Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суждения, представимые на двух диаграммах — большой и малой




 

1.

 

т. е. «Все y есть x'».

2.

 

т. е. «Некоторые x суть y'», или «Некоторые y' суть x».

3.

 

т. е. «Некоторые y суть x'», или «Некоторые x' суть y».

4.

 

т. е. «Ни один x' не есть y'», или «Ни один y' не есть x'».

5.

 

т. е. «Все y суть x'», или «Все черные кролики молодые».

6.

 

т. е. «Некоторые y суть x'», или «Некоторые черные кролики молодые».

7.

 

т. е. «Все x суть y», или «Все птицы, получающие достаточно корма, счастливы».

8.

 

т. е. «Некоторые x' суть y'», или «Некоторые птицы, не получающие достаточного количества корма, несчастны», или «Некоторые несчастные птицы не получают достаточного количества корма».

9.

 

т. е. «Все x суть y», или «У Джона болят зубы».

10.

 

т. е. «Ни один x' не есть y», или «Ни у кого, кроме Джона не болят зубы».

11.

 

т. е. «Некоторых x суть y», или «Некоторые из тех, кто совершил прогулку, чувствуют себя лучше».

12.

 

т. е. «Некоторые x суть y», или «Некоторые из тех, кого я послал за котёнком, по ошибке принесли мне котелок».

13.

 

 

«Мир» — множество книг, m = «с острым сюжетом», x = «подходящие для чтения легко возбудимым людям», y = «от которых клонит в сон».

 

«Ни один m не есть x».

«Все m' суть y'».

–––

«Ни один y' не есть x»,

 

или «Легко возбудимым людям не подходит для чтения ни одна книга, кроме тех, от которых клонит в сон».

14.

 

 

«Мир» — множество людей, m = «достойные славы», x = «получающие награду», y = «храбрые».

 

«Некоторые m суть x».

«Ни один y' не есть m».

–––

«Некоторые y суть x», или «Некоторые храбрецы получают награду».

15.

 

 

«Мир» — множество людей, m = «терпеливые», x = «дети», y = «могут сидеть спокойно».

 

«Ни один x не есть m».

«Ни один m' не есть y».

–––

«Ни один x не есть y»,

 

или «Ни один ребёнок не может сидеть спокойно».

16.

 

 

«Мир» — множество «предметов», m = «жирные», x = «свиньи», y = «скелеты».

 

«Все x суть m».

«Ни один y не есть m».

–––

«Все x суть y'»,

 

или «Все свиньи — не скелеты».

17.

 

 

«Мир» — живые существа, m =«обезьяны», x =«солдаты», y =«непристойно ведущие себя».

 

«Ни один m не есть x».

«Все m суть y».

–––

«Некоторые y суть x'»,

 

или «Некоторые непристойно ведущие себя живые существа — не солдаты».

18.

 

 

«Мир» — люди, m =«справедливые», x =«мои кузины», y =«судьи».

 

«Ни один x не есть m».

«Ни один y не есть m'».

–––

«Ни один x не есть y»,

 

или «Ни одна из моих кузин не судья».

 

19.

 

 

«Мир» — периоды (отрезки времени), m =«дни», x =«дождливые», y =«наводящие скуку».

 

«Некоторые m суть x».

«Все xm суть y».

–––

«Некоторые x суть y»,

 

или «Некоторые дождливые периоды наводят скуку».

Примечание. На самом деле посылки в только что приведённом силлогизме «незаконны», поскольку заключение содержится во второй из них, и первая посылка вообще не нужна. В буквенных обозначениях это можно доказать следующим образом.

Суждение «Все xm суть y» включает в себя суждение «Некоторые xm суть y», в которое, в свою очередь, входит суждение «Некоторые x суть y». В переводе на обычный язык это означает, что суждение «Все дождливые дни наводят скуку» включает в себя суждение «Некоторые дождливые дни наводят скуку», в котором содержится суждение «Некоторые дождливые периоды наводят скуку».

Первое суждение не только излишне, но и содержится во втором, поскольку эквивалентно суждению «Некоторые дождливые дни существуют», которое, как мы знаем, следует из суждения «Все дождливые дни наводят скуку».

Каков же итог? Это — самая неудовлетворительная пара посылок из всех, которые нам уже встречались!

20.

 

 

«Мир» — предметы, m =«лекарства», x =«противные на вкус», y =«александрийский лист».

 

«Все m суть x».

