Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные производственные фонды: понятие, состав, структура.




ТЭК страны: состояние и перспективы развития.

ТЭК – является важнейшей составной частью народного хозяйства РФ. Он объединяет в своем составе предприятия, организации, сооружения и технологические объекты, обеспечивающие добычу и переработку топливно-энергетических ресурсов ТЭР, их преобразование и доставку потребителям в удобной форме и с определенными качественными параметрами.

ТЭК – это совокупность отраслей промышленности, осуществляющих добычу, производство, переработку, транспортировку и распределение всех видов энергетических ресурсов.

ТЭР – объем первичного топлива и энергии, которыми мы располагаем в каждый определенный период времени: нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф, дрова, электроэнергия.

В состав ТЭК входят 2 группы:

1 группа – топливные отрасли:

· Топливная

· Нефтяная промышленность

· Газовая промышленность

· Угольная промышленность

· Сланцевая промышленность

· Торфяная промышленность

· Уранодобывающая промышленность

2 группа – энергетические отрасли (производство электроэнергии на основе):

· Гидроэлектростанции

· Атомные электростанции

· Теплоэлектростанции

ТЭК играет важную роль в развитии народного хозяйства. На территории РФ: 1/3 запасов газа, 1/10 нефти, 1/5 угля, 14% урана. ТЭК обеспечивает ¼ валового продукта, 1/3 промышленного производства, ½ дохода федерального бюджета. Таким образом. ТЭК выступает в качестве важного фактора социально-экономической стабильности общества, экономической безопасности страны, как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Особенности развития ТЭК:

- постоянно растущее производство и потребление в народном хозяйстве энергоресурсов -

- высокий уровень концентрации производства энергоресурсов и централизации их производства

- неравномерность размещения производства и потребления энергоресурсов по территории страны

- высокая капиталоемкость отраслей ТЭК

- наличие регулярных и случайных колебаний в потреблении энергии, производстве тепла, в объемах добычи и производства, связанных с геофизическими процессами, колебаниями температур воздуха, изменениями стока воды и т.д.

- существенное (в том числе и негативное) влияние на окружающую среду

- активное влияние на общее развитие районов и территорий

- зависимость социальной среды от деятельности отраслей ТЭК.

Перспективы развития ТЭК:

- повышение энергоэффективности экономики и энергосбережение

- совершенствование ТЭБ страны и структуры ТЭК

- обеспечение энергетической безопасности.

Основные факторы, которые сдерживают развитие ТЭК:

  1. высокая степень износа основных фондов (более 50%)
  2. дефицит инвестиционных ресурсов
  3. отставание от мирового научно-технического уровня
  4. низкая доля методов воздействия на пласт при добыче нефти
  5. много простаивающих скважин
  6. незначительное вложение в развитие н/г отрасли

 

 

Нефтяная и газовая промышленность - важнейшие отрасли тяжелой индустрии.

Нефтегазовый комплекс это одна из основных составляющих ТЕК, это основа экономики России, так как нефтегазовый комплекс производит более тринадцати процентов всей промышленной продукции, формирует более девятнадцати процентов дохода в бюджет России и обеспечивает половину валютных поступлений в бюджет.

Нефть и газ – наиболее эффективные энергоносители, используемые во всех отраслях промышленности.

Нефтяная и газовая промышленность определяет экономику государства, так как от нее развития зависит благосостояние рабочих, цены на продукцию.

Нефтяная и газовая промышленность определяет положение общества, так как определяет цены, то есть фактически пронизывает все сферы жизни общества.

Формирует доходную часть бюджета, более трети национального бюджета.

Налоги «душат» нефтяную и газовую промышленность.

Все экономические решения, принимаемые в нефтяной и газовой промышленности отражаются на других отраслях.

 

Нефть и газа ТЭК: динамика добычи, основные нефтедобывающие районы,состав и структура нефтегазовых отраслей.

Нефть

РФ обладает более 10% мировых запасов нефти. Крупных месторождений – 100, осн. расположены в Зап. Сибири. По качественному состоянию сырьевая база РФ уступает ведущим нефтедоб. Странам по добыче: - среднесуточный дебит в Зап. Сибири =18-20 тонн, по стране 7,5-8,5 тонн в сутки.

Основные районы добычи нефти: Зап. Сибирь -69%, Северные месторождения – 10%, Урало-Поволжье – 9%, Тимано-Печерская провинция – 7,6%, респ-ка Саха, Красноярский край, Иркутская обл., шельфы Охотского моря – 4,4%.

