Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, функции и виды цен




Цена - денежное выражение стоимости товара, поэтому её величина зависит прежде всего от затрат общественно-необходимого труда на производство этих товаров, но не только на величину цены непосредственно влияет спрос и предложение товаров. Если деньги обесцениваются в результате инфляции, то цены растут. Цена товара как правило не совпадает со стоимостью, но это несовпадение не изменяет сущности цены как денежного выражения стоимости. От спроса и предложения, а также от ценности денег зависит отклонение цен вверх или вниз от стоимости. Сущность цены проявляется в тех функциях, которые она выполняет в рыночной экономике. Функции цен: 1. Учётная функция – цена – инструмент учёта, а значит и экономического анализа, это становится возможным в связи с тем, что цена как денежное выражение стоимости, призвана отражать общественно-необходимые затраты труда на производство продукции. С помощью цен можно определять количество денег, которые следует уплатить покупателю за товар, а продавцу получить, для кого затраты связанные с производством и реализации продукции различать дорогие и дешёвые товары и т.д. 2. Перераспределительная функция. Повышая и понижая цены на продукцию можно перераспределить расходы продавца и покупателя прибыли региона, отраслей, предприятий, доходы отдельных людей. 3. Стимулирующая функция. Рост цен стимулирует рост производства, и улучшение и качество продукции, расширение ее ассортимента. Цены стимулируют снижение издержек производства, экономию всех видов производства, использование новых видов техники, передовой технологии, совершенствование управления труда и производства. 4. Функция сбалансирования спроса и предложения товаров – это главная функция цены в условиях рыночной экономики как инструмента регулирования экономических процессов, с целью сбалансирования спроса и предложения товаров. 5. Цена – это команда для управления продукции. Снижение цен – это действительный сигнал для обновления ассортимента, выпускаемой продукции. 6. Для экономики динамика цен – это барометр текущей эффективности производства, стабильности политической ситуации в стране. 7. Для предпринимателей основная функция цены состоит в обеспечении такой выручки от продажи продукции, чтобы покрыть издержки производства и получить прибыль не ниже средней прибыли. 8. Для населения цены выполняют социальную функцию, поскольку их изменения непосредственно воздействуют на структуру объема потребления, уровень жизни, прожиточного минимального населения. 9. Внешняя экономическая функция, когда мировые цены выступают как инструмент торговых сделок, взаимных расчетов между странами, регулирования объема экспорта и импорта.

 

Сущность и виды ценных бумаг

Ценные бумаги - это коммерческие документы, которые удостоверяют право собственности на капиталили отношения по займу и приносят владельцу доход в виде дивидендов или процентов. Различают первичные или вторичные ценные бумаги.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа, а не титул собственности. Владелец аблигации это кридитор, а не собственник корпорация, он не участвует в управлении фирмы.

Вексель - это долговая ценная бумага, представляющая собой письменный приказ должника уплатить по наступлению указанного срока вексель-держателю оговоренную денежную сумму. Различают простой и переводеой вексель.

Простой вексель - выписывается должником и передается кридитору, он содержит обязательства платежа кридитору определенного кол-ва денег в определенный срок в определенном месте.

Переводной вексель - выписывается кридетором и содержит приказ должнику уплатить обозначенную сумму денег первому лицу. Переводной вексель полученный плательщиком должен быть акцентирован должником, либо опратестован. Акцент означает согласие должника уплатить определенную сумму в указанный срок.

Казначейский вексель - выпускается государством для покрытия своих расходов.

Банковский вексель - банковское долговое обязательство, которое банк обязуется погасить при предъявлении срока к оплате.

Чек - это ценная бумага, содержащая письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем денежную сумму.

Депозитный сертификат - удостоверяет, что юридическое лицо сдало на хранение банку ден. средства.

Сберегательный сертификат - предназначены для физических лиц, они свободно обращаются на рынке, их можно продать и подарить, получить доход по вкладу, но ими нельзя расчитываться.

 

Закон денежного обращения

Ценность денег определяется их покупательной способностью, количеством бумажных денег, спросом на деньги. Q=сумма цен релизованных товаров - сумма цен товаров, продаваемых в кредит + платежи, которым наступил срок оплаты - взаимопогашающие платежи / среднее число оборотов денежных единиц (n). Фишер:M*V=P*Q. M - масса денежная; Q - количество обращающихся товаров; V - скорость обращения денег; P - товарные цены.

 

Монополия и ее виды

Монополия - оначает появление одного единственного продавца на рынке, по этому монополия выступает прямой противоположностью свободной конкуренции. Монополия пораждает несовершенную конкуренцию, связанную с ограничением свободы конкуренции, с навязыванием контр-агенту невыгодных для него условий договора. Различают чистую монополию, которая имеет место в тех случаях, когда на рынке действует один продавец, который может назначить цену на свои товары. Абсолютную монополию, которая находиться в руках государства или его хозяйствующих органах. Выделяют естественные и искусственные монополии. Естественные монополии возникают тогда, когда одна фирма владеет редкими или невоспроизводимыми ресурсами (уголь, нефть, газ, редкие металы и т.д.), а также отрасли инфраструктуры, например ж/д транспорт. В России в качестве таковых выступают РАОЕЭС, Газпром, МПС, Транснефть, легальные монополии, которые на законных основаниях защищены от конкуренции патентами, авторскими правами, товарными знаками и т.д. Естественные монополии возникают тогда, когда отдельные компании монополизируют рынок с целью присвоения монополий на высокие прибыли - это картели, тресты, концерны, холдинги, конгламераты. Картель - это объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, условиях продажи, ценах и т.д., сохраняя при этом производственную и хозяйственную самостоятельность. Синдикат - это объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности. Трест - это объединение предпринимателей, когда входящие в него предприятия полностью теряют производственную, ком. и юр. самостоятельность и подчиняются единому управлению. Концерн - это управленческая компания, которая объединяет многие финансовые, промышленные, торговые предприятия, формально сохраняют свою самостоятельность, но фактически подчинены финансовому контролю господствующей в объединении группы. Холдинг - это акционерная компания, использующая свой капитал для преобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними. Конгламерат - это объединение не связанных друг с другом различных предприятий и компаний, сохраняющих почти полную самостоятельность и контролируемых по сравнительно небольшому списку фин. покахателей. Ситуация, когда на рынке один продавец крайне редка. Обычно на рынке господствует несколько производителей и крупных фирм. Их называют олигополиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...