Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель и задачи исследования
Опорно-двигательный, соединительно-тканный, опорно-трофический аппарат, соматическое здоровье претерпели после Чернобыльской катастрофы значительные изменения. Отмечен рост патологий, накопление остеотропных радионуклидов, уменьшение плотности, минеральной насыщенности костной ткани. Фиксируемые изменения сказываются на уровне функционирования жизненно-важных систем, растёт общая заболеваемость и болезни отдельных систем. Нарушения и отклонения в осанке происходят в периоды интенсивного роста костного аппарата при относительном отставании в развитии мышечных групп у юношей. Деформации в формах позвоночника, грудной клетки, стоп сами по себе не являются заболеваниями, но они потенциально влекут за собой изменения в расположении внутренних органов, тем самым, нарушая их функциональные возможности. Смещаются также точки опоры, центры тяжести, снижается устойчивость, координация, гибкость, подвижность, что чревато и такими последствиями как травматизм. Появляются факторы риска для застойных явлений в грудной клетке, полости малого таза и брюшной полости. Наблюдается развитие заболеваний общего характера. Изменения функционального порядка исправимы, эффективное, естественное средство данной коррекции - разнообразные физические упражнения [25]. Действующая программа по физической культуре для учащихся V-XI классов общеобразовательных школ 1999 г. не изменила структуру уроков, а перестроила классификацию заболеваний в наполняемости групп. Не учтена индивидуальная особенность физического воспитания учащихся со значительно возросшим количеством деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования - совершенствование системы физического воспитания юношей с деформациями опорно-двигательного аппарата в виде плоской спины. Поставленная цель определила и задачи исследования. Задачи исследования: 1. Изучить состояние вопроса по литературе. 2. Провести наружный осмотр, соматоскопию учащихся 10 классов и студентов первого курса института. 3. Определить фактическое состояние опорно-двигательного аппарата. 4. Разработать текст и провести беседы по осанке, научить обучающихся этим знаниям. 5. Составить конспекты уроков по физической культуре с учётом функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате. 6. Провести педагогический эксперимент. 7. Оценить эффективность разработанного пути совершенствования физического воспитания.
Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован комплекс педагогических и врачебно-педагогических методов: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Анализ диагностических карт. 3. Соматоскопия. 4. Тестирование. 5. педагогические наблюдения. 6. Врачебно-педагогический контроль. 7. Педагогический эксперимент. 8. Пульсометрия. 9. Методы математической статистики. 1. Анализ научно-методической литературы. Анализ научно-методической литературы позволил ознакомиться с современным состоянием физического воспитания в общеобразовательных школах и ВУЗах, сформулировать цель исследования, задачи и подходы к их решению. Полученные знания использовались при обсуждении результатов исследования. Проанализировано 26 источника в виде статей, тезисов, методических разработок, школьных программ. 2. Анализ диагностических карт. Оценка физического развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся проводилась путём анализа диагностических карт юношей. Были тщательно изучены медицинские карточки школьников и студентов. На основании анализа были определены основные направления исследований и наблюдений.
3. Соматоскопия. Наружный осмотр - соматоскопия проводилась при достаточном дневном освещении анфас, в профиль и со стороны спины. Определялось положение головы по отношению к туловищу и плечевому поясу. При осмотре со стороны спины особое внимание уделялось на прилегание лопаток к грудной клетке. При хорошей осанке лопатки должны плотно прилегать к туловищу. Более детально определялась форма позвоночника, выраженность его физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (рисунок 2). Форма изгибов позвоночника затем определяет форму спины, грудной клетки и емкости для функционирования жизненноважных систем организма - легких и сердца.
Рисунок 2. Схема измерения глубины шейного и поясничного изгибов.
Форма позвоночника определялась по наиболее выступающим точкам - седьмой шейный и двенадцатый грудной позвонок [8]. 4. Тестирование Определялся тип телосложения. Использовалась тестовая карта для выявления нарушений осанки и метод номограмм (рисунок 3). Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Полученные данные позволили выявить физическое состояние юношей, их подготовленность, лёгочно-сердечную выносливость.
К.В. = ЧСС в покое*10
П. Д. (КВ - коэффициент лёгочно-сердечной выносливости).
Рисунок 3. Номограмма оценки веса по росту стоя.
5. Педагогические наблюдения. Педагогическое наблюдение проводилась за юношами в течении всего учебного года. 6. Врачебно-педагогический контроль. Врачебно-педагогический контроль осуществлялся совместно с медиком учебного заведения. 7. Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте мы проверяли эффективность разработанных конспектов уроков физической культуры для учащихся с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Проводилось обучение по формированию правильной осанки, беседы со студенческой молодёжью. 8. Пульсометрия. Уровень нагрузки и степень её интенсивности определялись по хронометражу, пульсометрии и визуально по внешним признакам утомления.
9. Методы математической статистики. Мы использовали расчётные методы процентных соотношений показателей разных групп учащихся, определяли долю одного фактора в целом. В процессе обработки результатов определялись: средняя арифметическая (М), показатели среднего квадратического отклонения (± s). Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов, с сентября 2002 по май 2003 года, на базе общеобразовательной школы № 59 и Медицинского Института г. Гомеля. В нём приняли участие 25 школьников 10-х классов и 25 студентов первого курса, имеющих нарушении осанки. Всего обследовалось 120 учащихся, сделана выборка юношей по 25 человек с нарушениями осанки в виде плоской спины. Все занимались физической культурой по единой школьной программе и по программе для общих факультетов высших учебных заведений. Программы включают в себя как базовую подготовку по развитию физических качеств, так и вариативную часть на усмотрение педагога. На первом этапе был проведён анализ научно-методической литературы, позволивший сформулировать цель и задачи исследования. Полученные знания позволили понять специфику физического воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На этом же этапе был проведен анализ диагностических карт, внешний осмотр (соматоскопия), позволившие выявить уровень физического здоровья юношей и функциональные отклонения в опорно-двигательном аппарате. По результатам полученных данных с учётом специфики физического воспитания учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработали комплексы упражнений для юношей экспериментальной группы и текст беседы. Второй этап работы предусматривал проведение основного педагогического эксперимента с методами контроля - пульсометрии и соматоскопии, расчётом индексов, использования номограмм. Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|