Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности оздоровительных упражнений

 

Оздоровительный эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих условий:

учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности к группе здоровья;

упражнения подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической подготовленности;

строго соблюдалась дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности;

повторения упражнений чередовались с отдыхом;

выполнять необходимые гигиенические требования;

осуществлялся постоянный врачебно-педагогический контроль [25].

В целях определения индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода: хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления.

Пульсометрия - это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки. Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку (упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике.

Чётко спланированное и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный или тренирующий эффекты.

Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин "усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.

Результаты хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6, 7, 8.

 

Рисунок 6. Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы.

 

Исходная величина частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и у юношей экспериментальной группы (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Показатели пульсометрии юношей экспериментальной группы.

 

Для наглядности совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп.

 

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению).

Для предупреждения переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.

Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) (таблица 6) [17].

 

Таблица 6. Внешние признаки утомления (по Л.Б. Кофману).

Признаки Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (острое переутомление 1 степени) Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени)
Окрас кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Резкая, выступание солей на коже
Дыхание Учащённое (до 22-26 в 1 мин) Учащённое (38-46 в 1 мин), поверхностное Очень учащённое (более 50-60 в 1 мин), через рот
Движение Бодраяпоходка Неуверенный шаг, лёгкое покачивание при ходьбе Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординирован-ных движений
Общий видошушения Обычный Усталое выражение лица Измождённое выражение лица, сильная сутулость, апатия.
Мимика Спокойная Напряжённая Искажённая
Внимание Чёткое, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при смене движения Замедленное, воспринимаются только громкие команды
Пульс, уд/мин 110-150 160-180 180-200 и более

 

На уроках проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений.

После проведения педагогического эксперимента и коррекции нарушений осанки по типу плоской спины средствами физической культуры и бесед по осанке (образцы корригирующих упражнений смотрите в приложениях А, Б, В, Г) получены следующие показатели по эффективности данного пути совершенствования физического воспитания (таблица 7).

 

Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей опорно-двигательного аппарата у юношей после педагогического эксперимента, динамика.

Показатели Юноши СШ №59. (контрольная группа). Дина-мика Нормативные показатели. Юноши первого курса (эксперимен-тальная группа). Дина-мика
1. Глубина шейного изгиба (см). 3,3 +0 4-6 3,6 +0,2
2. Глубина поясничного изгиба (см). 3,4 +0,2 4-6 3,7 +0,4
3. Величина межрёберного угла (градусы). 82 +1 90 86 +4
4. Крыловид-ность лопаток (прилегание). нет _ есть есть +
5. Положение плечевого пояса. асимметрично _ симметрично симметрично +
6. Треуголь-ники талии (форма). различны у66 % 1 одинаковы различны у52 % 12
7. Тип телосложения. астенический у 48 % 8 нормостени-ческий астенический у 30 % 28

 

Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей у юношей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, динамика.

Показатели Учащиеся Дина-мика Студенты Дина-мика
1. Рост стоя (см). 176,5 +0,5 179 +0
2. Рост сидя (см). 94,5 +0,2 98 +0
3. Масса тела (кг). 69 +1 73 +1,2
4. Окружность грудной клетки (см). 94,4 +2 100 +4
5.Ч.С. С. (уд/мин). 75,2  - 9,8 69 -17,4
6.А.Д. (млм. рт. ст.). 131/84 -4/-1 125/79 -7/-5
7. К.В. - лёгочно-сердечная выносливость 16 -1 15 -3
8. Вес по росту стоя М - 1,0 s +0,2 М - 0,7s +0,65
9. Окружность грудной клетки по росту стоя М-0,7 s +0,3 М-0,5 s +0,4

 

Эффективность предложенных путей совершенствования физического воспитания юношей с нарушениями осанки в виде плоской спины выразилась в положительной динамике. Увеличилась величина шейного и поясничного изгиба, плечевой пояс стал симметричным.

Анализируя данные по номограмме веса по росту стоя и окружности груди по росту стоя, после педагогического эксперимента, можно сказать, что произошли положительные функциональные изменения. Показатели физического развития по номограмме веса по росту стоя составили у юношей контрольной группы М - 1,0 s - низкие, у экспериментальной М - 0,7 s - считаются ниже среднего. Показатели физического развития по номограмме окружности груди по росту стоя составили у юношей М - 0,7 s - ниже средних, а у студентов М - 0,5 s соответствуют норме.

Коэффициент выносливости стал 15, который характеризуется как выше среднего. При таком показателе необходимо увеличить объем нагрузок.

Изменения межрёберного угла составили 10,4 %. На 28 % улучшился тип телосложения.

Анализ динамики изменений в состоянии осанки у студентов позволяет говорить об эффективности разработанных индивидуальных подходов. После проведения бесед о значимости осанки, её назначении для жизненно важных систем организма, для здоровья и специальных коррекционных упражнений отмечена положительная динамика в состоянии опорно-двигательного аппарата. Заметно улучшились расположения частей тела у юношей. Хорошей коррекции поддались ассимметрия плечевого пояса и крыловидность лопаток, восстановление грудного изгиба позвоночника. Меньший процент улучшений отмечен в восстановление шейного изгиба позвоночника - 10,5% и поясничного изгиба позвоночника - 11,2%.

Полученные данные позволяют говорить о необходимости дальнейшего совершенствования системы физического воспитания учащихся с функциональными нарушениями в опорно-двигательном аппарате и факторами риска. Акцент в дальнейшем необходимо сделать на корригирующие упражнения направленные на формирование физиологических изгибов позвоночника, улучшение соматической зрелости, укрепление костно-мышечной системы. Стремиться сформировать нормостенический тип телосложения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...