«Все y суть m».

–––

«Все y суть x».

 

или «Александрийский лист противен на вкус».

21.

 

 

«Мир» — люди, m =«евреи», x =«богатые», y =«патагонцы».

 

«Некоторые m суть x».

«Все y суть m'».

–––

«Некоторые x суть y'».

 

или «Некоторые богатые люди не патагонцы».

22.

 

 

«Мир» — живые существа, m =«трезвенники», x =«любящие сахар», y =«соловьи».

 

«Все m суть x».

«Ни один y не есть m'».

–––

«Ни один y не есть x'».

 

или «Ни один соловей не относится к сахару с отвращением».

23.

 

 

«Мир» — все съестное, m =«полезные», x =«горячая сдоба», y =«сладкие пирожки».

 

«Ни один x не есть m».

«Все y суть m».

–––

 

Никаких сведений, которые позволили бы нам заполнить малую диаграмму, у нас нет, поэтому вывести заключение из этих двух посылок нельзя.

24.

 

 

«Мир» — живые существа, m =«хорошо бегающие», x =«толстые», y =«гончие».

 

«Ни один x не есть m».

«Некоторые y суть m».

–––

«Некоторые y суть x'»,

 

или «Некоторые гончие поджары».

25.

 

 

«Мир» — люди, m =«солдаты», x =«марширующие», y =«юноши».

 

«Все m суть x».

«Все y суть m'».

–––

 

Никаких сведений, которые позволили бы нам заполнить малую диаграмму, у нас нет, поэтому вывести заключение из этих двух посылок нельзя.

26.

 

 

«Мир» — пищевые продукты, m =«сладкие», x =«сахар», y =«соль».

 

«Все x суть m».

«Все y суть m'».

–––

«Все x суть y'».

«Все y суть x'».

 

или «Сахар — не соль», «Соль — не сахар».

27.

 

 

«Мир» — предметы, m =«яйца», x =«сваренные вкрутую», y =«бьющиеся».

 

«Некоторые m суть x».

«Ни один m не есть y'».

–––

«Некоторые x суть y»,

 

или «Некоторые яйца, сваренные вкрутую, можно разбить».

28.

 

 

«Мир» — люди, m =«евреи», x =«находятся в этом доме», y =«находятся в саду».

 

«Ни один m не есть x».

«Ни один m' не есть y».

–––

«Ни один x не есть y»,

 

или «Никто из тех, кто находится в доме, не находится одновременно в саду».

29.

 

 

«Мир» — события, m =«сопровождаемые шумом», x =«битвы», y =«то, что может ускользнуть от внимания».

 

«Все x суть m».

«Все m' суть y».

–––

«Некоторые x' суть y».

 

или «Некоторые события, не являющиеся битвами, могут ускользнуть от внимания».

30.

 

 

«Мир» — люди, m =«евреи», x =«сумасшедшие», y =«раввины».

 

«Ни один m не есть x».

«Все y суть m».

–––

«Все y суть x'»,

 

или «Все раввины в своём уме».

31.

 

 

«Мир» — живые существа, m =«рыбы», x =«умеющие плавать», y =«коньки».

 

«Ни один m не есть x'».

«Некоторые y суть m».

–––

«Некоторые y суть x»,

 

или «Некоторые коньки умеют плавать».

32.

 

 

«Мир» — люди, m =«склонные к горячности», x =«разумные», y =«ораторы».

 

«Все m суть x'».

«Некоторые y суть m».

–––

«Некоторые y суть x'»,

 

или «Некоторые ораторы не разумны».

 

 

Глава 4. В цель или мимо?

 

 

Милый друг! Как ни старайся,

В цель все равно не попадёшь.

 

Выведите (если это возможно) заключение из каждой пары посылок.

 

1. Боль подтачивает силы человека.

Никакая боль не желательна.

 

2. Тем, кто лыс, расчёска не нужна.

Ни одна ящерица не имеет волос.

 

3. Все невнимательные люди совершают оплошности.

Ни один внимательный человек не забывает своих обещаний.

 

4. Мне Джон не нравится.

Некоторым из моих друзей Джон нравится.

 

5. Картошка — не ананас.

Все ананасы приятны на вкус.

 

6. Ни одна булавка не имеет честолюбивых намерений.

Ни одна иголка — не булавка.

 

7. Все мои друзья простудились.

Тому, кто простужен, нельзя петь.

 

8. Все эти блюда отлично приготовлены.

