Введение в мониторинг земель: цели и задачи
Стр 1 из 5Следующая ⇒ (Лекция №1, 2 часа) План: 1. Содержание и задачи курса мониторинга земель. 2. Задачи государственного мониторинга земель и нормативная база при его ведении. 3. Классификация и методы исследований мониторинга земель. 4. Объекты государственного мониторинга использования земель и исходные материалы. 1. Курс лекций по мониторингу земель включается в состав дисциплины «Земельный кадастр и мониторинг земель». Теоретическое освоение основных разделов дисциплины и обоснованное понимание возможности и роли курса при решении задач в области землеустройства и кадастров. Освоение курса лекций направлено на приобретение знаний о значении и роли мониторинга земель в области управления земельными и природными ресурсами, производства землеустроительных и кадастровых работ. В курс лекций включены основные понятия земельного кадастра, экологического мониторинга и мониторинга земель, структуры и задач Государственного мониторинга земель, организации деятельности государственных органов власти и местного самоуправления в данной области, структура показателей взаимодействия кадастров и мониторинга земель, а также основные понятия, этапы и перспективы развития мониторинговой деятельности в землеустроительных и кадастровых работах. В настоящее время на Земле проживает более 6,5 млрд. человек. Ежедневно на Земле прибавляется 260-270 тыс. человек или ежегодно до 90-100 миллионов, что позволяет сделать предположение о том, что уже к 2050 г. на земле будет проживать не 12-13, в 2100 г. - до 20-25 млрд. человек. Как видно, что рост будет очень большой и сможет ли прокормиться население или нет - постоянная забота человечества, потому что уже в настоящее время, примерно, две трети населения недоедает, а 30% из них, практически, голодает!
При этом существенно уменьшаются сельскохозяйственные угодья для производства продуктов питания. Так, в настоящее время обрабатывается 10,4% всей площади суши, или 2,95% всей поверхности Земного шара. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) мировой земельный фонд составляет 13,4 млрд. га, в том числе приходится на: > возделываемые земли (пашня и плантации) - около 1,5 млрд. га (11%); > пастбища -3,2 млрд. га (24%); > леса и кустарники - 4,1 млрд. га (41%); > прочие земли (пески, каменные пространства, селитебные земли) - 4,4 млрд. га (34%). За период 1961-1983 гг. произошли самые большие изменения в обеспеченности человечества земельными ресурсами. Так, площадь пашни увеличилась примерно на 0,08 млрд. га, а обеспеченность ее человечества снизилась с 0,45 до 0,31 га на душу населения. За исторический период своего существования человечество в результате нерационального землепользования потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. В наши дни в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает 6-7 млн. га плодородных земель, которые превращаются в пустыни. В целом процесс деградации почв особенно интенсивно протекает на засушливых землях, которые в совокупности занимают 6,1 млрд. га и в наибольшей степени характерны для Азии и Африки. По имеющимся оценкам, общая площадь опустынивания аридных земель в мире достигает в наши дни 4,7 млрд. га. Территория, на которой происходит антропогенное опустынивание оценивается в 900 млн. га, с ежегодным увеличением на 6 млн. га (или 60 тыс.км2) Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки - менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель - США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии
более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища. Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один - борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования (освоение залежных земель, мелиорация, осушение, орошение, освоение прибрежных участков морей); другой - ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых, заболачивания, засоления. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда - деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых зеель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения - Китай (0,09 га), Египет (0,05 га). Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др. Опустыниванию и деградации земель подвержена одна треть поверхности Земли. Это создает реальную угрозу для средств к существованию, благополучия и развития почти одного миллиарда человек. Из-за продолжительных периодов засухи, голода и усили- вающейся нищеты многим из них остается лишь одно - покидать места своего постоянного проживания. Численность экологических мигрантов к 2050 году во всем мире может составить 200 млн. человек. Сегодня таких мигрантов уже 24 млн. Причина таких миграций - опустынивание и засуха. За последние 40 лет почти треть пригодных для возделывания земель планеты утратили свое плодородие и были заброшены. Воздействию опустынивания в той или иной степени подвергаются почти три четверти пастбищных угодий. На завершившейся недавно семнадцатой сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию было подчеркнуто, что опустынивание и деградация земель являются глобальными проблемами, которые требуют глобального решения.