Нефт. пр-ть РФ представлена:

1)ВИНК – в состав кот. входят предприятия добычи, предприятия переработки, предприятия нефтепродуктообеспечения.

2)Неинтегрированнные независимые нефт. компании – кот. разрабатывают мелкие и средние месторождения.

3) Совместные предприятия (СП) – созданные российскими и иностранным капиталом для разработки и доработки месторождений с падающей добычей.

4) гос. компании – транснефть, транснефтепродукт – транспорт сырой нефти и нефтепродуктов по РФ и на экспорт.

ВИНК РФ: Лукойл, Сургутнефтегаз, Роснефть, Бритиш петролиум, Газпромнефть, Татнефть, Башнефть, Славнефть.

Проблемы нефт. пром-ти: а) отставание темпов прироста запасов от темпов роста добычи, что ведет к сокращению воспроизводства сырьевой базы (проедаем запас) б) большое число бездействующих скважин, в) снижение дебита скважин, г) износ основных производств. фондов.

ГАЗ

По разведанным запасам газа Россия занимает 1-е место в мире. В стране 33 % мировых запасов газа. Россия обеспечивает более 25% мировой добычи газа.

Сырьевая база прир. газа хар-ся (в отличии от нефти) высокой степенью концентрации в уникальных и крупных месторождениях: а) 21 уникальное местор. с запасом каждого 500 млрд. м3 – 74% текущих запасов, б) 18 крупных местор. с запасом от 30 до 500 млрд. м3 -23% запасов газа, в) мелкие и средние местор. - 2,6%

Основные районы добычи: Зап.Сибирь – 78%, северные р-ны (с шельфами морей) – 7,2%, Поволжский р-н – 5,8%, Дальневосточный р-н – 3,6%, Уральский р-н – 2,5%, вост.-сибирский р-н – 2,2%, северо-кавказский р-н – 0,7%.

Добыча газа в РФ осуществляестя:

1) ОАО «Газпром» 85,5%,

2) Независимые производители газа – Новотек, НОрдгаз, Итера – 14,5%,

3) ВИК – газ добывается попутный вместе с нефтью.

Внутренне потребление газа – более60 % всего добытого газа остается на внутр. рынке РФ. Экспорт – 40%.

Проблемы газовой пром-ти:

- недостаток инвестиций для освоения новых месторождений на пол-ве Ямал и северных морях. Так же нехватка инвестиций для поддержания в хорошем состоянии системы МГ.

- резкое старение труб и оборудования

- внешняя проблема – нестабильность продажи газа, смена долгосрочных договоров обслуживания.

Внутриотраслевая структура нефтегазовой промышленности:

- поиск и разведка нефтяных и газовых меторождений,

- бурение скважин,

- добыча нефти и газа,

- переработка нефти и газа,

- транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа,

- сооружение магистральных трубопроводов, нефтебаз и ПХГ,

- нефтяное и газовое машино-, аппарато- и приборостроение

 

4.Типы соглашений при привлечении иностранного капитала для поиска,
разведки и добычи углеводородного сырья.

 

Закон Российской Федерации о нефти и газе предоставляет иностранным инвесторам в нефтяную и газовую промышленность равные возможности для всех юридических лиц в приобретении и использовании лицензии на право пользования нефтегазоносными недрами. Иностранными инвесторами при выдаче лицензии могут быть использованы следующие соглашения:

1. Концессионный договор, который определён как соглашение, по которому инвестору предоставляется на возмездной и срочной основе исключительные права на осуществление поисков, разведки, разработки и эксплуатации недр на территории Российской Федерации, а также право собственности на произведённую продукцию и полученные доходы.

2. Контракт на раздел продукции, который является более предпочтительным. Данное соглашение предусматривает раздел добытых углеводородов, заменяющий взимание налогов, таможенных пошлин, акцизов и других платежей, кроме налога на прибыль и отчислений за право пользования недрами (8 процентов от объёма продукции). Соглашение о разделе продукции даёт инвестору право на пользование недрами в соответствии с лицензией. В собственность инвестор получает часть добытых углеводородов для возмещения его затрат на производство – компенсационная нефть. Размер компенсационной нефти оговаривается соглашением, как правило, это 70-90 процентов от нефти распределяемой в первые годы, с последующим снижением процента. Вторая часть нефти – прибыльная – делится между инвестором и государством в долях оговоренных соглашением. Нефть и газ, поступившие в собственность иностранного инвестора, могут быть им вывезены за территорию Российской Федерации в порядке определённом для экспорта. Вновь созданные в ходе реализации соглашения о разделе продукции основные фонды остаются в собственности инвестора до тех пор, пока их стоимость не будет возмещена компенсационной нефтью.

