Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование коррупции в будущей профессиональной деятельности




 

Таким образом, анализ данных, полученных по 3 и 5 вопросам, дают основания считать гипотезу под номером 3 – подтвержденной.

 

 

Заключение

Подводя итог данной работе, можно сказать, что задачи и цель были достигнуты в полном объёме. Три из четырёх гипотез подтверждены полностью, одна – частично.

Несмотря на возникшие противоречия, можно констатировать то, что в представлении большинства студентов, коррупция – болезнь нашего общества и мнение соответственно о ней отрицательное. Разрешение же противоречий, выявленных в ходе анализа данных, по всей видимости будет задачей либо повторного исследования нашей группы, либо какого-либо иного исследования на основе данных материалов.

Ресурсы коррупции, выявленные в ходе исследования, можно разбить на следующие категории.

Причины – слабый контроль со стороны правоохранительных органов, упадок духовно-нравственных ценностей и моральных норм, отсутствие страха перед законом.

Обстоятельства – отсутствие неотвратимости наказания, большой процент среди представителей студенчества уже втянутого в коррупционные махинации, традиции мздоимства, негласное одобрение со стороны общества.

Условия – прямая зависимость материального благополучия и уровня коррупции не выявлена, однако из предположения о том, что количество используемых человеком взяток обратно пропорционально его материальному положению, можно сделать простой вывод: чем ниже уровень индивида по социальной и экономической стратификации, тем чаще ему придётся использовать коррупционные механизмы.

Таковы результаты, к которым мы пришли в результате анализа данных социологического исследования. Напоследок, позвольте дать ряд рекомендаций, которые на наш взгляд смогут помочь в решении освещенных проблем:

 

§ Унифицировать огромное количество контрольно-надзорных органов

§ Проводить качественный отбор в силовые структуры и правоохранительные органы

§ Обезличить процесс поимки коррупционеров

§ Обеспечить наказание за коррупционную деятельность неотвратимым и адекватным.

§ Регулярно, объективно и подробно освещать в прессе работу основных государственных структур.

§ Установить более строгий контроль со стороны правоохранительных органов.

§ Убрать из них плановую структуру.

§ Обеспечивать объективный отсев при поступлении в вузы

§ Изжить из вузов явления блата и подношений

§ Формировать отрицательный образ коррупционера и негативное отношение к коррупции в сознании подрастающего поколения

Подводя же итог, под всем сказанным выше, стоит отметить, что коррупция, как явление, несмотря на свою многовековую историю, до сих пор оставляет широкое поле для деятельности специалистов. Разрешение вызываемых ею проблем и устранение источников коррупции, требуют системного подхода и значительного внимания со стороны всего общества. А задача будущих исследователей состоит как раз в выработке данного подхода.


II

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОТЧЁТУ

Приложение 1

II.1 ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«Ресурсы коррупции в студенческой среде»

I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Обоснование проблемы

С возникновением первых государственных образований неотлучными спутниками управленческой деятельности стали попытки людей решить какие-либо вопросы в свою пользу. Для большей убедительности, они подкреплялись дарами, подношениям, обещаниями оказать содействие в том или ином вопросе. Но если в глубокой древности подобные отношения ещё считались нормой, то с развитием человечества и появлением профессионального чиновничьего аппарата мысль о таком поведении стала недопустимой, а само явление получило название коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать»). Так что же сейчас называют коррупцией?

Коррупция – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. На сегодняшний день, кажется, ни одна развитая или развивающаяся страна не отрицает того губительного влияния, которое оказывает коррупция на общее развитие государства. Взяточничество и иные должностные преступления не оставляют ни единого шанса для эффективного реформирования закостеневших сфер государственной жизни.

