Билет №23 1.Использование методов прогнозирования в практике управления
2. Специфика кризисных ситуаций для российских предпринимательских структур. Пути и способы выхода из кризисных ситуаций Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Кризисные ситуации в жизни коммерческой организации – неизбежное явление. Возникновение и развитие неуправляемых процессов нередко связано с неблагоприятной глобальной или региональной экономической конъюнктурой. . Наиболее вероятные в нынешних отечественных условиях кризисные факторы: - угроза банкротства и (или) прекращения производства; - потеря значимого потребителя или сегмента рынка; - неплатежи крупных потребителей; - проблемы у ключевого поставщика; - забастовка; - утрата конфиденциальной информации; - потеря поддержки властных структур; - активность криминальных кругов; Сокращение издержек производства,Разработка и внедрение новой структуры управления предприятием 3. Санация. Увеличение поступления денежных средств в организацию. Оптимизация потоков денежных средств. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности; Проведение реорганизации или реструктуризации предприятия. Реформирование политики коммерческого кредитованияСтимулирование продаж Билет №24 1, Характеристика общих принципов управления В качестве основных принципов построения организационных структур выделяют:1.объективная и детальная разработка целей и стратегии организации.2.учет относительного значения управленческих функций (принцип равновесия) 3.специальная (разделение труда) 4. Координация(кооперация) 5.организационный контроль(самоконтроль) 6.снижение управленческих расходов.
1. Правильное формулирование целей и верная постановка задач на 50% предопределяют успешность их решения. Цели подразделяются на перспективные (долговременные, стратегические) и оперативные (краткосрочный и ближайшие). Цели могут различаться также по комплексности их постановки (сложные, частные), уровню обоснования (эмпирические, научно обоснованные), степени определенности планируемые, прогнозируемые). Цели всех уровней составляют, в конечном счете, общую цель организации.. 2. Организация для решения задач и проведения своей стратегии осуществляет основные и второстепенные функции, которые необходимы в совокупности, но различаются по степени значимости. Этот фактор необходимо учитывать при формировании организационной структуры управления для того, чтобы каждая функция соответствовала определенному управленческому уровню и подразделению. организационной системе управления (ОСУ) 3. Специализация – один из важнейших принципов формирования организационной структуры управления. Основные преимущества специализации – это быстрое и качественное выполнение работ и уменьшение затрат. Применение этого принципа на работе, которую должен выполнить один работник нецелесообразно. 4. Кординация – это отношения равноправных партнеров, подразделений одного уровня. Координация имеет целью взаимодействие различных функций. Прекращение деятельности какой-либо структуры может повлечь за собой прекращение или затруднение деятельности других структур.. 5. Организационный контроль осуществляется при распределении работ управленческих структур или работниками. В процессе контроля обнаруживаются просчеты и упущения. При этом не осуществляется непосредственный контроль с чьей-либо стороны. Работник, отвечающий за снабжение, не может одновременно нести ответственность за получение материалов, их проверку и хранение. 6. Уменьшение расходов на содержание административного аппарата должно осуществляться не за счет снижения эффективности управленческой работы. Уменьшению расходов также способствует создание только необходимых управленческих структур и должностей, что называется принципом «потребности в управленческих должностях».
Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования Реформирование организации – это диагностика структуры и всех направлений деятельности с целью разработки комплексной программы ее развития и функционирования, ориентированной на повышение конкурентоспособности, эффективности и финансовой устойчивости организации. Реформирование, как правило, осуществляется по инициативе внешних субъектов управления (государства, субъектов Федерации, местных органов, вышестоящей организации, спонсоров) при их финансовой, правовой, научно-методической и информационной поддержке. Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, – невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: 1) медленные эволюционные изменения 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения. Для многих организаций процесс медленных эволюционных изменений невозможен в силу отсутствия ресурсов (финансовых, временных и заинтересованного управления). Поэтому для восстановления работоспособности многих предприятий может быть использован только метод революционных, парадигмальных изменений – реформирование организации в целом (организационной структуры, технологической основы, кадрового состава). Этапы реорганизации 1. Создание образа "желаемого будущего" - того, к чему должна стремиться организация. Формирование этого образа важно совместить с организацией так называемой "стартовой площадки". 2. Планирование процесса реорганизации. Необходимо показать пути перехода от существующей ситуации к "желаемому будущему". В рамках этого этапа должны произойти:
1) перераспределение приоритетов в деятельности организации (выделение основных процессов и вспомогательных процессов, обеспечивающих эффективное функционирование, разработка стратегий достижения эффективного функционирования, разработка кадровых программ обеспечения реорганизации); 2) направление деятельности администрации на решение приоритетных проблем (стратегический контроль за перспективой, а не за прошлой деятельностью); 3) формирование программы проведения реорганизации. 3. Начало изменений. Начало организационных изменений целесообразно закрепить, например, созданием экспериментального участка. Наиболее важно создание конкурентной среды для персонала предприятия. Конкуренция даст возможность выявить сотрудников, способных включиться в реорганизацию в активной позиции, разработчика, лидера, организатора и т.д. 4. Поддержка реорганизации. Необходимость включения в реорганизацию все большего числа разного персонала. Важно 5. Мобилизация.. 6. Обновление. Билет №25 1. Природа и состав функций менеджмента В большинстве организаций первым выделяется руководитель, который со временем подбирает и закрепляет персонал управления на выполнении специализированных функций. Вместе с тем в ряде ситуаций руководитель только со временем избирался или выдвигался в уже сформированной и функционирующей организации. Такие ротации, изначально обусловленные сложносочиненной природой руководства и управления, особым характером их становления и развития в организации, со временем в значительной степени определили выделение менеджмента в самостоятельную область научных знаний и сферу практической деятельности. В реальных организациях ротация приоритетов менеджмента и управления является не только естественной, но и совершенно необходимой, поскольку именно она обеспечивает цикличность активизации взаимодействия руководителя и команды его подчиненных. Понимание этой зависимости, ее природы и характера, форм проявлений, направлений и тенденций развития исключительно важно для разработки и осуществления эффективных процедур администрирования.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Рекомендуется их типовой состав:– перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; Обоснование условий их выгодности для предприятия. . Инвестиция – это капитал, вкладываемый в различные объекты деятельности для получения полезного эффекта. Это денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направленные на создание новых предприятий, развитие, реконструкцию и техническое переоснащение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта Любое инвестиционное решение основывается на: а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности; б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих поступлений от реализации проекта. Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, составляющие в своей совокупности его жизненный цикл. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов: 1) рассмотрение и анализ проекта от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта; 2) моделирование денежных потоков; 3) сопоставимость условий сравнения различных проектов для качественного выбора альтернативных решений об инвестировании; 4) положительность и максимум эффекта.
Для инвестора эффективным будет такой инвестиционный проект, при котором эффект от его реализации положителен; функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов, и их расширенного воспроизводства; 10) оценка влияния инфляции, возможности использования при реализации проекта нескольких валют; 11) учет влияния неопределенностей и рисков реализации инвестиционного проекта. Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционного проекта, являются: – коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая финансовые результаты реализации инвестиционного проекта; – бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта для бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов; – экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и результатов по инвестиционному проекту; – социальная эффективность, отражающая социальные последствия реализации инвестиционного проекта; – экологическая эффективность, характеризующая экологические последствия реализации инвестиционного проекта. Билет №26 1. Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных систем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:установление целей и задач;- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации.. Также цели делятся на 3 группы: - стратегические. Устанавливаются на длительный период (от года до 5-10 лет); - тактические. Являются логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от 1 года до 3-5 лет);- оперативные. Представляют собой конкретизацию систематических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной жизни (в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня). Цели должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми. Установление целей предполагает прохождение четырех обязательных фаз: - выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; - установление общих для организации целей; - построение иерархии целей; - установление индивидуальных целей. Задача - это конкретная работа, которая должна быть выполнена в определённое время, определённым способом, без изменения начальных параметров и с охранением всех постоянных Стратегия менеджмента – это направление развития организации (фирмы, предприятия и пр.) в соответствии с поставленной целью, тактика – пути и этапы движения в рамках этого направления. . Под стратегией можно понимать совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Во-первых, понятие стратегии всегда надо соотносить с понятием развития. Нет стратегии без развития.. Тактика – это тоже одна из характеристик менеджмента, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. тактика менеджмента – это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|