Сегодня на условиях раздела продукции в Российской Федерации реализуются три проекта Сахалин-1, Сахалин-2 и проект Харьягинского месторождения, причём объём добычи нефти составляет не более 2000000 тонн и вся она идёт на экспорт.

3. Сервисные контракты (контракты на обслуживание) – контракты на предоставление услуг при проведении поисковых и разведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений, восстановлении природных ресурсов на территории Российской Федерации. Такие контракты могут быть выданы как на отдельный вид работ, так и на весь комплекс. Иностранная сторона не производит капитальных вложений и не принимает на себя риск в случае неудачи. Оплата услуг иностранному пользователю производится преимущественно денежными средствами по текущим ценам мирового рынка подрядных работ и услуг. Только по решению правительства Российской Федерации возможна оплата услуг иностранных инвесторов углеводородами, добываемыми на обслуживаемых месторождениях.

4. Совместные предприятия, которые возможны в различных структурных формах:

4.1. Корпоративная структура совместных предприятий предполагает создание новой компании или предприятия, осуществляющего предусмотренную уставом деятельность. Партнёры обладаю частями уставного капитала предприятия и прибылью соответствующей этим частям.

4.2. Контрактная структура или контрактная форма. Участники совместного предприятия, осуществляя совместную деятельность, получаю свою прибыль индивидуально (независимо от доли совместных капитальных вложений) и несут ответственность по результатам своей деятельности только в пределах собственных активов. В настоящее время в нефтегазовых отраслях существует несколько десятков совместных предприятий и в текущей нефтедобыче они занимают всего пять-семь процентов.

 

5.Законодательство о недрах. Основы отношений экономических субъектов впроцессе освоения ресурсов нефти и газа.

ЗАКОН РФ «О НЕДРАХ»

1. Собственником недр является государство. Государственный фонд недр - это используемые и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации.

2. Пользователями недр могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные государства. Недра предоставляются в пользование: для геологического изучения - срок 5 лет, для добычи полезных ископаемых - до 20 лет, для совмещения геологоразведки и добычи - до 25 лет.

3. Государственное регулирование отношения недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учёта, контроля и надзора.

3.1. Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ. Правительствами РФ и субъектов федерации, органами государственной власти на местах.

3.2. Лицензирование – специальное разрешение (лицензия) на право пользования недрами, в котором предусматривается целевое назначение работ, уровень добычи минерального сырья и его долевое распределение, границы земельного участка для ведения работ, условия платежей за пользование недрами, требования по охране окружающей среды и безопасности работ.

3.3. Государственный учёт недр осуществляется через государственную экспертизу, составление кадастра месторождений и балансов запасов полезных ископаемых.

3.4. Государственный надзор за безопасным ведением работ возлагается на органы государственного горного надзора.

4. Система платежей за пользование недрами включает в себя:1) платежи за право пользования недрами (роялти); 2) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 3) сбор на выдачу лицензии; 4) акцизный сбор; 5) платежи за пользование акваторией и участкам и морского дна. Таким образом, система платежей за пользование недрами включает в себя налоги и платежи. Налоги регулируются налоговым кодексом, а платежи регулируются законом Российской Федерации о недрах.

5. Права и обязанности пользователей недр.

Пользование нефтегазоносными недрами может быть ограничено или запрещено по причинам национальной безопасности, по причине создания государственных стратегических запасов, экологическим причинам или по причине угрозы благополучия населения.

 

 

6.Закон о недрах: основные положения. Государственное регулирование
недропользования. Виды платежей за пользование недрами.

6. Собственником недр является государство. Государственный фонд недр - это используемые и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации.

7. Пользователями недр могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные государства. Недра предоставляются в пользование: для геологического изучения - срок 5 лет, для добычи полезных ископаемых - до 20 лет, для совмещения геологоразведки и добычи - до 25 лет.

8. Государственное регулирование отношения недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учёта, контроля и надзора.

8.1. Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ. Правительствами РФ и субъектов федерации, органами государственной власти на местах.

8.2. Лицензирование – специальное разрешение (лицензия) на право пользования недрами, в котором предусматривается целевое назначение работ, уровень добычи минерального сырья и его долевое распределение, границы земельного участка для ведения работ, условия платежей за пользование недрами, требования по охране окружающей среды и безопасности работ.

8.3. Государственный учёт недр осуществляется через государственную экспертизу, составление кадастра месторождений и балансов запасов полезных ископаемых.

8.4. Государственный надзор за безопасным ведением работ возлагается на органы государственного горного надзора.

9. Система платежей за пользование недрами включает в себя:1) платежи за право пользования недрами (роялти); 2) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 3) сбор на выдачу лицензии; 4) акцизный сбор; 5) платежи за пользование акваторией и участкам и морского дна. Таким образом, система платежей за пользование недрами включает в себя налоги и платежи. Налоги регулируются налоговым кодексом, а платежи регулируются законом Российской Федерации о недрах.

10. Права и обязанности пользователей недр.

Пользование нефтегазоносными недрами может быть ограничено или запрещено по причинам национальной безопасности, по причине создания государственных стратегических запасов, экологическим причинам или по причине угрозы благополучия населения.

Государственное управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации.

Государственное управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации включает в себя:

1. Управление недропользованием.

2. Управление федеральной собственностью в нефтяном и газовом секторе (пакеты акций, держателем которых является Российская Федерация).

3. Геологический, экологический и другие виды контролей безопасного ведения работ и рационального использования нефти и газа.

4. Лицензирование видов деятельности.

5. Государственная налоговая, кредитная и ценовая политика.

6. Программа демонополизации и регулирование естественных монополий.

Государственное регулирование и управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации осуществляется через министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

 

 

Основные производственные фонды: понятие, состав, структура.

Осн.фонды –это средства производства, кот. имеют 3 хар-ки: а) служат длит. период времени; б) сохр-ют при этом свою натуральную форму, физическую сущность. в) переносят свою стоимость по частям на изготовляемую продукцию в течении всего срока службы

Основные фонды в зависимости от участия в процессе производства подразделяются на:

· Производственные – это материально-техническая база производства, они участвуют в процессе производства.

· Непроизводственные – это длительно используемые фонды, практически не участвуют в создании продукта (жилые дома, здания, сооружения коммунально-бытового назначения, детские сады, школы и т.п.).

ОПФ – материально-техническая база любого предприятия, участвуют в процессе производства или его обслуживают и включают:

- орудие труда (машины, инструменты)

- материальные условия труда

- средства труда, которые предназначены для хранения или перемещения (склады, траспорт)

Классификация основных фондов по видам и назначению:

Материальные фонды:

1. Здания – для создания условий труда, хранения товарно-материальных ценностей (здания насосных, компрессорных станций, механических мастерских, трубных баз и т.д.).

2. Сооружения – для создания условий, необходимых для осуществления производственных процессов путем выполнения функций, не связанных с изменением предметов труда (нефтяные, газовые скважины, технологические установки, резервуары, морские эстакады, стояки, нефтяные ловушки, дороги пристани. Трубопроводные коммуникации, газовые сети, водопроводы, внутрипромысловые трубопроводы. Воздушные ЛЭП, телефонные, телеграфные сети. Магистральные трубопроводы, отводы и др.)

3. Жилье (здания, предназначенные для невременного проживания, передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания, используемые для жилья)

4. Машины и оборудование:

· Силовые машины и оборудование – паровые котлы, генераторы, компрессоры, электродвигатели, ДВС, трансформаторы, передвижные электростанции)

· Рабочие машины и оборудование - буровые установки, станки-качалки, нефтегазоперекачивающие агрегаты, оборудование ГРС, теплообменники)

· Измерительные, регулирующие приборы и устройства (дебитомеры, глубинные манометры, устройства для диспетчерского контроля, регулирующие устройства)

5. Транспортные средства для перемещения людей и грузов (автоцистерны, нефтеналивные суда, танкеры, автомобили, баржи, магистральные трубопроводы, тракторы, лодки)

6. Инвентарь:

- производственные (емкости для хранения жидкостей, устройства и тары для сыпучих, штучных и тарно-штучных материалов, не относящихся к сооружениям, устройства и мебель, служащие для облегчения производственных операций)

- хозяйственный (часы, предметы противопожарного назначения (кроме насосов и механических пожарных лестниц, относящиеся к машинам и оборудованию), спортивные инвентарь)

7. Прочие (скот рабочий, продуктивный, насаждения многолетние)

Нематериальные основные фонды:

Нематериальные основные фонды определяют перспективы предприятия, способствуют конкурентоспособности.