С целью показать влияние коррупции на развитие страны, международная организация Transparency International опубликовала «Барометр коррупции 2009». Как следует из доклада, число россиян, признавшихся в том, что они дают взятки, увеличилось почти в два раза. Россия по уровню коррупции оказалась рядом с такими странами, как Азербайджан, Боливия, Камбоджа, Индонезия, Кения и Монголия. Из 1500 опрошенных наших сограждан, 29 % честно признались, что давали взятку.

А вот уже российские данные: по оценке оперативно-розыскного бюро №3 МВД России (представленной на сайте Российской газеты www.rg.ru) средний размер крупной взятки в России – 927 тыс. рублей. И это в стране, где пять тысяч – прожиточный минимум!

С точки зрения морали и закона, коррупция – это безусловно зло. Но порой, борьба с ней напоминает схватку с мифической гидрой – стоит посадить одного нечистого на руку чиновника, как на его месте появляются три новых казнокрада. Для предотвращения подобного круговорота коррупционеров необходимо выявить те истоки, которые питают это явление. Поэтому стоит обратить внимание на ту сферу, откуда вообще появляются будущие чиновники, а именно на высшие учебные заведения.

Для того, что бы конкретизировать нашу работу, необходимо отметить, что исследование будет проводиться только на примере нескольких специальностей. В частности, нас будут интересовать студенты получающие образования по юридическим, политологическим специальностям и связанным с управлением в государственной и муниципальной сфере. Необходимо будет узнать, каково отношение будущих управленцев и государственных служащих к коррупции и стоит ли ожидать того, что нынешние студенты в будущем примкнут к армии взяточников.

Анализ источников и литературы

При проведении предварительной подготовки к данному исследованию, нами была рассмотрены и изучены следующие источники и литература.

В статье А.И. Сидорова «Коррупция: и диагноз, и приговор», опубликованной во втором номере журнала «Социс» за 2008 год, рассматриваются основные причины развития коррупции. Автор предлагает ряд факторов, способствующих устранению коррупции, главными среди которых являются опора на менталитет, нравственные нормы русской нации и подъем экономики страны.

Исследование А.В. Гусевой и М.А. Симатовой: «Внимание: коррупция, или как математика поможет в борьбе со взяточничеством» ( www.ecsocman.edu.ru) даёт нам определение коррупции, выделяет её основные формы и освещает её негативные последствия в политической, социальной и экономической сферах. Также приводится оценка экономических потерь от коррупции, причин её возникновения.

В исследовании: «Природа и структура коррупции в России» (www.inop.ru) даётся оценка причин явления и его последствий. Так же приводятся некоторые положительные функции коррупции, хотя их довольно мало. Исследователи выделили наиболее коррумпированные сферы и факторы, которые могут влиять на уровень коррупции, подразделяются на несколько категорий:

Ø Связанные с действиями властей

Ø Экономического характера

Ø Факторы ментального характера

Ø Внутренние причины в государственном аппарате

В результате исследования, был сделан вывод о том, что нигде в мире нет зон, свободных от коррупции.

Большой интерес представляет исследование Полковницкого Д.О.: «Коррупция в контрольных и надзорных органах исполнительной власти РФ» (www.lawlibrary.ru). В работе рассматривается понятие коррупции, приводятся результаты социологических опросов о наиболее коррумпированных сферах деятельности в России и круге коррупционных правонарушений, которые являются наиболее часто совершаемыми. Автор размышляет о причинах явления и изучает три наиболее значимых причины. Это:

1. Крайне низкий уровень оплаты труда служащих

2. Огромный круг полномочий, которыми служащий может злоупотребить

3. Многовековые традиции мздоимства в России и иные психологические причины.

«Коррупция бессмертна, но бороться с ней все равно надо» (ВЦИОМ, апрель 2009 г). Во время исследования россиянам были предложены следующие вопросы о том, можно ли победить коррупцию, что является главной причиной коррупции.

ФОМ: «Коррупция в органах власти» (опрос марта 2009 г). В опросе рассматривались основные проблемы, волнующие россиян. В ряду социальных и экономических проблем коррупция занимает одиннадцатое место.

