Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая историография в Италии XIV-XVI вв.




4. Билет

Гуманистическая историография в Италии XIV-XVI вв.

Эпоха Ренессанса – сущ. изм-ния в культ., соц. сфере + в др. сферах (пол-ка, эк-ка). В ист. созн-ии Рен-са сохр-сь преем-сть со ср. вв. практикой осмысл-я, написания истории, НО ист. соч-ния этого п-да имеют новые черты в с-ме предст-ий об истории, методах работы историка и тематике. В отн-ии к эп. Ренессанса нельзя говорить о возн-нии истории как науч. дисц-ны, кот. имеет собств. инстр-нты, сов-стью методов позн-я, и интерпр-ции прошлого, имеет целью его правдивое изоб-е в ист. соч-ях. Воспр-е и пересказ ант. источ-ов, подражание стилю. Интерес к ант. ист-фии еще с 12 в., (лат. «humanus» чел-ский), но ток в эп. Рен-са «гуманизм» стал госп-ть в ист-фии. Черты гумм-зма: рацион. подход изл-я фактов (с т. зр. разума), преклоние пред чел. личностью (как творца, деятеля), жадный интерес к ант. культуре, треб-е достоверности (начало ист. критики, основа – первоисточники), новая п-дизация (ант, ср. вв., Нов. время), переход на нац. яз.

РИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: возникла в Флоренции нач. 15в. в п-д конфликта Флор. респ-ки с герц-вом Миланским. Осн-ль – ЛЕОНАРДО БРУНИ (1370/74–1444), нек. иссл-ли считают с «Истории Флоренции» в 12 кн. (1439) считать начало нового п-да европ. ист-фии, где история от осн-я до 1404 г. В ней отразил пристально внимание к истории отд. народов, государств, кот. имело своей мотивацией решение актуал. полит. задач. Опирался на ист. соч-ния ср. вв. авторов, но фактолог. материал без чудес, сверхъест. истолк-ния. Фл-ция – наследник др. рим. свобод, осуждение олигархии, выводит ср. вв. в новый этап, обосн-ет перенос столицы из Рима в Конст-ль, объяснил события мир. делами, не говорит о Бож. промысле, но указывает ср. вв. легенды осн-я Фл-ции, в иссл-нии мало док-тов – больше говорит о полит. борьбе, много риторики – интерес читателей. Гуманистическая историография отличалась от средневековой соц. и культ. статусом авторов, потенциальной читат. аудиторией. Впервые после краха Зап. Рим. Имп. подавляющее бол-во создателей ист. трудов были мирянами или лицами, кто участвовал в полит. либо адми. жизни, не связанными со средой дух-ва или монастыр. и церк. учр-ями. Эта соц. принадлежность авторов + сознат. желание подражать классич. образцам привели к - в гуманистич. ист-фии знач. место заняли полит. события, истолк-е мотивов поведения могущ. особ. Новый, чрезв-но важный аспектом ренес. ист-фии = разрыв с церк. мировоззрением. Для ист. соч-ий хар-н отход от гл. для ср. вв. конц-ции Бож. провидения, в кот. видели осн., конечное объяс-е всех ист. событий. Подобно ср. вв. хронистам, историк-гуманист стремился исп-ть макс-но широкий круг соч-ий, но сохранял трад. доверие к авторитетному суждению. Разделял неправдоподобные сведения, но не задавался вопросом о степени их достоверности. История – это драма, чистый латинский язык.

Воспроизведение и пересказ античных источников, подражание их стилю, дидактический пафос, столь характерные для многих исторических произведений Ренессанса, проявились уже в ранних историко-литературных сочинениях, принадлежащих перу основоположников и корифеев современной европейской литературы – Петрарки и Боккаччо.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304–1374) представил историю Рима в биографиях ее наиболее значительных политических деятелей. Написанное на латыни произведение " О знаменитых мужах" (после 1337) содержит жизнеописания двадцати одного великого римлянина от Ромула до Цезаря и биографии других знаменитых деятелей эпохи античности. Петрарка создавал это сочинение, отбрасывая средневековые вымыслы и опираясь на произведения Тита Ливия. Однако он не просто воспроизводил первоисточник, но редактировал его, руководствуясь задачами морально-дидактического повествования: герои античности представлены у него в предельно идеализированном свете, они воплощают положительный образ политического деятеля и противопоставляются фигурам итальянской истории XIV в.