Некоторые блюда, если их плохо приготовить, вредны для здоровья.

 

9. Все лекарства неприятны на вкус.

Александрийский лист — лекарство.

 

10. Некоторые устрицы молчаливы.

Молчаливые существа не очень-то забавны.

 

11. Все разумные люди ходят на ногах.

Все неразумные люди ходят на руках.

 

12. Занимайтесь своим делом.

Эта ссора — не ваше дело.

 

13. Ни один мост не сделан из сахара.

Некоторые мосты очень красивы.

 

14. Ни одна загадка, которая имеет решение, не интересует меня.

Все эти загадки неразрешимы.

 

15. Джон прилежен.

Все прилежные люди счастливы.

 

16. Ни одна лягушка не пишет книг.

Некоторые люди пользуются чернилами, когда пишут книги.

 

17. Ни одна кочерга не мягка.

Все подушки мягкие.

 

18. Все антилопы стройные.

Стройные животные радуют глаз.

 

19. Некоторые дядюшки не отличаются щедростью.

Все купцы щедры.

 

20. Ни один несчастный человек не хохочет.

Ни один счастливый человек не стонет.

 

21. Музыка, которую слышно, вызывает колебания воздуха.

Музыка, которую не слышно, не стоит того, чтобы за неё платили деньги.

 

22. Он дал мне пять фунтов стерлингов.

Я был в восторге.

 

23. Ни один старый еврей не толстый мельник.

Все мои друзья толстые мельники.

 

24. Мука пригодна для пищи.

Толокно — сорт муки.

 

25. Некоторые сны ужасны.

Ни один ягнёнок не способен вызвать ужас.

 

26. Ни один богатый человек не просит милостыни.

Всем, кто не богат, следует соразмерять свои расходы с доходами.

 

27. Ни один вор не честен.

Некоторых нечестных людей удаётся уличить.

 

28. Все осы не общительные.

Все щенки общительные.

 

29. Все неправдоподобные истории вызывают сомнение.

Все эти истории вполне правдоподобны.

 

30. Он сказал мне, что вы ушли.

Он никогда не говорит ни слова правды.

 

31. Он всегда поёт меньше часа.

Слушать пение в течение часа утомительно.

 

32. Ни один свадебный пирог не полезен.

Неполезной пищи следует избегать.

 

33. Ни один старый скряга не весел.

Некоторые старые скряги тощи.

 

34. Все утки при ходьбе переваливаются с боку на бок.

Все, что переваливается с боку на бок, не изящно.

 

35. Ни один профессор не невежествен.

Некоторые невежественные люди тщеславны.

 

36. Зубная боль всегда неприятна.

Тепло всегда приятно.

 

37. Скучные люди невыносимы.

Вы скучный человек.

 

38. Некоторые горные кручи непреодолимы.

Все заборы вполне преодолимы.

 

39. Ни один француз не любит пудинг.

Все англичане любят пудинг.

 

40. Ни один лентяй не достоин славы.

Некоторые художники — не лентяи.

 

41. Ни одному омару нельзя отказать в уме.

Ни одно разумное существо не будет надеяться на невозможное.

 

42. Ни один добрый поступок не является незаконным.

Все, что законно, можно делать без страха.

 

43. Ни у одного ископаемого животного не может быть несчастной любви.

У устрицы может быть несчастная любовь.

 

44. Это свыше моего терпения!

Со мной никогда не случалось ничего, что было бы свыше моего терпения.

 

45. Все необразованные люди поверхностны.

Все эти студенты образованны.

 

46. Все мои кузины несправедливы.

Ни один судья не несправедлив.

 

47. Ни одна исследованная до сих пор страна не кишит драконами.

Неисследованные страны пленяют воображение.

 

48. Ни один скряга не щедр.

Некоторые старики не щедры.

 

49. Все осмотрительные люди остерегаются гиен.

Ни одному банкиру не свойственна неосмотрительность.

 

50. Некоторые стихи оригинальны.

Ни одна оригинальная работа не пишется по заказу.

 

51. Все скряги эгоистичны.

Никто, кроме скряг, не собирает яичной скорлупы.

 

52. Все бледные люди флегматичны.

Только те, кто бледен, имеют поэтическую внешность.

 

53. Все пауки ткут паутину.

Некоторые живые существа, не ткущие паутину, — дикари.

 

54. Ни одна из моих кузин не справедлива.