Интересным представлялось отражение в прессе понятия взяткоёмкости. Термин это новый и, едва ли, вы встретите его в научной литературе. Но, изучая печатную продукцию, достаточно часто можно его встретить.

Просматриваем Интернет ресурс www.ng.ru сайт независимой газеты. Статья за 04.06.2009: Россияне удвоили взяткоёмкость. Автор утверждает, что, несмотря на кризис, подкосивший благосостояние страны, россияне увеличивают подношения чиновникам. Судя по данным опроса, чаще всего россияне вынуждены были давать взятки работникам правоохранительных органов – 30%. Отвечая на вопрос: «Какая из следующих публичных сфер, по вашему мнению, наиболее коррумпирована?» – россияне назвали государственную службу – 84%, суды – 64%, Государственную Думу и политические партии – 62% и 61% соответственно, а также бизнес – 55%.

«Налоговые законопроекты проверят на «взяткоёмкость» (www.buhgalteria.ru) В этой статье говорится о том, что в скором времени из российского законодательства могут исчезнуть формулировки, которые дают возможность нечистым на руку чиновникам вытягивать средства с представителей бизнес-сообщества.

Продолжает тему статья Российской газеты от 17 марта 2009 года: «Коррупция на просвет. Верхняя палата парламента ведет проверку законов на "взяткоёмкость"». Эта статья сообщает, что, депутаты, вдохновленные социологическими исследованиями, решили проверить антикоррупционное законодательство. По данным социологов, 65 процентов россиян одобряют решительное противодействие коррупции. Однако, примерно 30 процентов наших сограждан определяют коррупцию как "механизм компенсации плохих законов".

Также были использованы следующие нормативно-правовые акты:

§ УК РФ (статья 290,291)

§ Указ президента РФ «О мерах по противодействию коррупции».

§ Указ президента РФ от 08.06.2004. «Об утверждении положения о контрольном управлении президента РФ»

§ Федеральный закон о Федеральной Службе Безопасности (ст.10).

§ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Цель исследования

Выявить ресурсы коррупции, а именно причины, обстоятельства и условия, подталкивающие студента стать коррупционером.

Задачи исследования

Ø Узнать мнение и представление студентов о коррупции

Ø Установить причины тех или иных мнений и представлений о коррупции

Ø Выяснить готовность студентов давать или брать взятки

Ø Составить таблицу взяткоёмкости различных должностей на основе полученных данных

Объект исследования

Студенческая молодёжь 1 и 5 курсов юридического факультета Саратовского государственного университета, Института Юстиции, Следственно-криминалистического института и Гуманитарного факультета Саратовской государственной академии права дневной формы обучения.

Предмет исследования

Отношение студенчества к проблеме коррупции, мнение респондентов о коррупции, видение студенчеством причин, обстоятельств и условий, побуждающих данную социальную прослойку к участию в коррупционных махинациях.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий

· Студенчество – в данной работе, учащиеся получающие образования по юридическим, политологическим специальностям и специальностям связанным с управлением в государственной и муниципальной сфере.

· Коррупция – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

· Взя́тка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения.

· Коррумпированность – показатель уровня коррупции.

· Взяткоёмкость – (здесь) мера максимального количества ценностей, которое возможно получить на той или иной должности.

· Ресурсы коррупции – общее понятие, обозначающее причину, обстоятельство или условие, пододвигающее студента стать коррупционером.

· Лояльное отношение к коррупции – допущение использования коррупции.

 

 

Гипотезы

1. Отношение студентов к коррупции никак не связано с их материальным положением.

2. Причинами коррупции, по мнению студентов, являются: традиции мздоимства, негласное одобрение решения проблем с помощью взятки, слабый контроль со стороны правоохранительный органов, упадок духовно-нравственных ценностей и моральных норм, отсутствие страха перед законом и неадекватность наказания.

