Познавательное развитие.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, развития наглядно-действенного мышления: представлений об окружающем мире; ориентировки на количественный признак и развития речи. Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов. Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка. Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей. Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)». Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т.е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 2 – «Спрячь матрешек» – направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях. Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой и маленький). Проведение обследования: педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик». Обучение: при затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую – в маленький; затем достает матрешки, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку их спрятать в «домики». Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 3 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов. Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветных карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и зеленый домик. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету.
Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 4 – «Сложи разрезную картинку » (ведерко, домик) – направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения. Оборудование: предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две (три) части. Проведение обследования: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: “Сделай целую картинку”. Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 5 – «Возьми игрушки» – направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире. Оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка, одежная щетка, расческа. Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть. Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: “Смотри и делай, как я”. После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть. Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно;
С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 6 – «Покажи картинку» – направлено на выявление уровня сформированности о явлениях живой природы (животные, птицы). Оборудование: картинки с изображением несколько домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц - 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей - 4 пары). Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более 4-х) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух? Как он кричит?» и т.д. Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая и у меня такая же». Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Задание 7 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак. Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук). Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб», если ребенок выполнил правильно его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять «много» грибов. Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?». Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?». Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?» Оценка действий ребенка: В - принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно; С - выполняет задание после обучения; Н – не выполняет задания после обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|