- объекты интеллектуальной собственности, по которым применяется патентное право (фирменное наименование, ноу-хау, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания); авторское право (компьютерное программное обеспечение и базы данных, которые предприятие предполагает использовать в производстве более одного года, независимо от того куплены они на рынке или произведены для собственного использования; топология интегральных микросхем)

- право пользования природными ресурсами

- деловая репутация организации

- отложенные затраты, организационные расходы, расходы на НИОКР

- информация о геологических изысканиях, разведке недр, полученная предприятием в результате выполнения этих работ и оказывающая влияние на производственную деятельность этих предприятий в течение ряда лет.

Те виды основных фондов, которые влияют на выпуск продукции (рабочие машины и оборудование, сооружения) – активные фонды, а фонды, которые не имеют активное влияние (здания, транспортные средства, инструмент, инвентарь и принадлежности, прочие) – пассивные фонды.

Активная часть, ее доля в основных производственных фондах непосредственно указывает на степень их технического совершенства, на заложенные в них производственные возможности и в значительной степени определяет уровень производственной мощности предприятия.

Соотношение этих двух частей можно установить из производственной структуры основных фондов, которая характеризуется удельным весом каждой группы основных фондов, их стоимостью. Чем выше в составе ОПФ удельный вес машин, оборудования и других элементов активной части, тем больше продукции будет произведено на 1 руб. основных фондов. Наиболее высок удельный вес активной части основных фондов на предприятиях, которые имеют высокий уровень технической оснащенности, где производственные процессы механизированы и автоматизированы. Даже предприятия внутри одной отрасли промышленности, как правило, имеют неодинаковую структуру производственных фондов.

 

У чет и оценка ОПФ.

Учет ведется в стоимостном и натуральном выражении.

Натуральные показатели - это техническая характеристика, она учитывается в паспорте на каждый вид оборудования и выявляется при помощи инвентаризации и определяют следующее:

- технический состав ОФ - производственную мощность предприятия

- можем составить баланс предприятия.

Характеристика каждого объекта в натуральном показателе указывает производственную мощность, время ввода в действие, проводимые ремонты, степень износа, все изменения, которые происходят в составе и состоянии ОФ.

Стоимостные показатели – представляют оценку по первоначальной стоимости, по остаточной и восстановительной стоимости.

Стоимостная оценка необходима для следующего:

- определить общий объем основных фондов, структуру

- установить динамику изменений ОФ - планировать воспроизводство.

Стоимостная оценка:

1. первоначальная стоимость (Cn).

Cn=Ц+Зтру

Ц – цена оборудования Зтр – транспортные расходы Зу – затраты по установке

Этот вид оценки отражает ту сумму средств, которую вложили при приобретении ОФ (отражает фактические затраты предприятия на постройки. Приобретение ОФ, расходы по их доставке, монтажу или установке), отражает условия производства, которые существовали в год приобретения или постройки фондов. Эта стоимость должна быть полностью возмещена за счет ежегодных амортизационных отчислений. Эта стоимость не изменяется до конца службы основных фондов.

2. оценка по остаточной (балансовой) стоимости (C0).

С0n-А - оставшаяся стоимость, не перенесенная на произведенные продукты.

А – амортизационные отчисления

Данная оценка необходима в связи с постепенным изнашиванием ОФ и показывает, какую часть стоимости ОФ необходимо еще перенести на готовую продукцию, работу, услугу. Она показывает сколько еще осталось перенести этой стоимости на готовый продукт.

3. восстановительная стоимость – стоимость ОФ в совр. условиях с учетом научно-технического прогресса. Свосстп+*Кпереоц. Кпереоц – коэф-т переоценки.

Восстановительная оценка показывает стоимость воспроизводства ОФ в условиях конкретного периода. Восстановительная стоимость отражает сумму средств, надо было бы затратить для приобретения оборудования, однотипного действующему, но по ценам, действующим в настоящее время. Она вносит единообразие в оценку аналогичных ОФ, выведенных в действие в различный период времени.

Таким образом, все 3 вида оценки используются одновременно, но служат для определенных целей.

В момент приобретения все 3 вида одинаковы, далее первоначальная стоимость не изменяется, остаточная будет снижаться, а восстановительная изменяется в зависимости от уровня цен (отражает затраты определенного периода).

4. ликвидационная стоимость – стоимость лома, который остался после ликвидации – например – запчасти, стройматериалы. Так же затраты труда, энергии на ликвидацию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...