Энергия преображения в разных культурах
Существует множество доказательств, что концепция духовного пробуждения присуща не только философии йоги, но что это процесс, известный во многих культурах тем, кто занимается мистическими или оккультными практиками. Такие занятия дают людям возможность наладить связь с энергией, светом и высшим сознанием с целью привести в действие то, что в общем можно обозначить как энергии трансформации. Ссылки на подобные процессы можно найти в мистических эзотерических учениях и практиках многих культур: ассирийской, египетской, кельтской, греческой, даосской, тибетской, еврейской, культуре американских индейцев, культуре Аляски, Австралии и африканском шаманизме, а также в гностицизме, суфизме и христианском мистицизме. Теософы, франкмасоны, розенкрейцеры и алхимики также, по имеющимся сведениям, владели тайными приемами пробуждения энергии. В даосизме чи усиливается в огромной мере при помощи методик, состоящих в том, что циркуляция света и энергии в теле задается по определенным маршрутам. В древней книге " Таи и чин хуа цун чи", переведенной в книге " Тайна золотого цветка" (Вильгельм, 1931 год), сказано, что связь с изначальным духом внутреннего Я позволяет человеку " преодолеть полярные противоположности света и тьмы и более не влачить свою жизнь в трех мирах (земле, небесах и аду)". [ 1 ] В даосских методиках, чтобы испытать " изначальный дух", нужно подчинить обычное сознание, или эго, с помощью циркуляции света. Если человек, выполняет циркуляцию света, он должен забыть и о своем теле, и о сердце. Сердце должно умереть, дух должен жить. Когда дух будет жить, дыхание будет циркулировать чудесным образом. Это то, что Учитель называл самым лучшим. Затем духу нужно позволить нырнуть вниз, в живот (солнечное сплетение). Тогда энергия встречается с духом, и дух соединяется с энергией и кристаллизируется. Таков метод начала работы. Со временем изначальный дух преобразуется в истинную энергию. Тогда нужно применить метод вращения жернова и так очистить ее, чтобы она стала Эликсиром Жизни. Вот метод сосредоточенной работы. [ 2 ]
Эта работа также описывается как " метод обратного тока", при котором энергия полового желания направляется вниз, и в момент освобождения ум направляет энергию обратно вверх так, чтобы она прошла через " верхний обогреватель" (третий глаз, расположенный между бровями). Такая методика похожа на те практики тантрической и тибетской йоги, в которых усилия сосредоточиваются на пробуждении энергии у основания позвоночника, а затем ее движении вверх, в третий глаз или через макушку. Другие даосские методики дыхания и работы с энергией задают при помощи дыхания циркуляцию потоков энергии в течение определенных промежутков времени, при этом указывается, что вдох должен сопровождаться выпячиванием живота, а выдох – втягиванием его, и особое внимание должно быть уделено созданию " обратного тока". Таким образом, при вдохе открываются " нижние врата энергии" и энергия поднимается по позвоночному столбу, при выдохе закрываются " верхние врата энергии" и поток энергии стекает вниз по передней линии тела. Считается, что такие методики со временем создают зародыш, который является " в действительности духовным дыханием-энергией эго". Дух должен проникнуть в " дыхание-энергию" (душу), и тогда " дыхание-энергия" окутает дух. " Когда энергия достаточно сильна, а зародыш круглый и законченный, он выходит из макушки". [ 3 ] Известно, что шаманы тоже использовали ранние методики, включавшие применение состояния исцеляющего транса и наполнения светом. Согласно книге Мецнера (1986), исследователь Расмуссен цитирует такие слова эскимосского шамана: " Каждый настоящий шаман должен чувствовать кауманек, свет внутри тела, в голове или мозге, нечто сверкающее словно огонь, что позволяет ему видеть в темноте и, закрыв глаза, видеть то, что скрыто, и то, что будет". [ 4 ]
Уотерс (" Книга Гопи", 1963) указывает, что индейцы гопи Северной Америки всегда знали о Кундалини и о тонком теле – сложной невидимой энергетической системе, которая отвечает за то, что в Индии назвали пробуждением Кундалини. Гопи учили: Живое тело человека и живое тело земли созданы одинаково. Через то и через другое проходит ось. Ось человека – это спинной хребет, позвоночник, который контролирует равновесие его движений и его действий. Вдоль этой оси было несколько центров вибраций, которые эхом отражали изначальный звук жизни, разлитый по Вселенной, или звучали предупреждением, если что-то было не так. [ 5 ] Гопи описывали мягкий участок сверху на голове как " открытую дверь, через которую (человек) получал жизнь и общался со своим Творцом" " он затвердевал во время последней фазы созидания, а затем снова открывался при смерти, чтобы позволить душе выйти. Они указывали центр мышления, который лежит ниже мягкого участка; горловой центр как источник вибраций и звуков; сердечный центр как источник добродетели и целеполагания; и центр