Итак, что же такое мониторинг земель? Мониторинг земель - комплексная система наблюдений за состоянием земельног о фонда, является составной~чаетью мШйТ<> ринга компонентов окружающей природной среды и выполняет ба- зовую, связующую роль между другими видами мониторинга при- ро дных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и в ыработки рекомендаций по пр едупреждению и устранен ию последствий негативных процесс ов; рациона льног о землепользов ания и зе млеустройства, контроля за использованием и охрано й земель (1). Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (2). Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Кроме этого в основе мониторинга земель решаются и многие частные задачи: > своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; > своевременное выявление несоответствия фактического использования земельных участков их целевому назначению и разрешенному использованию; > информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля, землеустройства, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
> обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан информацией о состоянии земель. Все вышеперечисленное особенно это важно для России, так как на ее территории (12,5% от мировой территории) сосредоточено 55% черноземных почв мира, 60% древесины хвойных пород, 50% запасов пресной воды. Поиск форм и методов территориальной организации их рационального использования и охраны - одна из главных проблем страны. Земля - особый, наиболее ограниченный и дефицитный ресурс современного мирового сообщества. Специфичность земли состоит в том, что она одновременно выступает в пяти ипостасях: земля - территория страны, главная государствообразующая составляющая; земля - всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель; земля - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве; земля - основной компонент окружающей природной среды; земля - кладовая водных, минеральных, лесных и других ресурсов. Учет указанных выше особенностей земли требует определенной технологической обустроенности конкретных земельных участков, осуществления постоянной их охраны от природной и антропогенной деградации, особого подхода к регулированию земельных отношений, постоянного управления земельными ресурсами и развития соответствующего законодательного и нормативного обеспечения. Необходим целостный и системный подход к проблеме национального землепользования, не ограниченный рамками сиюминутных конъюнктурных устремлений. Государство, как суверен, обязано непрерывно регулировать земельные отношения в стране, осуществлять регулятивные государственные функции по управлению земельными ресурсами и создавать среду для эффективного использования земли и ее охраны. А это возможно только на основе научного мониторинга земель. И наша с Вами задача состоит в том, чтобы научиться управлять процессами землепользования, происходящими в мире. При этом необходимо сохранять в хорошем и отличном состоянии земельные ресурсы, то есть сохранять и украшать окружающую нас природу. Для этого и существует такая хорошая дисциплина, как мониторинг земель, потому чтобы сохранить и улучшить, нужно знать, а что было ранее и что происходит сейчас на нашей матушке Земле (рисунок 1.2). Рисунок 1.2 - Рациональное использование земельных ресурсов 2. Земельный кодекс (ЗК РФ.) Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года. Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр.
Статья 67. Государственный мониторинг земель. 1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. 2. Задачами государственного мониторинга земель являются: > своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель 3.В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. 4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель». В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 М 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росре естр осуще ствляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). Мониторинг включает в себя: а) сбор информации о состоянии з емель в Российской Федерации, ее обрабо тку и хранение; б) не прерывное наблюдение за использованием земель и сходя из их целевог о назначения и разреш енног о использовани я, в) анализ и оц енку качественного состоян ия земель с учетом возде йствия природных и антропогенных фактор ов. Сбор информации о состоянии земель и непрерывное наблюдение за использованием земель в Российской Федерации, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, осуществляется с испол ьзовани ем: > дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); > сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т. п.; > наземных съе мок, набл юдений и обследований (сплошных и выборочных); > соответствующих фондов данных. Сбор информации осуществляется исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель. Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании земель, представленные в текстовой или графической форме. В зависимости от срока и перио дичности проведе ния работало сбору информа ции данны е монитори нга земель делятся на: > базо вые (данные о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга); > периодические (данные о состоянии земель за определенный период); > опе ративные (д анные о состоянии земель на текущий момент). К сведениям (данным) о состоянии и использовании земель относятся: > описание местоположения земельных угодий; > площадь земельных угодий; > вид земельных угодий (пашня; многолетние насаждения; сенокосы и пастбища; земли под древесно-кустарниковой растительностью; лесные земли; земли под застройкой; земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями; земли под водой; болота; нарушенные земли; прочие земли); > степень развития негативного процесса на землях, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития); > степень развития негативного процесса на землях, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития); > степень развития негативного процесса на подтопленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); > степень развития негативного процесса на захламленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); > степень развития негативного процесса на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (годовая эффективная доза, м3 в: 1-5, 5-20, 20-50, >50); > степень развития негативного процесса на землях, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития); > степень развития негативного процесса на землях, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития); > степень развития негативного процесса на землях, загрязненных средствами химизации сельского хозяйства (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития). При обработке информации о состоянии земель