Пациентка Юнга с симптомами пробуждения кундалини
В приложении к шестнадцатому тому серии книг " Собрание сочинений по практике психотерапии" (1954-1966} Карл Юнг описывает историю болезни двадцатипятилетней женщины, у которой были физиологические нарушения и соответствующие сны, четко указывающие на деятельность Кундалини. Работая с ней, он пришел к выводу, что ее " невротические" симптомы не поддаются расшифровке. Юнг не обладал познаниями в области восточных религий и пребывал в такой растерянности, что часто подумывал о передаче этой женщины другому врачу. Когда психоанализ зашел в тупик, Юнгу приснился сон, в котором его пациентка сидела на самой верхушке башни какого-то замка, возвышавшегося на горе, залитая золотым светом вечернего солнца. Когда он рассказал женщине о своем сне, симптомы стали проявляться активнее, причем все началось с " неопределенного возбуждения в области промежности, после чего ей приснилось, что из ее гениталий вышел белый слон". [ 75 ] (Белый слон – это символ чакры муладхары, он олицетворяет носителя вселенной. ) Вскоре после этого у пациентки возникли симптомы изъязвления матки. Ее врач обнаружил на слизистой оболочке воспалительную припухлость размером с горошину, которая не поддавалась лечению и на протяжении нескольких месяцев просто перемещалась с места на место, а потом внезапно исчезла. Затем у женщины развилась повышенная болевая чувствительность мочевого пузыря, хотя местной инфекции найти не удалось. В ответ на требование Юнга выразить себя пациентка начала рисовать необычные цветы в символических узорах. Проблемы с мочевым пузырем прекратились, зато появились спазмы кишечника, производя урчание и хлюпанье, которые было слышно даже за стенами комнаты. Возникли расстройства деятельности ободочной, подвздошной кишки и гонкого кишечника, которые через несколько недель исчезли. Потом у пациентки возникло чувство, " что верхняя часть черепа размягчалась, открывался родничок, и спустившаяся откуда-то птица своим длинным и острым клювом через него проникала внутрь вплоть до диафрагмы". [ 76 ]
Хотя Юнг и чувствовал, что не понимает две трети ее снов и не может ей помочь, по мнению самой пациентки, работа продвигалась " замечательно... У меня все время возникают самые безумные симптомы, но что-то без конца происходит во мне". [ 77 ] После многих месяцев занятий психоанализом с указанной пациенткой в руки Юнга попала одна из первых изданных на английском языке книг по тантрической йоге, " Змеиная сила" Артура Авалона. Тогда он и увидел, что сны и ощущения пациентки совпадают с символами чакр. Он допустил, что это стало возможным благодаря влиянию, оказанному на ее психику пребыванием на Яве в раннем детстве. Это было редкое отклонение от его теории всеобщего символизма коллективного бессознательного. Юнг писал: Когда змея Кундалини достигла чакры манипуры, ее там встретила птица мысли, спустившаяся сверху, которая своим острым клювом пронзила родничок (чакру сахасрару) и достигла диафрагмы (анахаты). Поэтому и разразилась неистовая буря аффекта, потому что птица заронила в нее мысль, которую она не могла принять и не принимала. Она забросила лечение, и я видел ее лишь время от времени, но заметил, что она что-то скрывает. Через год пришло признание. Ей не давала покоя мысль, что она хочет ребенка. [ 78 ] После ощущения, возникшего в чакре макушки, пациенткой овладела мысль о ребенке, что ей казалось тяжелым падением. Но, разбираясь уже чуть-чуть тантрической философии, он помог пациентке устроить " обыкновенную человеческую жизнь для нее как жены и матери, и сделать это, не теряя соприкосновения с внутренними психическими образами, которые были вызваны к жизни". Юнг определил болезнь своей пациентки как " невроз, вызванный забытыми влияниями раннего детства, которые отторгали ее от ее европейского сознания" и лечение видел в помощи установления у нее " длительной увлеченности духовными интересами, заменившей смутные духовные фантазии, которая не мешает ее нормальной жизни с мужем, детьми и домашними обязанностями". Он считал это необычным случаем, но не исключением. Юнг назвал происшедшее " сагой о промахах, колебаниях и сомнениях", возникших по причине его невежества в области восточной психологии. Он добавляет: " Каждому психотерапевту должна быть присуща та осторожность, которая удерживает людей от высокомерного отношения к тайнам, которых они не понимают, и попирания их". И еще: " первичная причина невроза – нечто позитивное, что нужно сохранить для пациента". [ 79 ]
КОММЕНТАРИЙ К сожалению, Юнг не указал, были ли у его пациентки какие-либо необычные духовные, эмоциональные или энергетические проявления, которые можно было бы соотнести с пробуждением Кундалини. Однако этот случай наглядно демонстрирует, как обманчивы могут быть симптомы и как трудно их диагностировать, пользуясь традиционными медицинскими моделями или психоаналитическим подходом, а также показывает, как в психотерапию могут войти образы и состояния, связанные с Кундалини. Он определил состояние пациентки как невроз и применял лечение, направленное на содействие пациентке в поиске роли, требующейся ей в ее окружении, вместо обращения к духовной подоплеке ее стремления иметь ребенка. Возможно, ее сны и физические симптомы лишь случайно совпали с признаками пробуждения Кундалини и, возможно, являются сигналами определенного этапа развития сознания, связанного с проявлением женского/материнского аспекта психики и воплощающего в жизнь ее собственные созидательные силы. Юнг не уточняет природу " увлеченности духовными интересами", которая у нее появилась в результате проведенного психоанализа, и для того, чтобы точно определить, является ли описанный выше процесс пробуждением Кундалини, необходимо больше информации о ее дальнейшей психологической/духовной эволюции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|