Все судьи справедливы.

 

55. Джон очень трудолюбив.

Ни один трудолюбивый человек не несчастлив.

 

56. Зонтики бывают очень полезны в пути.

Все, что не нужно в пути, следует оставить дома.

 

57. Некоторые подушки мягкие.

Ни одна кочерга не мягкая.

 

58. Я стар и слаб.

Ни об одном старом купце нельзя сказать, что он слаб в карточной игре.

 

59. Ни одно успешное путешествие не остаётся забытым.

Путешествие, закончившееся неудачно, не заслуживает того, чтобы о нем писали книгу.

 

60. Сахар сладкий.

Некоторые сладкие вещи очень нравятся детям.

 

61. Ричард вне себя от гнева.

Никто, кроме Ричарда, не может ездить верхом на этой лошади.

 

62. Все шутки для того и придуманы, чтобы смешить людей.

Ни один парламентский акт не шутка.

 

63. Я видел это в газетах.

Все газеты печатают небылицы.

 

64. Ни один кошмар не приятен.

Неприятные ощущения не очень желательны.

 

65. Предусмотрительные путешественники имеют при себе деньги на мелкие расходы.

Непредусмотрительные путешественники теряют свой багаж.

 

66. Все осы не дружественны.

Ни один щенок не враждебен.

 

67. Он заходил сюда вчера.

Он не принадлежит к числу моих друзей.

 

68. Ни одно четвероногое не может свистеть.

Некоторые кошки — четвероногие.

 

69. Жареное мясо не продаётся в мясных лавках.

Не жареное мясо не подаётся к обеду.

 

70. Золото тяжёлое.

Ничто, кроме золота, не заставит его замолчать.

 

71. Некоторые свиньи дикие.

Нет ни одной свиньи, которая не была бы жирной.

 

72. Ни один император не дантист.

Всех дантистов боятся дети.

 

73. Все, кто не стар, любят пешие прогулки.

Ни вы, ни я не стары.

 

74. Все секретари заняты полезным делом.

Некоторые птицы — секретари.

 

75. Ни один человек, имеющий диктаторские наклонности, не популярен.

У неё есть диктаторские наклонности.

 

76. Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья.

Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка.

 

77. Военные люди не пишут стихов.

Ни один генерал не штатский.

 

78. Скучные люди наводят тоску.

Когда скучные человек собирается уходить из гостей, его никогда не просят остаться.

 

79. Все совы приятны.

Некоторые извинения неприятны.

 

80. Все мои кузины несправедливы.

Все судьи справедливы.

 

81. Некоторые барашки распускаются на вербе.

Все барашки кудрявые.

 

82. Ни одно лекарство не приятно на вкус.

Все пилюли — лекарства.

 

83. Некоторые уроки трудны.

То, что трудно, требует внимания.

 

84. Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады.

Ваш визит — приятная неожиданность.

 

85. Гусеницы не отличаются красноречием.

Джон красноречив.

 

86. Некоторые лысые люди носят парики.

У всех детей свои волосы.

 

87. Все осы очень недружелюбны.

Контакт с недружелюбными существами всегда нежелателен.

 

88. Ни один банкрот не богат.

Некоторые купцы не банкроты.

 

89. Ласки иногда спят.

Все животные иногда спят.

 

90. Концерны, в которых правление работает плохо, не приносят доходов.

Правление железнодорожных компаний никогда не работает плохо.

 

91. Всякому доводилось видеть свинью.

Никто не приходил в восторг от свиньи.

 

В каждом из приведённых ниже отрывков попытайтесь выделить две посылки и вывести из них заключение, если таковое имеется.

 

92. Всякий, кому довелось охотиться на львов столько, сколько мне, скажет, что львы — животные дикие и среди них попадаются отдельные экземпляры, которые не пьют кофе, хотя я вовсе не собираюсь утверждать, будто такие львы не являются исключением из общего правила.

93. — Да ведь это просто смешно — предлагать овсяную кашу и кому? Следовало бы знать, если вам вообще хоть что-нибудь известно, что ни один старый моряк не любит овсяную кашу!

— Простите, но мне казалось, что поскольку этот человек — ваш дядя, то …

— Он-то мой дядя, ну и что из этого? Несёте какой-то вздор, даже слушать не хочется!

— Можете называть это вздором, если угодно. Я знаю одно: мои дяди — старые люди, и им овсяная каша нравится!

