Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 1 Глава




Глава 14. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА

Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество — это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.

В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.


Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.

Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социо­логия нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким' общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Подчеркнем: общество- не механический агрегат индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсе­гда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается. Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенно­го этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, со­временном обществе; во втором - об обществе аграрном, индуст­риальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой,


функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общест­ва. Первым из них является социальность (от латинск. socialis -совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специ­фическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в живот­ном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или мура­вейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная по­ложению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

Второй отличительный признак общества- способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).

Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сфе­рах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимо­действием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимо­действие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).

Третьим признаком общества является территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от


которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы -поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались, а известный специалист по этно-

,.генезу Л.Н.Гумилев подчеркивал значение природно-ландшаф-тного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типич-

I ных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных эт-

i

;носов. Четвертый отличительный признак общества составляет >его существование, функционирование и развитие в социальном \ пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить свое-j образие развития общества в античную эпоху, в средние века или в ■' эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно \ может быть в зависимости от изменения времени, называемого * эпохой. Иная эпоха- это иное общество. То же самое можно ска-' зать и относительно социального пространства: индийское или ки­тайское общество существенно отличается от английского или бе­лорусского.

Причем социальные пространство и время отнюдь не всегда ■ совпадают с физическими пространством и временем. Поясняя та-, кое различие, П. Сорокин говорил, что люди, находящиеся вблизи 1 друг друга в геометрическом (физическом) пространстве (напри- \ мер, король и его слуга), могут одновременно находиться очень ", далеко друг от друга в социальном отношении. А это означает, что они, во-первых, занимают различное социальное положение; во-вторых, отделены друг от друга социальной дистанцией. Опреде­лить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т.п.) - это значит определить его место в соци­альном пространстве. В отличие от физического пространства, из­меряемого тремя координатами (высота, длина и глубина) соци­альное пространство более многомерно. Если мы скажем, что Сер­гей - сын Ивана Петровича, то из такой констатации мы получим

6 3ак 2030 161


очень мало существенной информации. Но если мы добавим, чю Сергей не только сын Ивана Петровича, но еще и житель города Минска, еще и белорус по национальности, еще увлекается рок-музыкой, еще занимается политической деятельностью в какой-либо партии (БНФ, коммунистической или объединенной граж­данской), да еще ко всему тому является студентом Белорусского университета или Института современных знаний, т.е. добавим к его характеристике несколько социальных координат, то сумеем более точно определить его социальное положение, т.е. место в социальном пространстве.

Социальное время гоже существенно отличается от физиче­ского времени. Если в пределах макромира (а именно в этих пре­делах и существует общество, развиваются социальные процессы и явления) физическое время течет более или менее равномерно и измеряется часами, годами, столетиями, то социальное время не ограничивается такими измерениями, хотя они и очень важны для его характеристики. Общество в своем развитии проявляет отли­чительную особенность - ускорение социального развития с пере­ходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Рабовладельческое общество, например, развило все свои особенности гораздо быстрее, чем предшествовавший ему первобытнообщинный строй, а феодальное- в 3-4 раза быстрее, чем рабовладельческое. Чем ближе к современности, тем меньше в объеме спирали социального времени, и тем быстрее, динамичнее развивается общество.

Пятый признак общества- высокий уровень самоутвер­ждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, не­обходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уро­вень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегу­ляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказы­вается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, ока­зался бы явно недостаточным для общества современного.


Шестым существенным признаком общества является на­личие в нем специальных органов для осуществления его саморе­гуляции - социальных институтов. Социальный институт пред­ставляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осущест­вление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей со­вокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейшим из таких социальных институтов является государст­во - основная политическая организация, осуществляющая власт­ные функции, объединяющие и консолидирующие проживающие в данной стране группы людей в единое целое, и включающая оп­ределенный тип режима власти (республика, монархия), органы и структуру правления (президент, парламент, правительство). К числу социальных институтов относятся также семья, школа (вуз), учреждения культуры, науки, религиозные организации, суд, про­куратура, тюрьма, армия, полиция (милиция). Деятельность этих и других социальных институтов обеспечивает самовоспроизводст­во, саморегуляцию общественной жизни, устойчивость и стабиль­ность в развитии общества, его единство и целостность.

