Показатели экономической эффективности инноваций
Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:
1) затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств; 2) выручку от реализации продукции до и после введения новшеств; 3) стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств; 4) среднесписочную численность персонала и т.д. Для повышения эффективности инновационного менеджмента используют различные приемы, которые воздействуют на создание, реализацию и диффузию инноваций. Среди данных приемов выделяют [11]: 1. Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии. Бенчмаркетинг — это изучение бизнеса. Различают общий и функциональный бенчмаркетинг. Общий бенчмаркетинг представляет собой анализ основных сфер деятельности конкурентов и сравнение показателей бизнеса для выявления перспективных направлений разработок. При осуществлении общего бенчмаркетинга может быть использована патентная информация, на основе которой определяется инновационная политика фирмы-конкурента и составляются прогнозы относительно изменений в рыночной конъюнктуре. Функциональный бенчмаркетинг основан на анализе параметров работы отдельных функциональных подразделений. Применяется для изучения опыта в интересующей функциональной сфере деятельности (маркетинговые исследования, управление персоналом при осуществлении инновационных процессов и пр.). Бенчмаркетинг используется для снижения риска отторжения инновации рынком благодаря учету проблем, возникающих при реализации подобных инновационных проектов в других фирмах. 2. Инжиниринг — инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов. Инжиниринг осуществляется специализированными инжиниринговыми компаниями. Обычно это малые инновационные фирмы, с которыми заключается контракт для осуществления начальных этапов инновационного процесса.
Инжиниринг бизнеса направлен на совершенствование коммерческой деятельности фирмы для повышения ее конкурентоспособности. 3. Реинжиниринг — разновидность метода инжиниринга. Однако реинжиниринг — это осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы, это кардинальное перепроектирование бизнес-процессов, использование любых возможностей для осуществления нового бизнеса. В отличие от инжиниринга реинжиниринг обеспечивает улучшение показателей на 100—500%. Реинжиниринг нацелен на использование новых принципов, новых форм организации, проникновение в новые отрасли, освоение новых видов деятельности. Объектами реинжиниринга могут быть: 1) фирмы-лидеры, осуществляющие наступательную инновационную политику; 2) фирмы-последователи, для которых в будущем прогнозируется неблагоприятная рыночная конъюнктура; 3) фирмы, находящиеся в кризисном положении. Прогнозирование и риск в инновационном Менеджменте Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций, поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы. При прогнозировании различают два понятия: риск и неопределенность [4, 9]. Неопределенность – определяется неполнотой и неточностью информации об условиях реализации инновационного проекта. Риск – это возможность возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий от них. Риск инновационных проектов учитывает вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности. Иными словами, риск инновационных проектов — это неопределенность, зависящая от принятых решений, реализация которых происходит только с течением времени. Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты зависят от капиталовложений в отдельные отрасли, предприятия, производства.
При построении классификации рисков инновационных проектов целесообразно использовать блочный принцип. Блочный принцип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводится не по сквозному, а по блочному принципу. Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные [4,7,9]. К внешним рискам относят: 1) общеэкономический, 2) рыночный, 3) социально-демографический, 4) природно-климатический, 5) информационный, 6) научно-технический, 7) нормативно-правовой виды риска. При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовые виды риска, заключаются в действиях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных. Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков инновационных проектов. При оценке риска инновационных проектов имеются в виду: 1) степень соответствия проекта рыночной и инновационной стратегиям предприятия; 2) уровень научно-исследовательских работ; 3) уровень производства; 4) инновационный маркетинг. Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать. В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решенияи др. Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать причины этого, в связи с чем необходима классификация факторов риска невостребованности продукции. Риск невостребованности продукции — это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.
Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию [4,9]. Факторы риска невостребованности продукции: 1) факторы производства; 2) среда возникновения; 3) центры ответственности; 4) центры затрат; 5) виновники возникновения; 6) производственные условия; 7) время возникновения; 8) время обнаружения; 9) виды продукции; 10) потребитель продукции; 11) каналы сбыта; 12) спрос на продукцию. Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами. Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся: 1) недостаточная квалификация персонала; 2) неправильная организация производственного процесса; 3) неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами; 4) неправильная организация сбыта готовой продукции; 5) нечеткое управление предприятием. Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов. Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности, являются: 1) инженерно-конструкторские; 2) платежеспособность потребителя; 3) транспортные; 4) организация работы и состояние финансовой системы; 5) повышение процентных ставок по вкладам; 6) социально-экономические; 7) демографические; 8) географические; 9) нормативно-правовые; 10) политические и др. Инженерно-конструкторские включают в себя уровень конструктивно-технологической проработки и соблюдения сроков сдачи технических условий на изделие. На каждом этапе существуют специфические причины возникновения риска, методы сбора информации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, пути преодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции. Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла продукции производится экономике-статистический анализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия. По времени обнаружения риска невостребованности продукции выделяют три периода: • предшествующий; • текущий; • последующий. Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в периоде, предшествующем производству, когда предприятие еще не понесло производственные затраты. Таким образом, экономический риск — это возможность (вероятность) потерь, возникающих при принятии и реализации экономических решений.