— Это означает всего лишь, что ваши дяди …

94. — Пойдём домой! Мне надоела эта давка. Ты же сама прекрасно знаешь, что в переполненном магазине не очень-то уютно.

— Кто же думает об уюте, отправляясь за покупками?!

— Как кто? Конечно, я. И я уверен, что если пройти немного дальше по улице, то можно найти несколько магазинов, в которых не так много народа. Следовательно, …

95. — Они утверждают, будто ни один врач не увлекается метафизикой и не играет на органе, однако мне известно о вас нечто такое, что заставляет думать иначе.

— Интересно, откуда вы узнали? Вы же никогда не слышали, как я играю на органе.

— Разумеется, не слышал. Зато мне довелось как-то раз слышать, как вы, доктор, рассуждали о поэзии Броунинга. Из вашей речи можно было заключить, что вы, во всяком случае, интересуетесь метафизикой. Следовательно, …

 

Извлеките силлогизм из каждого отрывка, который приводится ниже, и проверьте правильность его заключения.

 

96. — Даже не говорите! Я знавал больше богатых купцов, чем вы, и могу утверждать, что ни один из них от сотворения мира не был старым скрягой.

— А какое отношение это имеет к старому мистеру Брауну?

— Как какое? Разве он не очень богат?

— Очень, ну и что из этого?

— Как что? Разве вы не видите, сколь абсурдно называть его прижимистым купцом? Либо он не купец, либо он не скряга!

97. — Как мило с вашей стороны справляться о моем здоровье! Я действительно чувствую себя сегодня гораздо лучше.

— А что послужило причиной столь приятной перемены: природа или искусство?

— Я думаю, что искусство. Доктор прописал мне кое-что из своих патентованных лекарств.

— Ну что же, я никогда больше не назову его обманщиком: нашёлся хоть один человек, которому стало лучше от его лекарств.

98. — Нет, ты мне ни чуточки не нравишься. Лучше я пойду и поиграю со своей куклой. Куклы никогда меня не обижают.

— Ах ты маленькая глупышка! Куклы нравятся тебе больше, чем кузины!

— Конечно! Кузины всегда меня обижают — по крайней мере все кузины, которых я видела.

— Хотела бы я знать, что отсюда следует! Может быть, ты хочешь сказать, что все кузины — не куклы? Но разве кто-нибудь утверждает обратное?

99. — Почему вы решили, что это герань? С такого расстояния невозможно отличить один цветок от другого. Я могу лишь с уверенностью сказать, что все эти цветы красные: для этого мне не нужно телескопа!

— Но ведь некоторые герани красные, не так ли?

— Не отрицаю, ну и что? Уж не хотите ли вы сказать, что некоторые из этих цветов — герани?

— Именно это я и хотел бы сказать, если бы вы могли проследить за ходом моих рассуждений. Но стоит ли мне что-нибудь доказывать вам, это ещё вопрос!

100. — Ребята! Вы выдержали трудный экзамен. На прощанье я хотел бы дать вам один совет. Помните: все, кто всерьёз жаждет обрести прочные знания, должны работать упорно.

— Благодарю вас, сэр, от имени моих школьников! Горд сообщить вам, что по крайней мере некоторые из них всерьёз жаждут получить знания.

— Очень рад слышать это, но почему вы так думаете?

— Как же иначе, сэр? Уж мне-то известно, как упорно они работают (я хочу сказать, некоторые из них). Кому и знать, как не мне!

 

Из приводимого ниже отрывка извлеките силлогизмы или рассуждения, имеющие форму силлогизмов, и проверьте их правильность.

Представьте себе, что любящая мать отвечает другу семьи, высказавшему в весьма деликатной форме вопрос о том, не слишком ли она обременяет своих детей уроками.

 

101. Надеяться-то им не на кого, не век же мы будем их опекать.

 

Деньги даром никому не платят, стало быть, придётся им работать. А как они будут работать, если ничего не знают? Можете мне поверить на слово: в наше время без образования и шагу не ступишь. Знающие люди говорят, что самое учиться, пока ты молод. Взрослым-то уже ничем толком не научишься. Ребёнок за час выучит больше, чем взрослый — за пять. Стало быть, уже коли учиться, так учиться смолоду или вообще не браться за учёбу. Конечно, если у детишек со здоровьем неважно, то и требовать с них многого нельзя, какой разговор? Только от докторов я слыхала, что здоровых детей по цвету лица всегда отличить можно. Взгляните-ка на моих: у них щёки, что твои розы! Говорят ещё, что для здоровья полезно заниматься не более 6 часов в день и два раза в неделю отдыхать хоть по полдня. Так мы, уж поверьте, так и делаем: детишки у меня никогда не занимаются больше 6 часов в день, а по средам и субботам после обеда свободны: вы напрасно беспокоитесь: не стану же я рисковать здоровьем детей ради их образования. Уж что-что, а за их здоровьем я слежу, можете не сомневаться!

