Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33. Проблема расширения Европейского Союза и НАТО и позиция России.




Расширение Европейского союза на Восток является объектом пристального внимания и экспертов, и широкой общественности. В отличие от предыдущих расширений европейской интеграционной группировки, настоящий этап не только самый масштабный по числу вступающих стран, но и имеет качественно иное, более существенное содержание: он знаменует собой преодоление послевоенного раскола Европы на Западную и Восточную. Совершенно очевидно, что развитие на европейском континенте после этого вступает в принципиально новую фазу.

Последние расширения ЕС 2004 и 2007 гг. свидетельствуют не только о новом этапе в развитии европейской интеграции, но и о других серьезных изменениях, которые, так или иначе, затронут всю систему международных отношений. Раньше к ЕС одновременно присоединялось не более трех новых стран. В мае же 2004 года в Евросоюз вступили десять стран, восемь из которых – постсоциалистические государства. Это символизирует объединение западной и восточной частей Европы, окончательный разрыв стран Центральной и Восточной Европы с социалистическим прошлым. В результате прошлых расширений и территория, и население ЕС росли постепенно. После последнего расширения они возросли сразу весьма значительно. В прошлом в состав Сообщества вступали государства с более или менее близким уровнем экономического развития и похожими моделями социально-экономического устройства. Пятое и шестое расширения охватывают не такие развитые страны, к тому же эти страны завершают процесс системной трансформации.

Причины: основные причины были все-таки политические. Вместе с тем в этом выборе прослеживаются и экономические мотивы. Объединение высокоразвитых, но в основном не очень динамичных стран Западной Европы и двенадцати стран-кандидатов, постепенно приспосабливающихся к новым реалиям, имеет большое значение для усиления позиций Евросоюза в мировой экономике. Сплав старой и новой Европы может придать значительный импульс развитию европейской экономики и модернизации европейской модели. [3]. Следует отметить, что в странах Центральной и Восточной Европы прирост ВВП в последние годы в 2–2, 5 раза превышал среднеевропейский показатель. Принятие более динамично развивающихся стран-новичков, по мнению экспертов, позволит Евросоюзу повысить темпы прироста ВВП по сравнению с ЕС-15.

Последствия: В целом последнее расширение имеет так же много сторонников, как и противников. Так, с одной стороны, ЕС «вдруг» оказалось очень пестрым и неоднородным. Таким образом, формируется «Европа двух скоростей», которая после вступления в Евросоюз Болгарии и Румынии превращается уже в «Европу трех и более скоростей». Почва для конфликтов между отдельными странами и группами стран в Евросоюзе также возросла. Конфликт уже не ограничивается противоречиями между «крупными» и «малыми» странами, между «богатыми» и «бедными» государствами, между донорами и бенефициарами европейского бюджета. Конфликтность будет весьма вероятна и есть уже сейчас между странами, которые раньше считались основными получателями средств и новыми претендентами на эти деньги.

Последствия для России:

Минусы

- конкурентоспособность российских компаний может снизиться, поскольку свободное движение товаров, услуг и капиталов в границах интеграционной группировки усилит преимущества западноевропейских фирм на рынках стран ЦВЕ

- реализация новыми членами положений Энергетической политики ЕС: лимитировать «в целях обеспечения энергетической безопасности» импорт энергоносителей на уровне 25-30% от объема потребления и диверсифицировать источники импортного снабжения энергоресурсами, ограничив долю отдельных стран 30% (РФ удовлетворяет до 75% потребности в энергетическом

сырье), а также ограничить долю импорта товаров ядерного цикла на уровне 25% (РФ обеспечивает 90%). Некоторые страны уже начали частично замещать потребляемое российское ядерное топливо импортом из других стран.

- Присоединение стран ЦВЕ к Единой аграрной политике ЕС (ЕАП):

1) увеличение потока дешевого продовольствия на российский рынок, что нанесет ущерб национальным товаропроизводителям.

2) ярко выраженный протекционизм Единой аграрной политики ЕС сузит возможности российского сельскохозяйственного экспорта в страны ЦВЕ, сделав нашу продукцию на их рынках неконкурентоспособной.

- введение Шенгенского визового режима на новых восточных границах Евросоюза.

В общих чертах цели расширения НАТО на территорию СНГ таковы:

1) Поддержание жизнедеятельности союза, созданного в отличных, нежели сегодняшние, условиях послевоенной Европы 1949 г. и для других задач.

2) Расширение базовой инфраструктуры для операций США и НАТО.

3) Недопущение возникновения какого-либо интеграционного образования на территории бывшего СССР.

4) Поддержание сложной для Москвы ситуации в странах ближнего зарубежья, отвлечение ее ресурсов и внимания от распространения влияния в сопредельные регионы (БСВ, Персидский залив, Южная Азия).

5) Также отсутствие сильных позиций на постсоветском пространстве должно сделать Москву более уступчивой в глобальных вопросах (Ирак, иранская и северокорейская ядерные программы и т. д. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...