осуществляется анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. При этом осуществляется выявление изменений и оценка: > состояния землепользований, угодий, участков; > соответствия фактического использования земель установленному использованию. > процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, криогенными и другими негативными явлениями. Оценка качественного состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений и сравнения полученных показателей с нормативными показателями. По результатам анализа и оценки состояния земель Росреестром, и его территориальными органами, составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер. Сведения (данные) о состоянии и использовании земель и результаты оценки качественного состояния земель являются данными мониторинга земель. Продукция, полученная в ходе проведения мониторинга земель, содержащая данные о состоянии и использовании земель и результаты оценки состояния земель передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, Росреестром и его территориальными органами осуществляются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга земель, а также органами местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, исполь зуются при подготовке государственно го (национальн ого) доклада о состоянии неиспользованных земель в Россий ской Федер ации, ежегодно представляемого Росреестром в Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Результаты мониторинга земель, содержащиеся в документах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, представляются заинтересованным лицам в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376. Нормативная база: Конституция Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая); Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»; Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 года № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле»; Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14 ноября 2006 года № 376 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. 3.На современном этапе государственный мониторинг земель можно рассматривать как состоящий из трех основных компонентов: > мониторин г использования земель, по результатам проведения к оторого устанав л ивается соответствие фак тического использования целевому назначению и разрешенному использова нию земель ных участков, а так же собл юдение установлен ных ограничений и обременений; > мониторинг состояния земель, по резул ьтатам проведен ия которого выявляются изменения состояния земль всех категорий, обусловленный воздействием природных и антропогенных негативных процессов: подтопления ТГзатопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, засоления, нарушенности, опустынивания земель, зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, загрязнения земель токсичными веществами, захламления промышленными и бытовыми отходами, вырубка и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы и явления; > мо ниторинг правового режима зем ель Целью государственного мониторинга земель является систематическое изучение состояния земель для обоснования управленческих решений в сфере рационального использования и охраны зем ель, сохранения при родных систем, повышения качества жизни, улучше ния здоровья насел ения, обеспече ния экологической безопасности. Общими принципами организации работ государственного мониторинга земель являются: > единство и согласованность нормативно-правового и организационно-методического обеспечения; > совместимость технического, информационного и программного обеспечения составных частей ГМЗ; > системность наблюдений за состоянием земель; > совместимость данных, основанная на применении единых классификаторов, кодов, стандартных форматов данных нормативно-технической базы, систем координат; > своевременность получения, комплексности обработки и использования мониторинговой информации; > объективность первичной, аналитической и прогнозной информации; оперативность доведения информации до органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации, населения страны. Государственный мониторинг земель должен осуществляться в следующей п оследовательности > проведение системати ческих аэрокосмически х и наземных съемок! > инве нтаризация и анализ фондовых м атериалов; > создание системы полигонов выбор ключевых участк ов и маршрутов наблюдений; > орг анизаци я базовых, периодических и оперативных наблюдений. Субъектами государственного мониторинга земель являются Росресстр и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Объектом государственного мониторинга земель являются все земли в границах Российской Федерации. Единицами ГМЗ являются земельные участки (совокупность земельных участков) или территории с особым режимом использования, выделенные при проведении мониторинга на федеральном, региональном и локальном уровнях. Основные требования к описанию единицы мониторинга земель: > унифицированность описания по содержанию сведений (показателей) и представление в единых графических и табличных формах; > однозначная идентификация объектов; > обязательность учета характеристик объекта, влияющих на изменение экологической ситуации или снижение эффективности использования земель. В соответствии с пунктом 7 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель получение информации может производиться с использованием: > материалов дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); > сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.; > наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных); > ведомственных фондов данных. Группы показателей государственного мониторинга земель: > единая система показателей государственного мониторинга земель (ЕСП ГМЗ). Это общие показатели, которые являются едиными для всех его уровней: федерального, регионального и локального; > частные показатели, собираемые дополнительно на региональном и локальном уровнях. Общие показатели различаются по уровням ГМЗ степенью генерализации являются и собираются по единым методикам для: федерального у регионального и локального уровней ГМЗ. К показателям федерального уровня относятся показатели регионального уровня, генерализированные для территории Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, а также дополнительные показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на федеральных полигонах мониторинга земель. К показателям регионального уровня относятся показатели локального уровня, генерализированные для территории субъекта Российской Федерации в разрезе административных районов Российской Федерации, а также дополнительные показатели, по которым осуществляется сбор данных на региональных полигонах. К показателям локального уровня относятся показатели ЕСП ГМЗ, в