Экономические риски связаны прежде всего с финансированием и калькуляцией проекта. Они могут возникнуть по причине ошибочного планирования, калькуляции и оценок. Главным следствием таких рисков является изменение общепроектных затрат. Причины возникновения бывают разными, например внешние влияния (политические потрясения, местное законодательство и т.д., а также внутренние факторы; ошибки менеджмента). Дальнейшее разграничение рисков инновационных проектов осуществляется по следующим принципам [4,7]: 1) риск оригинальности обусловленный тем, что оригинальные технологии могут быть невостребованы производством и рынком; 2) риск технологической неадекватности (новая продукция становится инвестиционно-привлекательной, если может быть технологически применима в производстве); 3) риск финансовой неадекватности (несоответствие значения инновационного проекта и предоставляемых финансовых средств на его реализацию); 4) риск неуправляемости проектом (успешная реализация проекта предполагает сочетание оригинальности и проработанности проекта и сплоченности и профессионализма управленческой команды); 5) технические риски возможны в ходе изготовления и позже в ходе монтажа и коммерческой эксплуатации приобретенного оборудования. Вследствие их появления снижается качество работы оборудования и произведенной на нем продукции. Причиной возникновения технических рисков являются сложность оборудования, а также неопытность персонала в применении новых систем и технологий; 6) риски сроков возникают, если неправильно учтено время на выполнение определенных работ, а также на проведение различного рода вспомогательных мероприятий (сбор информации, составление документации, деловые поездки и т.д.); 7) социокультурные риски, связанные с социальными, политическими факторами, культурными нормами, ценностями и другими отношениями в обществе; 8) политические риски возникают в результате особенностей и различий в политических и экономических системах отдельных государств, например налоговое законодательство, экспортно-импортные ограничения, опасности военных действий и политических переворотов; 9) юридические риски включают в себя все возможные риски, возникающие вследствие законов, предписаний, контрактов и договоров. Риски окружающей среды проекта — основная причина возникновения прочих рисков, они оказывают непосредственное влияние на успех реализации проекта, поэтому и стоят во главе причинно-следственной схемы участников проекта. Внутренние риски, с одной стороны, возникают из рисков окружающей среды (внешних), а с другой — сами могут быть причиной возникновения проблем. Эти две группы относятся к первичным проектным рискам. Все другие риски — следствие первичных рисков (риски качества, мощностей, выполнения сроков, затрат и т.д.). Прогнозирование в инновационном менеджменте - это система научных представлений о направлениях развития в будущем инновационной идеи или отдельных ее элементов. Прогнозирование инноваций основывается на обработке имеющейся в настоящий момент информации об инновационном объекте и его развитии, а также внешних и внутренних условиях этого развития как в настоящий момент, так и в будущем. Прогнозирование необходимо потому, что проект развивается в условиях неопределенности, которые являются причиной, вызывающей отличия его реальных характеристик от ожидаемых. Одной из главных целей прогнозирования на всех стадиях развития инновационного проекта является предсказание источников и форм для финансирования работ по данному проекту. При прогнозировании развития стадии достартового финансирования и ее характеристик основное внимание уделяется выживанию проекта, т.е. успешному завершению стадии. Рассматривают также результаты работы по первому этапу, включая основные характеристики инновационного объекта, а также спрос на инновационный объект. Проводят исследование будущего развития рынка, наличия необходимых для создания инновационного объекта ресурсов и технологий, влияния на окружающую среду, определяют возможные методы предотвращения экологических загрязнений, связи с другими отраслями и возможность их реализации, наличие и стоимость финансовых и трудовых ресурсов. Прогнозирование развития стадии стартового финансирования связано с исследованием возможности изготовления инновационного продукта и результатов испытаний узлов и объекта в целом. Работы по прогнозированию стадии начального расширения связаны с возможностью создания и ввода в строй оборудования и с его успешной эксплуатацией. На этой стадии прогнозируются возможность проведения дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, постройки необходимых зданий и сооружений, приобретения оборудования, наличие рынков сбыта и объемы сбыта, наличие и возможность набора персонала нужной квалификации. Определяется будущая прибыль от продаж и ее соотношение с текущими инвестиционными расходами. Для стадии быстрого расширения проводятся те же работы по прогнозированию, что и для предыдущей стадии. Особенность состоит в том, что бизнес начинает приносить значительную прибыль. Прогноз для стадии ликвидности связан с возможностью выхода на фондовый рынок, т.е. с возможностью пройти операцию листинга. Для стадии зрелости прогнозирование посвящено в основном получению прибыли и определению срока выхода из бизнеса, т.е. срока существования продукта на рынке. Прогнозирование возможно только при наличии прошлой и современной информации об объекте. В частности анализ этой информации позволяет определить тенденции развития как объекта, так и его окружения. Следует иметь в виду, что невозможно точно указать будущее значение прогнозируемого показателя. Можно указать только интервал, в который попадет этот показатель с заданной вероятностью. При анализе неопределенности и рисков используются качественные и количественные методы [4,7]. Качественный подход позволяет выявить и идентифицировать возможные виды проектных рисков, описать причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска и предложить систему антирисковых мероприятий. В общем случае качественная оценка рисков инновационного проекта представляет собой описательный метод, по результатам которого аналитик приходит к количественному описанию рисков проекта. Проведение количественного анализа рисков инновационного проекта является продолжением качественного анализа. Количественный подход к анализу рисков связан с численным определением величин отдельных рисков и риска проекта в целом. К наиболее часто встречающимся методам прогнозирования относятся [4]: 1) метод экспертных оценок (метод «Дельфи»); 2) метод экспертных оценок «Форсайт»; 3) прогнозирование динамики показателей проекта; 4) корреляционно-регрессионный анализ; 5) метод Монте-Карло; 6) анализ точки безубыточности; 7) анализ чувствительности. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов [4,7,11]:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|