 

 

II. ПИЩА ДЛЯ УМА

 

 

Завтрак, обед, чай. В худшем случае первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и стакан чего-нибудь горячего перед сном.

Какую заботу мы проявляем о пище для нашего счастливого тела! Кто из нас уделяет столько внимания своему разуму? В чем причина такого различия? Неужели из двух — тела и разума — первое гораздо важнее второго?

Отнюдь! Но от того, достаточно ли пищи получает тело, зависит жизнь, в то время как наше существование вполне может продолжаться на уровне животных (ибо слово «люди» здесь вряд ли уместно), даже если наш разум находится в состоянии крайнего истощения и мы полностью забываем о его нуждах. Именно поэтому Природа заботится о том, чтобы мы не могли сколько-нибудь серьёзно упустить из виду потребности нашего тела: ужасные последствия нашего легкомыслия — неприятные ощущения и боли — вскоре напомнят нам о наших обязанностях. Кроме того, заботу о некоторых жизненно важных функциях Природа берет на себя, не оставляя нам ни малейшего выбора. Если бы мы обрели возможность управлять собственным пищеварением или кровообращением, то для многих из нас это закончилось бы весьма плачевно.

— Боже мой! — воскликнул бы кто-нибудь. — Я забыл завести своё сердце утром. Подумать только! Вот уже целых три часа, как оно остановилось!

— Я не могу сегодня отправиться с вами на прогулку, — заметил бы один из наших друзей. — Мне нужно переварить по крайней мере одиннадцать обедов. Они остались несъеденными с прошлой недели, когда я был очень занят, и мой врач утверждает, что снимает с себя всякую ответственность за последствия, если я вздумаю откладывать эти обеды и дальше!

Итак, говорю я, последствия пренебрежительного отношения к телу нам нетрудно представить и ощутить. Для некоторых из нас было бы неплохо, если бы наш разум стал таким же видимым и осязаемым, как и тело, чтобы его можно было, например, показать врачу и дать пощупать пульс.

— Любопытно, что это вы проделывали со своим разумом в последнее время. Хватало ли ему пищи? Он очень бледен, и пульс у него чрезвычайно замедлен.

— Должен признаться, доктор, что мой ум последнее время получал пищу не слишком регулярно, а вчера я обкормил его леденцами.

— Леденцами? А что это за леденцы?

— Множество головоломок, сэр!

— Я так и думал. Имейте в виду: если вы и впредь будете позволять себе подобные шутки, то рискуете окончательно испортить зубы своему разуму и заболеть умственным расстройством. В течение ближайших нескольких дней вам надлежит соблюдать строжайшую диету и исключить из пищи для вашего ума все, кроме самого лёгкого чтения! Будьте осторожны! И ни в коем случае не читайте романы!

Учитывая тот обширный печальный опыт, который многие из нас приобрели в выборе и дозировке пищи для тела, я считаю уместным попытаться переделать некоторые правила рационального питания тела в соответствующие правила питания ума.

Во-первых, мы должны заботиться о том, чтобы наш ум получал пищу надлежащего сорта. Мы очень скоро узнаем, какая пища полезна и какая вредна для нашего тела, и не испытываем особых трудностей, отказываясь от куска соблазнительного пудинга или пирога, который ассоциируется в нашей памяти с ужасным приступом расстройства желудка. Одно лишь название опасного яства неудержимо вызывает в памяти настойку ревеня и магнезию. Однако для того чтобы убедить нас в несъедобности определённой части излюбленного нами круга чтения, необходимо несравненно больше уроков. Вновь и вновь мы употребляем в пищу заведомо непригодный для этого роман, вслед за чем непременно следует обычная полоса дурных настроений, нежелание работать, безразличие, т. е. наш ум испытывает кошмары.