3. Студенты, лояльные к коррупции, перенесут свои привычки и в будущую профессиональную деятельность.

4. По мнению студентов, наиболее взяткоёмкими должностями являются: сотрудник учреждений здравоохранения, контрольных органов и органов надзора, сотрудник образовательных учреждений, работник ГИБДД, служащий муниципальных органов управления.


II

Методический раздел

Стратегический план

Выбран аналитический план исследования, так как в программе предполагается проверка объяснительных гипотез.

Описание генеральной и выборочной совокупности

Генеральная совокупность составляет 1040 студентов СГАП (Следственно-криминалистический институт, Институт юстиции, Гуманитарный факультет) и СГУ (Юридический факультет).

Выборочная совокупность составит 10% от генеральной совокупности, то есть 104 человека.

Генеральная и выборочная совокупность

  Институт, факультет Генеральная совокупность Выборочная совокупность
общее количество студентов I курс V курс Всего I курс V курс Всего
Гуманитарный факультет              
Институт Юстиции          
Следственно-криминалистический институт          
Юридический факультет СГУ          

Хактеристика методов сбора и анализа исходный данных

1. Анализ документов. Основной, базовый метод при подготовке социологического исследования. Он необходим, чтобы получить более полное представление об изучаемой проблеме на теоретическом уровне.

2. Массовый опрос в форме анкетирования. Особенностью опроса является вербальный характер. Опрос позволяет получить от людей информацию по широкому кругу вопросов. Содержание вопросов представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Объяснить использование опроса в этом исследовании можно тем, что для изучения мнений студентов такой метод будет наиболее приемлемым, так как является самым доступным, что немаловажно при опросе этой социальной группы.

Инструментарий и техника его применения

В качестве инструмента в данном исследовании целесообразно использовать анкету. Следует отметить, что анкетирование предоставляет информацию не в «чистом» виде, а в виде её преломления в сознании респондентов – отсюда её возможное искажение.

Методы обработки и анализа данных

Ø Диалектический

Ø Сравнительный

Ø Логический

Ø Классификация

Ø Составление таблиц

Ø Составление графиков и диаграмм

Способы обработки данных

Предполагается компьютерная обработка данных с помощью программы MS Excel.


III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Рабочий план

Этап Вид работы Дата Руководитель
Подготовительный Выбор темы 12.09.09 Сергеев И.
Обоснование проблемы 12.09.09 Косарев Б.
Анализ источников и литературы 12.09.09 – 18.09.09 Сергеев И., Кокорев А.
Интерпретация понятий 18.09.09 – 24.09.09 Сергеев И., Косарев Б.
Постановка цели 25.09.09 Косарев Б.
Постановка задач 28.09.09 Сергеев И.
Определение объекта 29.09.09 Сергеев И., Кокорев А.
Определение предмета 30.09.09
Составление гипотез 02.10.09 – 07.10.09 Кокорев А., Косарев Б.
Основной Определение генеральной совокупности 09.10.09 – 13.10.09 Косарев Б., Сергеев И., Федорин И.
Характеристика методов сбора эмпирической информации 09.10.09 – 13.10.09 Волков В., Купреев Р.
Составление инструментария исследования 09.10.09 – 13.10.09 Волков В., Купреев Р.
Составление анкеты 14.10.09 – 21.10.09 Сергеев И., Косарев Б., Кокорев А., Волков В.
Этап Вид работы Дата Руководитель
Основной Сбор первичной информации 23.10.09 – 04.11.09 Сергеев И., Федорин И., Кокорев А., Волков В., Лахтин А., Купреев Р., Шешин А.
Машинная обработка первичной информации 05.11.09 – 15.11.09 Косарев Б., Федорин И.
Заключительный Написание и сдача научного отчёта заказчику – Донсковой А.В. 24.12.09 Сергеев И., Косарев Б., Кокорев А.

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ ДЛЯ МАССОВОГО ОПРОСА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...