественную
целесообразность, то есть отвечает целям и задачам об-
щества. В рамках закона следует избирать наиболее оп-
тимальное (не наносящее вреда другим) решение;
5) неотвратимость ответственности за правона-
рушения. С одной стороны, осознание неизбежности нака-
зания являются главным сдерживающим фактором для
потенциальных правонарушителей. С другой, неуклонное
привлечение к ответственности правонарушителей повы-
шает роль закона в глазах общества, играет огромную вос-
питательную роль.
С законностью неразрывно связано понятие правопо-
рядка. Если законность представляет собой процесс осу-
ществления законов, то правопорядок — результат осу-
ществления законности.
Правопорядок — это состояние упорядоченности об-
щественных отношений, которое складывается в услови-
ях законности.
Важное значение в осуществлении законности и фор-
мировании правопорядка имеют их гарантии.
Гарантии законности и правопорядка — это средства,
при помощи которых обеспечивается законность и право-
порядок в обществе.
Гарантии делятся на общие и специальные. К общим
относятся:
1) экономические гарантии — это, прежде всего, такое
состояние экономики, которое позволяет большинству граж-
дан удовлетворять свои потребности, не выходя за рамки
закона;
2) политические гарантии законности включают реаль-
ность прав и свобод граждан, возможность участия в поли-
тической жизни и управлении общественными делами;
3) социальные гарантии означают наличие достаточно
многочисленного среднего класса, эффективную борьбу с
бедностью и безработицей, обеспечение социальной защи-
ты населения;
4) духовные гарантии включают правовую информи-
рованность населения, высокий уровень правовой культу-
ры общества.
Специальные — это юридические гарантии. Они вклю-
чают:
1) систему действующего законодательства. Для
того, чтобы потребовать от граждан исполнения законов,
государство обязано обеспечить качество законодательства.
Законы должны быть ясными, непротиворечивыми, соот-
ветствовать общепринятым международным стандартам
в области прав человека и действующей Конституции;
2) деятельность конституционной юстиции, кото-
рая обеспечивает неукоснительное соблюдение Консти-
туции при принятии законов, издании нормативно-пра-
вовых актов;
3) деятельность судебных органов. Суды обязаны оп-
ределить справедливую меру наказания правонарушите-
лю, обеспечить эффективное восстановление нарушенных
прав, возмещение убытков, возникших в результате граж-
данско-правовых проступков;
4) деятельность правоохранительных и контрольно-
надзорных органов. Прокуратура, милиция и другие пра-
воохранительные органы должны обеспечить профилак-
тику, пресечение и раскрытие правонарушений. Государ-
ственные инспекции обязаны предупреждать, выявлять и
пресекать нарушения законности в различных сферах об-
щественной жизни.
[[РАЗДЕЛ II.
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УКРАИНЫ
Глава 3.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: