Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы власти и авторитета. Распределение власти, полномочий и ответственности




Билет №1

1. Общая теория управления. Сущность и содержание менеджмента.

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.Из данного определения видно, что существует три класса управления: В неживой природе (технических системах);В организмах (биологических системах); В обществе (социальных системах);

Управление в технических системах – это производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относиться к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на действие людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а так же необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано с прежде всего с появлением и развитием разделения труда.

Менеджмент – это теория управления людьми, и вид самостоятельной профессиональной деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях,намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации сохранение своего места на рынке в течении длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку. То в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов. Обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стандарты как критерии оценки.

Циклический метод контроля на основе стандартов, алгоритм

Целью контроля выступают:
1) выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;

2) обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом контроля являются:
– средства и предметы труда;
– персонал;
– производственные и управленческие процессы.

Выделяют три основных вида управленческого контроля:
1) предварительный;
2) текущий (оперативный);
3) заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.

Текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрить за достигнутые результаты.

В управленческом контроле используются следующие типы нормативов: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.

Билет №2

1. Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента

Под системной моделью управления трудовым потенциалом понимают формализованное отображение наиболее важных свойств, взаимосвязей и взаимозависимостей, определяющих состояние и использование трудового потенциала как социально-экономического образования в системе производственных отношений

. Цель разработки системной модели – отражение динамики протекающих в трудовом потенциале процессов, повышение эффективности его использования и снижение рисков его управления.

Модель состояния трудового потенциала – логическая модель, воспроизводящая отношения между его компонентами, управляющими структурами и внешней средой.

Системные исследования трудового потенциала служат для описания его структуры, выделения особенностей функционирования, представления в качестве динамически изменяющегося объекта, осуществления прогноза будущих изменений его состояния во взаимосвязи с управляющими воздействиями и производственными целями. Субъект и объект управления.

Субъект менеджмента - представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:Человеческие ресурсы организации; Поставщики ресурсов организации;Конкуренты организации (реальные и потенциальные);Информационное обеспечение;Финансы организации (т е непосредственно финансовые потоки)и управление ими.

Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые признаны решать разные задачи

. Тактический менеджмент в чем-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитии стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживания хода исполнения заданий в текущий момент времени

Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создает новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.Производственный – позволяет контролировать производственные процессы организации, с помощью координации действий и процессов. Менеджмент в области сбыта – это процесс организации сбыта продукции, участие в оформлении хоздоговоров на поставку продукции. Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка обучение. Финансовый менеджмент – это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности. Финансовый менеджмент включает в себя риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Инновационный менеджмент – организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. Инвестиционный менеджмент – это работа по управлению инвестициями, рациональное вложение капитала для получения прибыли в дальнейшем

.2. Подход к системе управления на основе всеобщего управления качеством. Модель «7 С TQM - это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Отсюда качество - это сама сущность организации

Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

Основными целями TQM является ориентация на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Организация должна систематически собирать и анализировать информацию, получать обоснованные выводы относительно как текущих и потенциальных потребностей, так и рыночных сегментов и рынка в целом. Затем с помощью «обратной связи» произвести корректировку параметров качества продукта с целью его улучшения для пользователя.

Практика показывает, что квалифицированное использование методологии ТQМ обеспечивает организации следующие преимущества:

1. Увеличение прибыли.

2. Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов.

3. Улучшение имиджа и репутации фирмы.

4. Повышение качества управленческих решений.

5. Внедрение новейших достижений.

6. Увеличение производительности труда.

7. Повышение качества и конкурентоспособности продукции.

8. Рост степени удовлетворенности клиентов.

Модель 7S

Суть такого системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д

Билет №3

1.Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента

. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента

В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности

.1 Единство системы управления производством-единство принципов управления всех звеньев/единые требования к кадрам 2Пропорциональность производства и управления.

3. Централизация и децентрализация.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем

Структура системы менеджмента - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем

1 повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг,2 производство; 3.разработка управленческого решения

Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации.

Формальные группы выделяются как структурные подразделения в организации, имеющие определенную нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство, имеют формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, в также формально закрепленные за ними функции и задачи

В организации существует три основных типа формальных групп:

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.

Р абочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием..

Формальный лидер руководитель, занимающий штатную должность, или тот, на кого возложены обязанности руководства подчиненными. Формальный лидер должен знать о наличии неформальных групп и лидеров, учитывать это в кадровых назначениях, наладить деловой контакт с неформальным лидером, учитывать его мнение.

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют..

Неформальные группы – это спонтанно образовавшаяся группа людей на основе взаимных симпатий, общности интересов, увлечений, не связанных с деятельностью организации, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной

Неформальные лидеры. Неформальный лидер - работник, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся влиянием в группе, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации

. Управление и повышение эффективности групп.

Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов. Оптимальное количество человек в группе 5-8 человек. Группа более человек имеет тенденцию распадаться и у участников группы может быть боязнь говорить при большом количестве человек.

Билет №4

1. Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.

Первый этап развития менеджмента – древний период, начавшийся ещё до нашей эры и продолжавшийся до 18 века. Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества как правило, является отсутствие должного управления. Одним из первых, кто создал характеристику управления, был Сократ. Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению должна базироваться на всеобщих законах и является важным элементом системы жизнеобеспечения общества.

Второй этап – индустриальный период (1776-1890). Наибольший вклад в менеджмент данного периода принадлежит А.Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда и являлся специалистом в области управления. Идеи управления производством Р.Оуэна актуальны по сегодняшний день.

Третий этап – период систематизации (1856-1960). Все, что сегодня называется менеджментом, зародилось именно в этот период эволюции и промышленной революции, когда сами владельцы уже не могли наблюдать за всеми работниками и управлять ими и стали нанимать и обучать лучших работников, которые в целях интереса владельца, управляли производством (первые менеджеры).

Четвертый этап развития – информационный период (1960 г. по наст.время). Появляются управленческие школы, в управлении стала применяться математика и компьютеры. В 60-е годы начинается разработка концепции управления, в 70-е появилась идея открытой системы управления с учетом факторов внутренней и внешней среды.

Школа научного управления

- использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (используя наблюдения, замеры, логику и анализ, они решили, что можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения);

2. Администратвная или классическая школа

предложил выделять функциональные блоки и выделять 6 основных функций организации: производственная, коммерческая, финансовая, страховая, административная, учетно-бухгалтерская).

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наукШкола человеческих отношений. Исследователи этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда.

Школа поведенческих наук. Основной постулат этой школы в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

организация должна лежать на высшем руководстве и быть ориентирована на людей.

4. Школа науки управления или математическая школа управления

- углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению математических моделей;

- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях.

II. Процессный подход (20-е гг. XX в. - по наст.время) - рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (основными функциями менеджмента являются: организация, мотивация, планирование, контроль).

III. Системный подход (50-60 гг. XXв. - по наст.время) - подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.
IV. Ситуационный (60-е гг. XXв. - по наст.время) - концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

2,Стили управления. Плюсы и минусы различных стилей управления

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить их к действию.

Выделяют 3 стиля руководства:

1. Авторитарный стиль. Вся полнота власти находится у руководителя.Решение принимает руко­водитель единолично, без учета мнения подчиненных. Используется командный метод управления. Руководитель действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли уча­стников, осуществляет детальный контроль, сосре­доточивает в своих руках все основные функции уп­равления.

Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы.

Плюсы: не требует особых материальных затрат, позволяет быстро наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Минусы: подавляет инициативу, требует контроля за работой персонала, повышает степень бюрократизма. Снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью, повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.

2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При та­ком стиле лидер стремится управлять группой совме­стно с подчиненными, предоставляя им свободу дей­ствий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.

Этот стиль наиболее эффективен в слабо структу­рированных ситуациях и ориентирован на межлич­ностные отношения, решение творческих задач. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

Плюсы: стимулирует творческую деятельность, уменьшает недовольство сотрудников от принятых решений, усиливает мотивацию труда, улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.

Минусы: нет жесткого централизованного контроля, ответственность за выполнение может долго перекладываться, затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

3. Либеральный стиль Представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их сознательность и дисциплинированность.

Плюсы: Этот стиль наибо­лее эффективен в ситуациях поиска наиболее про­дуктивных направлений групповой деятельности.

Минусы: возможно использовать только при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Билет №5

1. Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и

процессный подход к принятию управленческих решений, примеры.

Системный подход. Системный подход – это не набор принципов и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Процессный подход был впервые предложен школой административного менеджмента, пытавшейся описать основные функции менеджера, и достаточно широко применим в настоящее время. Но если представители административной школы рассматривали эти функции как независимые, то в процессном подходе они тесно взаимосвязаны.

Управление – это процесс, серия непрерывно взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс Планирование предполагает какими должны быть цели организации и что должны делать ее сотрудники для их достижения Организация. Организовать – значит создать некоторую структуру; определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание; подобрать людей и делегировать им определенные полномочия; принять ответственность на себя Мотивация. Любой план не будет выполнен, если кто-то не выполняет фактическую работу в организации. Задача функции мотивации в том, чтобы сотрудники выполняли делегированные им обязанности в соответствии с планом Контроль. Планирование осуществляется и на один день, и на год, и на более длительные сроки.

Проблемы власти и авторитета. Распределение власти, полномочий и ответственности

в организации. Делегирование полномочий.

Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей.

Формы власти, Власть, основанная на принуждении. Власть, основанная на вознаграждении.. Должностная власть. Власть, основанная на авторитете

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результата работы.

Авторитет руководителя имеет два источника:

1. Личный, выражающийся в способностях руководителя к лидерскому влиянию;

2. Общественный, выражающийся в обладании руководителем властью и должностным престижем

Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме. Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения, наложения взысканий, авторитета собственных профессиональных знаний, своих личностных достоинств..

Билет №6

1. Инфраструктура менеджмента. Организация – как объект управления.

Основные признаки организации

Инфраструктура – это комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (иначе - структура системы менеджмента) – это совокупность законов, научных подходов, принципов, функций и методов менеджемента, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем:

1. Целевая подсистема:

– повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

– ресурсосбережение;

2. Обеспечивающая подсистема:

– методическое обеспечение;

– ресурсное обеспечение;.

3. Управляемая подсистема:

– стратегический маркетин

; – производство;

– сервис выпущенных товаров.

4. Управляющая подсистема:

– управление персоналом;

– разработка управленческого решения;

Организация как объект управления – это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказанных услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...