солнечного сплетения, который был " троном самого Творца в человеке. Из него Он управлял всеми действиями человека". [ 6 ] В некоторых культурах Африки также существуют учения и ритуалы, связанные с поднятием энергии. Крипананда приводил пример некоторых африканских племен, ритуалы которых предполагали знание о движении энергии Кундалини или об опыте сродни ему, и описывал ритуалы бушменов, изученные и снятые на пленку Джоном Маршаллом в экспедиции под эгидой Гарвардского университета. Большинство членов племени учились выполнять энергичные танцы, которые разогревали энергию (н'ум) для того, чтобы достичь запредельного состояния (киа), которое, по их верованиям, позволяло им причаститься к вечности. Н'ум, которая пробуждается и контролируется наставником, поднимается от основания позвоночника в череп, где потом происходит киа. В сообщении говорится, что эта энергия рассматривается не как физическая субстанция, но как " энергия или сила, нечто вроде сверхъестественной способности, пробуждение которой прокладывает путь лечению". По словам Крипананды, некоторые участники этого действа позже рассказывали, что у них в голове словно появлялось отверстие диаметром около 5 сантиметров, от которого вниз по позвоночнику будто уходила полая труба. [ 7 ]
Ритуал, подобный этому танцу, есть в другом древнем обряде " королевского посвящения", или " Крещения водой", описанном Элиаде в книге " Йога: бессмертие и сво6ода" (1969). При помощи двух веревок или подкрашенной рисовой муки делается изображение мандалы: ее внешние границы обозначены белой окружностью, а внутренний крут выполнен в пяти разных цветах. В центре размещены изображения богов, вазы с благовониями, цветы, а также ветки, выложенные в форме треугольников (что способствует схождению богов на землю). Ученик рисует маленькую мандалу вокруг ног гуру и предлагает себя и девушку как дар. Тогда гуру капает пять капель священных снадобий ему на язык, дает ему нужные мантры и освящает благовония, и после этого ученик входит в состояние " одержимости гневным божеством". Посвящаемый читает мантры и ,,, энергично вдыхает, вследствие чего Ваджрапани, сердитый бог, овладевает им, и он начинает петь и танцевать, имитируя традиционные жесты разгневанных божеств. Этот обряд позволяет силам бессознательного захватить ученика, который, встречаясь с ними лицом к лицу, сжигает весь страх и робость. Затем, в основном при помощи мудр, он вызывает пять мирных божеств, шакти пяти татхагат, и снова становится спокойным. [ 8 ] В этот момент посвящаемому завязывают глаза, и он бросает в мандалу цветок, и тот участок, в который он попадает, указывает божество, особенно к нему благосклонное. Затем он начинает " путь к центру" мандалы, который соответствует путешествию " к центру мира". Там он находится в священном вневременном пространстве и выполняет ряд медитаций, которые " помогают ему найти богов в своем собственном сердце" и зримо постичь " вечный процесс периодического созидания и разрушения миров, что позволяет ему проникнуть в ритмы великого космического времени и понять его пустоту". [ 9 ]
Много аспектов этих ритуалов выполняются жителями Запада, когда они занимаются дыхательными упражнениями с гипервентиляцией легких, делают мудры и погружаются в измененные состояния сознания, где им могут встретиться такие разные ощущения и видения, как борьба с чудовищами, выполнение ритуальных танцев и видение внутренних наставников или божеств. Случаи осознания " богов в своем собственном сердце", видения разрушения миров, " проникновения в ритмы великого космического времени" и понимания пустоты также часто описываются как часть опыта духовного пробуждения и будут встречаться во многих рассказах людей в дальнейших главах этой книги. Имеющие более научную ориентацию, алхимики вели поиск тайны жизни и преобразующего вещества, которое могло бы превратить неблагородные металлы в золото. Нет сомнения, что они искали Кундалини, жизненную силу, которая могла бы преобразовать обычные параметры воплощения человека на земле, швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что они " проецировали на материальную и химическую трансформацию всю гамму глубокого подсознания". [ 10 ] Европейский алхимик Парацельс говорил о " свете природы" и заявлял, что этот свет был причиной восприимчивости медиумов и возникновения снов-предсказаний. Такой свет дает человеку возможность " отыскивать сверхъестественное". Этот свет был описан как " сверкающие искры", приходящие из души мира, и как " семена грядущего мира", разбросанные по всему великому космосу. [ 11 ] И все же Кундалини не является физическим качеством, которое можно обнаружить научными методами. Она не размещается в физическом теле: так, как обычно это представляют, вот почему западная медицина не смогла признать ее существование В действительности же это часть тонкого тела, менее заметной энергетической системы. Крипананда говорит, что Каббала, система экзотерической