Седьмой отличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать от­дельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общ­ность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.

Восьмым отличительным признаком общества является на­личие в нем социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы индивидов и их групп, взаимодействий и социальных институтов. Оно обладает сложной структурой. В лю­бом обществе существуют не только огдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и


культуры, принадлежностью к гой или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Какую бы из структурных частей общества мы ни взяли, будь это семья, город, религия, культура или государство, все они, во-первых, существенно отличаются друг от друга своей сущностью, содержанием, формами, особенностями функциони­рования и т.п.; во-вторых, находятся друг с другом в многообраз­ных и сложных отношениях взаимодействия; в-третьих, испыты­вают те или иные изменения, т.е. развиваются.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложно­структурированной системы. Эта система в своей целостности, сущности и функциях не может быть сведена к сумме составляю­щих ее частей, ибо из их взаимодействия возникают новые, не присущие ни одной из таких частей, но реализуемые только на уровне общественной целостности отличительные признаки, свой­ства, отношения и функции. Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многоком­понентен, но самыми основными из них являются следующие че­тыре взаимосвязанных и непросто взаимодействующих друг с дру­гом подсистемы единой системы общества.

Первой такой подсистемой является исторически первичное системообразующее ядро общества - его социальная (в термино­логии Т. Парсонса - социетальная) подсистема, которая представ­ляет собой исторически изменяющуюся социальную, основанную на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форму жизне­деятельности людей, реализующуюся в функционировании и раз­витии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества. В состав этой интегратив-ной в своей сущности подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические ха­рактеристики — соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых, пожилых и молодых людей, динамика рождаемости и смертности,


продолжительность жизни, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности и группы, их со­циальные статусы и роли.

Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсисте­мой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное сис­темное образование, включающее в себя: производство, распреде­ление, перемегцепие, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей па рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные), экономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, посо­бие), финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, организации и учреждения. Согласно К. Марксу, экономическая структура общества, представляющая собой совокупность произ­водственных отношений, в которые люди вступают, осуществляя процесс производства необходимых им жизненных благ, составля­ет реальный базис общества, над которым воздвигается в качестве надстройки духовная жизнь с ее продуктами - наукой, искусством, правом, политикой и т.п.

Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она ох­ватывает собой всю совокупность социально-политических взаи­модействий между индивидами и группами, политическое уст­ройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной вла­сти, деятельность политических партий, общественных органи­заций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию вчасти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ifennocmeu, норм и правил, регулирующих политическое по­ведение индивидов и социальных групп.

Четвертый важный компонент системы общества состав­ляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры; средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непре­станно функционирующую целостную систему общества, (рис. 13).



 


2. Определенные социальные статусы (социальные положе­
ния), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой со­
вокупность социальных статусов.

3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обще­
стве в соответствии со свойственными им статусами. Один чело­
век способен выполнять несколько ролей одновременно: быть гу­
бернатором штата или области; членом республиканской, либе­
ральной или другой партии; мужем, отцом, любовником; любите­
лем пива или игроком в гольф, теннис или футбол; верующим
католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли вы­
ступают динамическим воплощением и характеристикой его соци­
ального статуса.

4. Сложная иерархическая система социальных статусов и
социальных ролей, которые в своей совокупности создают соци­
альную структуру
общества. В нее входят:

а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интел­
лигенты, предприниматели, студенты и т.п.;

б) отнонациональные общности — белорусы, русские, укра­
инцы, поляки и т.д.;

в) территориальные общности - население города, села, об­
ласти, республики;

i) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры, офицеры и т.п.;

е) объединения людей, различающиеся по отношению к ре­
лигии: верующие, неверующие, православные, католики, протес­
танты, кришнаиты, униаты и т.д.;

ж) культурные и субкультурные группы: поклонники клас­
сической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта,
рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, люберы и т.п.