В отличие от Петрарки, ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (1313–1375) черпал из античной истории не столько опыт политической мудрости и гражданской доблести, сколько поучительные примеры из обыденной жизни. В сочинении " О славных женщинах" (1360–1374) им собраны анекдотические истории, заимствованные у античных авторов, пронизанные морализаторским пафосом, однако лишенные исторической ценности.

 

ЭРУДИТСКАЯ ШКОЛА: Собирали док-ты, мат. к-ру др-сти в бол. кол-ве, гл. принцип – максимум об 1, разоблачали фальшифки, избегали обобщений в собр. материале. ФЛАВИО БИОНДО: 30 лет мелк. чин-к в пап. курии, создал неск. справ-ков по археологии, топографии др. Рима. " Декады истории со времен падения Рим. имп. " (1483): Описание истори Европы с грабежа Рима в 410 г. вестготами до совр. Италии (1442). Исп-л сноски лит-ры, сперва правдоподобные материалы, потом док-ты ближе к событию (критерии оценки источников). ЛОРЕНЦО ВАЛЛО придвор. ист-к Неопол. короля, 1440 г. иссл-л " Константинов дар" (рим. папе Сильвестру I, в благ-сть за исцеление от проказы, полной власти в Риме, пап. провинциях): издал памфлет " О подложном даре Константина": ссылаясь на лингв. различия латыни, неразумности действий имп-ра, вывод: " Константинов дар" – фальшивка. Под заказ ист. соч-е «История Фердинанда Арогонского» в стиле полит-ист. школы. Заложил основы экспертизы источников.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: цель – решение общ. -полит. проблем Ит., (как править гос-вом), но освоб-е от риторики + часто ит. яз. НИКОЛО МАККИАВЕЛИ: секр-рь Флор. респ-ки, дипломат, с 1512 г. в ссылке до 1520 г., идеолог ср. пополанов (слоев), но за силь. власть, «Государь» 1513 г. ит. яз. (за неогран. монархию), «Рассуждая по поводу первых 10 книг Т. Ливия» (убежд. респ-ц, идеал – рим. респ-ка), после кобаний 1520-1626 гг. «История Фл-ции» (осуждает неспос-сть Флор. респ-ки объед-ть Ит., поэтому он за абсол. власть ради объед-я (круговорот власти: монархия - аристократия - республика – монархия; ран. хр-во – причина падения Рима; папство – 1 из гл. препятствий объед-я Ит.; мало источников и критики их) стремится не просто излагать историю, но открывать движущие ее законы. Один из таких законов он видел в политической борьбе, присущей всякому государству, и прежде всего республике. Другую закономерность хода истории Макиавелли видел в том, что в ней происходит круговорот политических форм. В истории Италии он видел цепь упущенных возможностей ее объединения. ГВАРДИЧЧЕЛИ: дипломат Фл-ции, кр. землевл-ц, идеал – Венец. респ-ка – власть у небол. наслед. группы, не верил в объед-е Ит., гражд. гумм-зм, «Ист-я Фл-ции» с 1375-1509 гг. », «Ист-я Италии. »: 1452-1534 гг., исп-л нарративы + док-ты, поэтому широко освещена история, интерес в экон. вопросам, безразличен к поиску законов истории, а полит. борьба – случ. игра страстей.

Гуманистическая историография, родиной и центром которой была Италия, первоначально носила локальный характер и фиксировала деяния и достижения местных правителей. Общей чертой сочинений было старательное подражание античным авторам (более всего – Титу Ливию), у которых заимствовались риторические схемы повествования об актуальных событиях, равно как и логические модели их истолкования. Например, подобная зависимость от авторитета античных авторов и подражательность характерны для одного из первых и крупнейших представителей гуманистической историографии флорентийского историка ЛЕОНАРДО БРУНИ (1370/74–1444), по прозвищу Аретино.

По мнению исследователей, с написанной им " Истории Флоренции" в 12 книгах (1439) следует отсчитывать начало нового периода европейской историографии. В этой работе отразилось типичное для исторической продукции новой эпохи пристальное внимание к истории отдельных народов и государств, которое имело своей мотивацией не столько умозрительный интерес к прошлому, сколько решение актуальных политических задач.

Гуманистическая историография отличалась от средневековой социальным и культурным статусом авторов и потенциальной читательской аудиторией. Впервые после краха Западной Римской империи подавляющее большинство создателей исторических трудов были мирянами или лицами, прямо участвовавшими в политической либо административной жизни, не связанными со средой духовенства или монастырскими и церковными учреждениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...