соответствии с которыми осуществляется сбор базовой информации о состоянии и использовании земель в муниципальных образованиях, а также дополнительные показатели, по которым осуществляется сбор данных на региональных полигонах. Системообразующими показателями всей системы показателей ГМЗ являются показатели локального уровня, который определяется в соответствии со следующими основными критериями: > Востребованность собираемых данных при решении задач кадастра объектов недвижимости, Госземконтроля, землеустройства и государственных мониторингах природных ресурсов. > Возможность объективного определения информации. > Экономическая целесообразность сбора информации в соответствии с тем или иным показателем. > Цель сбора информации. > Исключение дублирование информации о состоянии земель в различных информационных системах. Для сбора информации об использовании земель должны осуществляться базовые, периодические и оперативные наблюдения. Под наблюдениями ГМЗ понимается совокупность работ по сбору и обработке информации. Сбор информации может осуществляться при съемках и обследованиях, выполняемых организациями Росреестра, а также на основании материалов подготовленных другими организациями (или ведомствами). Базовые наблюдения - наблюдения, осуществляемые для сбора первичной информации об объекте ГМЗ на момент начала ведения мониторинга. Базовые наблюдения проводятся на вновь образуемых единицах мониторинга земель (в частности полигонов); при получении первичной информации о земельном фонде страны, региона, муниципального образования при отсутствии актуальной информации; при изменении системы показателей и форм отчетности ГМЗ; в районах с возникшей экологической напряженностью. Периодические наблюдения - наблюдения, осуществляемые через определенный промежуток времени (3-5 лет) в целях поддержания в актуальном состоянии информации о состоянии и использовании земель (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Виды мониторинга в зависимости от сроков проведения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости организует государственный мониторинг земель в Российской Федерации, а осуществление мониторинга и оказание государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель - рассматривается в качестве одной из основных функций Агентства. В соответствии с Положением о мониторинге земель мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На основании этого разработана система взаимодействий, осуществляемых между субъектами мониторинга земель: 1 - внутренние взаимодействия между органами, учреждениями Росреестра: > а - вертикальные (между органами и учреждениями Росреестра федерального, регионального и локального уровней); > б - горизонтальные (между учреждениями Росреестра на отдельном уровне). 2 - внешние взаимодействия между Роснедвижимостью и другими министерствами и агентствами, а также международные отношения. К органам, принимающим участие в осуществлении государственного мониторинга земель относятся: > Министерство сельского хозяйства РФ; > Министерство природных ресурсов РФ; > Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования РФ; > Федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию РФ; > Федеральное агентство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству РФ и некоторые другие. Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Глобальный (биосферный) мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения». Он позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли с целью предупреждения о возникающих экстремальных ситуациях. Наблюдения ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках. Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами. Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части РФ, Южный Урал, зоны засушливого земледелия, юга европейской части России, зоны Чернобыльской аварии и др.). Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно- экологических комплексов. На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинги. Фоновый мониторинг - это наблюдения за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг - это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов. Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы. Загрязнитель - любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (вирус, микроорганизм), поступающий в окружающую среду или возникающий в ней в количестве, вызывающем загрязнение среды. Различают природные и антропогенные загрязнители. Загрязнение земель - это попадание и накопление на поверхности Земли различных физических, химических, механических и биологических веществ, обладающих различной степенью вредности и вызывающих существенные негативные изменения земельных ресурсов, вплоть до деградации. 4. Единая система показателей государственного мониторинга земель состоит из следующих разделов: > показатели использования земель; > показатели состояния земель; > показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на полигонах мониторинга земель; > нормативно-методическая база государственного мониторинга земель -перечень нормативно-методической документации, в соответствии с которой осуществляется сбор и обработка первичной информации. Показатель государственного мониторинга земель - качественная или количественная характеристика состояния и использования земель. Показатели государственного мониторинга использования земель характеризуются сведениями о наличии земель, распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. Ежегодно по состоянию на 1 января по вышеперечисленным показателям составляется статистический отчет по субъекту Федерации, отчетные данные которого являются информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. Показатели мониторинга состояния земель подразделяются на общие (для земель всех категорий) и специальные (для земель сельскохозяйственного назначения). К общим показателям мониторинга состояния земель относятся: площадь загрязненных или деградированных земель и степень развития процесса. Эти показатели характеризуют следующие виды земель: > земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли, загрязненные тяжёлыми металлами; > земли, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсантами; > земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами; > земли, загрязненными средствами химизации; земли, подверженные линейной эрозии; > подтопленные земли; > земли, подверженные опустыниванию; захламленные земли. К специальным (для земель сельскохозяйственного назначения) показателям относятся: площадь земель и степень развития процесса. При этом объектами изучения являются следующие земли: > земли, по классам пригодности к сельскохозяйственному использовани
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|