древнееврейской теософии, указывает 22 графа, которые в древнееврейском алфавите выполняют роль букв и являются 22 собственными именами, первоначально употреблявшимися для обозначения различных состояний или структур единой космической энергии, которая является сущностью всего существующего. Он цитирует Суареса, который писал, что расшифровка Книги Бытия в действительности – это процесс проникновения в неведомый мир космических энергий, и утверждал, что имена в Книге Бытия, если их читать согласно каббалистическому коду, в действительности являются абстрактными формулами космической энергии, сфокусированной в психике человека. Суарес говорил, что в определенных традициях змей из сада Эдема называется в действительности Кундалини и является воскрешением Алефа, принципа всего, что существует, и всего, что не существует, из его земной гробницы. [ 12 ]
По словам Элейн Пейджелс (1979), Гностические евангелия – 52 (дошедших до нас) текста из первых столетий существования христианства – включали тайные мистические доктрины, стихи, описания происхождения Вселенной, мифы, магию и руководство для занятий мистическими практиками. Они выступали в защиту идеи поиска Бога, в которой отправной точкой является сам человек, описывали Я и Божественное как тождественное, говорили о просветлении и предлагали методики духовной дисциплины и медитаций. В одном из текстов содержится песнь из священных слов и гласных, которая приводит человека в состояние экстаза. Пейджелс описывает видения, экстатические состояния и внетелесные переживания, записанные автором по имени Аллоген, который видел " святые силы", дававшие ему особые указания, что предполагает его контакт с энергиями Кундалини: О Аллоген, узри твое блаженство... в молчании, где ты познаешь себя как ты есть, и в поисках себя поднимись к Жизненной Силе, движение которой ты узришь. И если не можешь ты стоять, не бойся ничего; но если хочешь ты стоять, поднимись к Существованию, и ты найдешь его стоящим и себя успокаивающим... И когда снизойдет на тебя откровение... и станет тебе страшно в том месте, вернись назад из-за энергий. И когда ты обретешь совершенство в том месте, успокой себя. [ 13 ] Более поздние христианские мистики часто описывали состояния, которые соответствуют йогическим определениям процессов, связанных с Кундалини, хотя обычно телесные ощущения не описывались. Хильдегард фон Бинген (1098-1179) оставила замечательные свидетельства о духовных озарениях в своих записях и произведениях искусства, которые в некоторых аспектах, соответствуют видениям и состояниям йогов. Она нарисовала видение " самого тихого света и в нем – горящую мерцающим огнем фигуру человека, голубую, как сапфир", что похоже на видение Свами Муктананды, представлявшее собой голубую жемчужину, в центре которой находился голубой Бог. (Индийские боги Кришна и Рама – оба – существа голубого цвета. ) Хильдегард часто соотносила огонь и вспышки света с мистическим опытом. В одном месте она описала Святую Троицу следующим образом: " Отец есть сияние, и в его сиянии есть мерцающий поток, и в этом мерцающем потоке есть огонь, и эти три есть одно". Она называет Создателя " живым светом", Сына – " вспышкой света", Дух – " огнем, который все соединяет вместе, связывая вечность и единообразие, так что они становятся одним, иначе все бы распалось". [ 14 ] Это очень напоминает йогическую концепцию Кундалини, которая рассматривается как источник и субстанция всякого сознания и творения, вмещающая в себя все, и как остаточная энергия, поддерживающая стабильность физического существа вплоть до своего пробуждения. Так же, как и у многих индийских мистиков, записи стали для Хильдегард основной реакцией на духовный процесс. " Снедаемая многими болезнями, я принялась писать. Как только я сделала это, ко мне пришло глубокое и полное понимание того, что писалось в книгах. Я получила силу подняться с постели и под влиянием этой силы я продолжала работать до конца, затратив на это все десять лет". Она также писала и о дыхании: " Если мы, человеческие существа, чье естественное построение может соответствовать дыханию мира, вдохнем измененный воздух и выдохнем его снова, так что душа сможет получить этот воздух и понести его даже еще дальше внутрь тела, тогда настроения нашего организма меняются". [ 15 ] Другими христианами, работа и описания личного опыта которых совпадают с отдельными местами священных йогических книг, являются Мейстер Экхарт, св. Екатерина Генуэзская, св. Екатерина Сиенская, св. Иоанн Креста, св. Павел, св. Тереза, Тейяр де Шарден, Якоб Беме и Эмануэль Сведенборг, а также многие другие. Теософия – система метафизических учений, которая привлекла тысячи людей на рубеже столетий, – использовала и развила далее тибетские и йогические методики и детально разработала обширную философию, связанную с тонким телом и семью лучами энергии и исцеления. Сторонники теософии в значительной мере содействовали публикации и популяризации