Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Италия: успехи и неудачи парламентской демократии




 Италия: успехи и неудачи парламентской демократии

Участие многих итальянцев в движении Сопротивления — главная причина того, что Италии — союзнику фашистской Германии было разрешено сформировать собственное правительство. До мая 1947 г. у власти находилось правительство Национального единства (с участием всех антифашистских партий, включая коммунистов). 2 июня 1946 г. референдум утвердил республику в качестве формы государственного устройства.

Конституция 1947 г. признала независимость государства и церкви друг от друга, что было крайне важно для Италии, большинство населения которой являлось католиками. Основной закон гарантировал невозможность отказа от республиканской формы правления и запрещал восстановление фашистской партии. В отличие от многих европейских конституций, итальянская указывала, что республика основана «на труде». Были закреплены ограничение рабочего дня и равная оплата за равный труд, право трудящихся на еженедельный отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск, социальное обеспечение, свобода профсоюзов, право стачек (в рамках регулирующих его законов). Свобода частной хозяйственной инициативы признавалась, но с оговоркой, что она не должна приходить в противоречие с общественной пользой..

Уже в 1947 г. было создано однопартийное правительство христианских демократов (ХДП) во главе с Альчиде де Гаспери. ХДП активно нагнетала обстановку, обвинив коммунистов в подготовке вооружённого восстания. Церковь призвала верующих голосовать за христианских демократов, а полиция разгоняла предвыборные митинги левых. Папа Римский Пий XII официально благословил политику де Гаспери и объявил об отлучении от церкви всех членов коммунистической и социалистической партий, а также их избирателей. Но ещё более сильным козырем правительства стало заявление, что США откажется от предоставления Италии финансовой помощи в случае победы левых. ХДП удалось добиться своего: она собрала почти половину голосов. Католические профсоюзы покинули единую ВИКТ. Вскоре Италия получила около 1, 5 млрд долларов в рамках американского «плана Маршалла».

В то же время участникам мощного крестьянского движения удалось добиться проведения аграрной реформы — часть земель крупных собственников перешла в руки безземельных крестьян. Стремясь сократить разрыв между бедным югом и более развитым севером страны, правительство финансировало строительство инфраструктуры и дорог в Южной Италии и на Сицилии.

В 1950-е гг. промышленное развитие страны резко ускорилось, и по темпам роста Италия стала обгонять все западноевропейские страны и США. В основе итальянского «экономического чуда» лежали масштабные капиталовложения со стороны компаний, получивших кредиты по «плану Маршалла», и активная роль государства в экономике.

Уже в 1963 г. социалисты стали членами правительства; так возник правительственный левоцентризм. Во главе левоцентристских правительств вплоть до 1968 г. стоял видный деятель ХДП Альдо Моро.

В соответствии со своими предвыборными обещаниями правительство национализировало электроэнергетическую промышленность. Обучение детей в возрасте до 14 лет стало бесплатным и обязательным. Реформа пенсионного обеспечения привела к увеличению размеров пенсий. Но в 1963 г. пришёл конец быстрому росту промышленности, основанному на низкой зарплате и обильных инвестициях. Кризис промышленного производства вызвал подъём рабочего движения. Вновь возросло влияние коммунистов, собравших на выборах 1968 г. почти 27 % голосов. Под давлением народных выступлений был принят новый Статут прав трудящихся (1970 г. ), зафиксировавший постепенное введение 40-часовой рабочей недели, узаконивший рабочие ассамблеи и фабрично-заводские советы и их право участвовать в решении производственных вопросов.

38. Национально-этнические проблемы и рост национализма в ряде стран ЦВЕ.

5. Межэтнические конфликты в ЕвропеI. Испания. Каталония

Каталонцам удалось добиться признания автономии, признания государственного статуса каталонского языка и провозглашения себя отдельной от испанцев нацией. Автономная область имеет свое собственное правительство, носящее название Женералитат и входящее в испанскую политическую систему.

По данным опроса, 46% каталонцев хотели бы независимости от Испании. Основной причиной недовольства каталонцев является переход их налоговых выплат в размере 16 млрд. евро в центральную казну и расходование этих средств на борьбу с экономическими проблемами всей Испании. На Каталонию приходится около 20% всего ВВП Испании.

Среди возможных последствий провозглашения независимости Каталонии называется сокращение торговли с Испанией и значительное падение ВВП новой страны. Для борьбы с сепаратистами в 2004 году испанцы воспользовались бойкотом каталонских продуктов. По расчетам, после отделения от Испании ВВП на душу населения упадет на 20%. Есть мнение, что потеря испанского рынка станет наказанием для Каталонии, которая реализует там 80% своей продукции. Плюс ко всему новое государство не сможет сразу стать членом ЕС. При этом Испания будет иметь право наложить вето на вступление Каталонии в ЕС. Это лишит регион дотаций Евросоюза. С 2007 по 2010 годы Каталония получила от ЕС 7 миллиардов евро. Отделение Каталонии может означать конец Испании как государства. За ней в скором будущем наверняка последует Страна басков, в парламенте которой после октябрьских выборов сепаратистам принадлежит две трети мест. II. Великобритания. Шотландия Шотландия была объединена с Англией в 1707 году, после чего парламент страны прекратил свое существование. Его работа была возобновлена только в 1999 году. На выборах 2011 года победу одержала «Шотландская национальная партия». Победив на выборах в парламент, Шотландиz заявляла о необходимости проведения референдума, но тогда у партии было недостаточно мест в парламенте для проведения закона о референдуме. 15 октября 2012 года премьер-министр Великобритании Девид Кэмерон и первый министр Шотландии Алекс Сэлмонд подписали соглашение о проведении референдума о независимости Шотландии. Шотландские власти рассчитывают провести референдум уже в 2014 году. По данным опросов 55% шотландцев выступали против независимости. «Шотландская национальная партия» поддерживает сохранение монархии и связей с Великобританией. В случае независимости планируется вступление в Содружество наций и в ЕС. III. Сербия. Косово Республика Косово была самопровозглашена в 1991 году на территории автономного края Косово и Метохия в Югославии. Она просуществовала с 22 сентября 1991 года по 1 февраля 2000 года. Признано государство было только Албанией. Военная кампания в Югославии свела на нет все попытки мирного развития республики. В 2008 году Ассамблея Косово приняла декларацию о государственном суверенитете Республики Косово. На данный момент, согласно конституции Сербии, Косово входит в состав Республики Сербия в качестве Автономного края Косово и Метохии. Несмотря на нарушение резолюции ООН №1244, Международный суд ООН признал законность одностороннего провозглашения независимости Косово. Республика Косово признана восьмьюдесятью государствами. В 2008 году была сформирована Сербская Скупщина Косово — местный парламент в северной части края, не контролируемой албанцами. Многие наблюдатели отмечают, что у Республики Косово нет реальных шансов на независимое существование. Доля населения за чертой бедности в стране составляет, по данным Всемирного банка, 34, 5% всех жителей, а безработица находится на уровне 45, 3%. IV. Бельгия. В основе проблем Бельгии лежит конфликт между франкоговорящиим населением Валлонии и жителями Фландрии, составляющими большинство бельгийского населения. Экономически Фландрия также развита сильнее и поэтому постоянно сталкивается с перераспределением налогов. В результате многие жители этой части страны выступают за разделение страны. Борьба перешла в новую фазу с победой на выборах в 2010 году партии «Новый фламандский альянс», требующей радикального изменения системы перераспределения налогов. В 2008 году в стране начался политический кризис, связанный с постоянной сменой правительства. Проблема осложняется особым административным статусом Брюсселя, историческая принадлежность которого оспаривается жителями Валлонии и Фландрии. Обозреватели не исключают появления некого подобия Берлинской стены в Брюсселе при разделении страны. V. Кипр. Официально территория Республики Кипр составляет 98% территории острова Кипр, за исключением территории британских военных баз. Однако в реальности около 38% территории острова с 1974 года занимает Турецкая Республика Северного Кипра, провозглашенная в 1983 году и признанная только Турцией и Абхазией. В 2004 году ООН был проведен референдум по вопросу объединения, но 75% греков-киприотов проголосовали против плана тогдашнего Генсека ООН Кофи Аннана, поскольку он бы узаконил оккупацию части острова турецкими вооруженными силами. В свою очередь, 65% жителей ТРСК проголосовали в поддержку этого плана. Этот план включал в себя создание нового государства Объединенная Кипрская Республика, состоящего из двух автономий. Экономика двух частей Кипра значительно различается. ТРСК сильно зависит от помощи Турции. В свете того, что Северный Кипр признан только Турцией, значительно осложнено привлечение иностранных инвестиций и международная торговля. VI. Румыния. «Союз за возрождение Венгерской Трансильвании», существующий ещё с социалистических времён, требует максимальной автономии региона и права на его самостоятельные взаимоотношения с Будапештом. В сентябре 2009 года было провозглашено создание Секуйской автономии, а в 2010 году венгерский язык получил статус регионального. Секуйский край получил собственное представительство в Европарламенте в 2011 году. Но власти Румынии не признают автономии и обвиняют Венгрию во вмешательстве в свои внутренние дела. Венгрия же оказывает всестороннюю поддержку румынским венграм и предоставляет гражданство всем потомкам подданных Венгерского королевства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...