Во-вторых, мы должны тщательно следить за тем, чтобы наш разум получал съедобную пищу в надлежащих количествах. Умственное переедание, или чтение избыточного количества литературы, — опасное пристрастие, приводящее к ослаблению способности усваивать пищу и в некоторых случаях к потере аппетита. Все мы знаем, что хлеб — вкусная и здоровая пища, но кому из нас пришло бы в голову съесть за один присест два или три каравая хлеба? Однажды мне довелось услышать, как врач сказал своему пациенту, единственная болезнь которого сводилась к перееданию и отсутствию физических упражнений:

— Самым ранним симптомом переедания является гипертрофированное развитие жировой ткани.

Не сомневаюсь, что звучные длинные термины послужили мощной опорой несчастному, изнемогавшему под все возраставшим грузом жира.

Интересно, существует ли в природе такая вещь, как Разжиревший Ум? Мне кажется, что один или два раза я встречал нечто подобное: умы, которые не могли выдержать даже лёгкой пробежки самой медленной трусцой в разговоре, были неспособны даже ради спасения собственной жизни преодолеть логическую стенку, вечно увязали (причём весьма быстро) в любом необычном рассуждении, короче говоря, не были способны ни на что, кроме беспомощного блуждания по свету.

В-третьих, даже если пища доброкачественна, а порции её умеренны, то все равно не следует поглощать слишком много сортов пищи за один раз. Дайте жаждущему кварту пива или кварту сидра, или даже кварту холодного чая, и он, вероятнее всего, возблагодарит вас (хотя в последнем случае его благодарность не будет звучать столь горячо, как в первых двух!). Но каковы, по вашему мнению, будут его чувства, если вы предложите ему поднос, на котором будут стоять маленькая кружка пива, кружка сидра, кружка с холодным чаем, кружка с горячим чаем, кружка с кофе, кружка с какао и соответствующие сосуды с молоком, водой, разбавленным бренди и сывороткой, полученной при сбивании масла? Общее количество жидкости может быть по-прежнему равно одной кварте, но разве для того, кто изнемогает от жажды на сенокосе, это одно и то же?

После того как мы установили надлежащий сорт, количество и разнообразие пищи для нашего ума, нам остаётся проследить, чтобы между последовательными приёмами пищи соблюдались надлежащие интервалы, и, не торопясь, проглатывать пищу после того, как мы тщательно разжуём её, чтобы она полностью усвоилась. Оба замечания, относящиеся к пище телесной, в равной степени применимы и к пище духовной.

Начнём с замечания относительно интервалов между приёмами пищи. Для ума они столь же необходимы, как и для тела. Единственное различие состоит лишь в том, что телу требуются три или четыре часа покоя, прежде чем оно будет готово к очередному приёму пищи, в то время как уму во многих случаях будет достаточно трёх или четырёх минут. Я убеждён, что интервал между двумя последовательными приёмами духовной пищи в действительности гораздо короче, чем принято думать. Исходя из личного опыта я рекомендовал бы всякому, кому приходится проводить по нескольку часов подряд за размышлениями на одну и ту же тему, испробовать на себе действие таких перерывов, устраивая их, например, один раз в час и отрываясь от предмета размышлений лишь на пять минут, но тщательно следя за тем, чтобы в течение этих пяти минут разум был полностью «отключён» и полностью занят размышлениями о других вещах. Удивительно, сколь сильный импульс и гибкость вновь обретает разум после такого кратковременного отдыха.

Обратимся теперь к пережёвыванию пищи. Применительно к духовной пище оно означает просто обдумывание того, что мы читаем. Для этого требуется гораздо большее напряжение ума, чем при пассивном восприятии произведения того или иного автора. Напряжение это столь велико, что, по словам Кольриджа, разум часто «с негодованием отказывается» подвергать себя подобному испытанию. Напряжение это столь велико, что мы слишком склонны вообще пренебрегать им и продолжаем изливать свежую пищу на поглощённые ранее непереваренные массы до тех пор, пока наш несчастный разум не оказывается полностью поглощённым этим нескончаемым потоком. Но чем больше усилие, тем ценнее (в этом можно не сомневаться) достигаемый им эффект. Один час сосредоточенного размышления на какую-нибудь тему (для подобного занятия очень подходит, ничуть не уступая другим оказиям, пешая прогулка, совершаемая в одиночестве) стоит двух или трёх часов чтения.