восточных книг и учений на Западе; и хотя их описание тонкого тела немного отличается от йогической теории, из-за чего они часто подвергаются критике восточных ученых, много их учений и сейчас широко изучаются и практикуются. Кришнамурти, выдающийся индийский учитель XX века, чей опыт работы с Кундалини был описан в двух биографиях, большую часть детства провел, занимаясь и познавая тайны теософских методик, хотя позже он отказался от этой философской системы. Некоторые группы, работающие с духовными практиками, выполняют активизацию и течение энергии или культивируют психическую открытость тела во время особых форм их религиозных ритуалов – среди них квакеры, трясуны, субуды и некоторые другие религиозные группы. Вибрация тела, которая может наступить во время таких ритуалов, напоминает состояния, возникающие при работе с Кундалини, но это скорее признак усиленной пранической деятельности. (Праническая энергия, о которой сказано более подробно в третьей главе, управляет всеми направленными движениями и действиями физической системы, ее можно развить разнообразными методиками, и с ней гораздо легче наладить связь, чем со скрытой энергией Кундалини). Я говорил с людьми, которые испытали этот феномен непроизвольного дрожания, особенно во время мануальной терапии или медитации. Многие испытали его одноразово после перенесенного сильного стресса. Другие прошли через него во время практики Субуда (духовная практика, в ходе которой создается трансоподобное состояние, а также высвобождается течение энергии и движений тела, что, по-видимому, способствует раскрытию парапсихологических и целительских возможностей человека), во время проведения или получения сеансов лечения и в других ситуациях Думаю, немаловажно отделить эти состояния от пробуждения Кундалини, как оно описано в йогической и мистической литературе. Являются ли состояния транса, которые пробуждают энергию во время ритуалов, контролируемых извне (подобные тем, которые описаны Крипанандой и Элиаде), настоящим пробуждением Кундалини, – также спорный вопрос, так как эти состояния, по-видимому, не выходят за определенные рамки и не обязательно ведут к возникновению ряда изменений в сознании, продолжающихся всю жизнь. Можно предположить, что в случае шаманов и знахарей, в отличие от тех членов племени, кто просто принимал участие в ритуале, приводился в действие более длительный сдвиг энергии, да и на самом деле между описанием процедуры посвящения в шаманы и пробуждения Кундалини существует много соответствий. Общеплеменные ритуалы, по-видимому, облегчают доступ к связанным с Кундалини парапсихологическим и целительским феноменам и могут представлять собой средство, с помощью которого первобытные культуры временно поднимали свою праническую энергию, и, возможно, средство повышения уровня альфа-ритма мозговых волн для получения прозрений в тех культурах, где функции интеллекта были еще неразвиты. Все, что можно наблюдать в ходе упомянутых практик, это, как и в случае пробуждения Кундалини, высвобождение пранической энергии, но подлинный процесс работы с Кундалини связан с постоянными значительными изменениями в психике и теле. Движение пранической энергии может постепенно усиливаться перед пробуждением или же Кундалини сама может выпускать небольшие порции энергии, как паровой котел нар, во время мощных состояний измененного сознания и потом возвращаться обратно на свое место. Но как только происходит полное пробуждение, человек начинает испытывать ее действие постоянно, пока трансформация не завершится полностью. Изучив множество случаев пробуждения Кундалини, описанных в литературе, а также проведя десятки бесед с пациентами, я пришел к выводу, что этот процесс часто происходит поэтапно. Большинство людей говорят о предварительных движениях мощной энергии и духовном сознавании, блаженстве или состоянии самадхи, которые они получают за несколько лет до более глубокой и более трудной встречи с Кундалини. Эти предварительные состояния или случайные движения и выбросы энергии могут спонтанно готовить человека к последующему пробуждению. Хотя существует много практик, готовящих к пробуждению энергии, фактов для тою, чтобы точно указать, какие именно из них активизируют Кундалини, слишком мало; и к тому же, кажется, при этом существенную роль играет фактор либо " божественной милости", либо психической готовности, что человек вряд ли может контролировать. Существуют сотни разнообразных переживаний, связанных, по-видимому, с пранической энергией и Кундалини, а также множество культурных и духовных практик, достойных изучения с тем, чтобы установить универсальность этого процесса. Но именно восточные йоги наиболее тщательно и добросовестно описали этот опыт и создали учения, с ним связанные. Их священные книги содержат ясно сформулированные пути, связанные с достижением духовности, и сообщают о величайшем разнообразии соответствующих состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|