Контроль в управлении: подходы, этапы, типы.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Законы, закономерности и принципы менеджмента В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т. е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. Все закономерности управления можно разделить на две группы.К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй — закономерности менеджмента. Управление производством носит двойственный характер.С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. e. управление выступает как потребность П. Здесь отношения управления обусловлены совместным трудом. С другой — выражает ПО сторон в процессе создания стоимости. Стороны — это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения Сб. В соответствии с этим управление рассматривается в организационно-техническом и социально-экономическом аспектах. Объединение труда. всех работников на базе организованной системы машин и технических средств рассматривается через организационно-технический аспект. Его задача - соединить труд работников с предметами, и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в П. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект показывает, что собственник СрП осуществляет процесс П не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.
Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Закон специализации управления. Современное П основано на использовании новейших технологических процессов технических средств, высокой степени организации производства и труда информационных систем. Управление таким производством требует специализированных знаний и навыков в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях, в различных направлениях. Поскольку менеджмент включает в себя экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, то именно это многообразие требует высокого профессионализма в области каждого из них. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений. Закон интеграции управления. Интеграция, т. e. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого П и управления им. С одной стороны, это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями П и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные. Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального П. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. Эффективность управления, а следовательно достижение поставленной цели, зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных масштабах закон экономии времени может оказывать влияние на уровень экономического развития региона или страны в целом. Принципы менеджмента Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе, структурой организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения м/у уровнями управления, м/у организациями, государством, применяются те или иные методы управления. Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация, на долгосрочные цели развития участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу cmpукmуpнo-функцuoнальных принципов управления. Вторая группа принципов — принципы управления производством, третья принципы управления персоналом. Существует и др. классификация.
Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Путем применения этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования. Оптимальное сочетание централизации (децентрализации) в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с единоначалием каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы. Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений. В американском менеджменте применяются принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и принцип единства команды. Принцип единства команды требует от руководителя отдачи приказов и распоряжений только своим непосредственным подчиненным. Многие организация кладут в основу организационной системы принцип централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности. Эта форма присуща небольшим компаниям, специализирующимся на выпуске одного вида продукции с ориентацией на местный или отечественный рынок. Президент компании является здесь и ее управляющим. Он обычно имеет двух заместителей (вице-президентов), один из которых, ведает вопросами П и технологии, другой - сбытом продукции.
Более сложным является управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции. В ведении президента находятся только общие вопросы управления. Вице-президенты здесь управляют секторами с помощью управляющих. Еще больше усложняется управление централизованной фирмой, если она специализируется на нескольких видах продукции. Здесь вице-президентам придается уже несколько управляющих по видам деятельности. Централизованная организационная форма характеризуется: предпочтительностью функциональных служб перед службами подразделений; наличием множества функциональных служб; исследовательскими подразделениями в центральном аппарате центральным отделом сбыта. При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров. Менеджмент современных крупных фирм характеризуется сочетанием принципов централизации и децентрализации, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а на низовыми звеньями - оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию, отвечают за получение прибыли. Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демонополизации управления. Усложнение процесса труда изменяет подход к рабочему. Рабочий становится субъектом производственного процесса. Наличие у рабочего высокого уровня профессиональной квалификации, образования и общей культуры создает у него потребность участвовать в управлении производством. Выражение "промышленная демократия" характеризует совокупность факторов участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим. Это проявляется в широком участии работников в собственности, прибыли, принятии решений на всех уровнях управления.
Контроль в управлении: подходы, этапы, типы. Контроль можно определить как процесс отслеживания рабочей деятельности, направленный на то, чтобы гарантировать, что она ведется в запланированном порядке, и включающий также корректировку любых выявленных т.о. значительных отклонений. Функцию контроля должны выполнять все менеджеры без исключения, даже если их отдел или др. организационная единица работает, не отклоняясь от плана. Эффективная система контроля должна гарантировать, что деятельность ведется способом, обеспечивающим достижение намеченных организационных целей. Т.о., критерием эффективности любой системы контроля является то, насколько она способствует достижению организационных целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|