Не следует упускать из виду и другой результат полного усвоения прочитанных книг. Я имею в виду мысленное упорядочение всего прочитанного и «разбиение его по рубрикам», что позволяет в случае необходимости с лёгкостью находить интересующее нас место. Сэм Слик сообщает нам, что он за свою жизнь выучил несколько языков, но «не смог удержать их в уме рассортированными по полочкам». В подобное состояние впадают многие умы, торопливо пробегающие книгу за книгой, не дожидаясь, пока их содержание будет усвоено или классифицировано «по рубрикам». Несчастный владелец такого ума лишь с трудом может оправдывать лестную характеристику, даваемую ему всеми его друзьями:

— Весьма начитанный человек. О чем бы его ни спросить, все знает. Его невозможно застать врасплох.

Вы обращаетесь к весьма начитанному человеку и задаёте ему вопрос, например, из английской истории (разумеется, он незадолго до разговора прочитал Маколея). Эрудит добродушно улыбается, делая вид, будто ему известно все, о чем вы спрашиваете, и ныряет в дебри своего разума за ответом. Выныривает он с горстью многообещающих фактов, но при проверке выясняется, что все они относятся «не к тому» столетию и их можно безболезненно отправить туда, откуда их извлекли. Забросив сеть ещё раз, весьма начитанный человек вылавливает факт, который гораздо ближе к истине, но, к сожалению, вместе с этим полезным фактом память эрудита извергает кучу других вещей: некий факт из политической экономии, правило из области арифметики, возраст детей его брата, стихотворение Грея «Элегия», и нужный факт оказывается безнадёжно запутанным среди этого хлама. Между тем все с нетерпением ожидают ответа эрудита, и, поскольку тишина становится все более напряжённой, он, заикаясь, выдавливает, наконец, из себя полуответ, далеко не столь ясный и удовлетворительный, как ответ, который бы дал на интересующий вас вопрос обыкновенный школьник. И все это происходит лишь из-за того, что весьма начитанный человек не рассортировал свои знания на соответствующие «связки» и не навесил на них ярлыки.

Сумеете ли вы распознать несчастную жертву неправильного умственного питания, если вам доведётся с ней встретиться? Сможете ли вы с уверенностью указать её или будете сомневаться? Взгляните, как она бродит вокруг стола в читальном зале, со скукой пробуя одно блюдо за другим (т. е., прошу прощения, одну книгу за другой), ни на чем не останавливая свой выбор. Вот объект наблюдения «откусил» кусочек романа. Тьфу! Всю прошлую неделю несчастный питался только этим романом, и вкус этого произведения ему опротивел. Затем он «взял в рот» ломтик науки. Результат вы можете предсказать заранее. Так и есть! Этот ломтик оказался ему не по зубам.

И так на протяжении всего скучного обхода библиотечных столов, который он (безуспешно) совершал вчера и столь же безуспешно будет совершать завтра.

Мистер Оливер Уэнделл Холмс в своей весьма занимательной книге «Профессор за чайным столом» приводит следующее правило для распознавания возраста (молод человек или стар): «Решающий опыт сводится к следующему. Предложите интересующей вас персоне (подозреваемой на молодость) за десять минут до обеда огромную булочку. Если указанная персона с готовностью примет и проглотит булочку, то её молодость можно считать установленной». Мистер Холмс сообщает также, что человек, «если он молод, способен съесть что угодно в любое время дня и ночи».

Предположим, что вы хотите убедиться в том, хорошим ли умственным аппетитом обладает некое человеческое существо. Дайте ему в руки краткий, хорошо написанный, но отнюдь не увлекательный трактат на какую-нибудь популярную тему, т. е. своего рода булочку для ума. Если трактат прочитан с неподдельным интересом и сосредоточенным вниманием, а читатель по прочтении может ответить на любой вопрос, относящийся к содержанию книги, то его ум работает превосходно. Если же ваш подопечный через несколько минут вежливо отложит предложенную его вниманию книгу в сторону или немного погодя заметит: «Я не могу читать такие глупые книги! Нет ли у вас второго тома „Загадочного убийства“?», то вы с полным основанием можете считать, что с умственным пищеварением у данного читателя не все обстоит благополучно.

Если из этой статьи вы извлекли для себя какие-нибудь полезные советы на важную тему — о том, как следует читать, и, более того, она убедила вас в том, что «читать, делать заметки, изучать и глубоко усваивать» хорошие книги, которые попадают вам в руки, не только необходимо, но и полезно, то цель настоящей статьи полностью достигнута.

 

III. ИГРЫ И ЗАДАЧИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...