5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности
к определенным профессиям, политическим партиям, религиоз­
ным установкам, видам культуры и т.п., - люди вступают в опре­
деленные социальные взаимодействия.

6. Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимо­
отношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему
целостности и устойчивости в развитии,- люди создают социаль­
ные организации и институты:
семью, поселение (город, дерев­
ню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и
т.д. Они составляют очень важный компонент общества, его само­
регуляции, самовоспроизводства, саморазвития.


Все эти перечисленные шесть компонентов не рядоположе-ны, не безразличны друг другу, а непрестанно взаимодействуют и функционируют в единой целостной системе социальных отноше­ний и процессов, составляющих общество. Такое взаимодействие схематично изображено на рис. 14.

Изображение на рис. 13 и 14 схемы взаимодействия струк­турных компонентов общества представляет собой плоскостной срез его структурной архитектоники, следовательно, сильно упро­щает реальную картину. Чтобы представить эту картину социаль­но-структурного строения общества более рельефно, следует в своем воображении окружность превратить в сферу, а квадраты и прямоугольники - в параллелепипеды, что придает многомерность изображаемой картине. А если мы затем полученную из рис. 13 сферу заполним взятыми из рис. 14 параллелепипедами со свойст­венными им содержательными наполнениями, то получится мно­гомерная и многокомпонентная теоретическая модель, все подсис­темы и структуры которой связаны множеством взаимопересекаю-щихся социальных связей и отношений в единую, целостную сис­тему.

Но эта система при всей своей устойчивости и целостности не остается раз и навсегда данной, а изменяется в процессе исто­рического развития. В ходе такого развития различаются разные этапы и типы общества. Поэтому в его исследовании важное зна­чение имеет типология обществ, т.е. отнесение их к определен­ным типам на основании существенных признаков и отличитель­ных особенностей. Обычно выделяют несколько типов общества.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходит из первенствующей роли способа про­изводства в определении общественно-экономической формации, обуславливающей тип общества. Согласно этой типологии челове­чество в своей истории последовательно пережило четыре форма­ции: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и ка­питалистическую. Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с началом созида­ния пятого типа общества— коммунистического, считает мар­ксизм, человечество вступает в свою подлинную историю, ибо в таком обществе высшей целью и вместе с тем высшей ценностью станет развитие и саморазвитие человека как личности.



 


Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной теоре­тической социологии сложилась иная типология обществ. Трудами О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов утверждалась идея о двух основных типах общества - традщион-иом (военном) и индустриальном (промышленном). Согласно этой типологии, традиционное общество отличается аграрным укладом экономической жизни, малоподвижными социальными структура­ми, основанными на традиции способом социально-политической и социокультурной регуляции, низкими темпами развития произ­водства. В отличие от него, промышленное общество представляет такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство — основа экономической жизни, где предпринима­тель одновременно и собственник и главный субъект управления производством, где производственная деятельность базируется не на традиции, а на достижениях науки, приводящей, благодаря сво­им техническим применениям, к машинному производству, фаб­ричной организации и дисциплине труда, рациональной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бже-зинского, О. Тоффлера и др. создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем истори­ческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграр-но-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный.

В обществе аграрио-ремесленного типа земля является ос­новой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных со­словий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделе­ния труда при его сильной специализации, массовым производст­вом товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого явля­ются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, вы­сокая степень мобильности населения и его урбанизации. Крите­рием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производст­во, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит кон-


вейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), кинотеатры, порноиндустрия и т.п.

На смену такому обществу приходит общество постиндуст­риального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и по­требности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводни­ки, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ори­ентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фаб­ричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследст­вие чего на смену пролетариату индустриального общества прихо­дит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно тру­диться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе науч­ное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, вы­соких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление но­вых властных возможностей.

Итак, мы рассмотрели признаки, особенности, структуру и типы обществ, которые, как мы отметили, подвержены изменени­ям и развитию. Возникает резонный вопрос: а существуют ли в развитии общества определенные тенденции, закономерности или все здесь происходит беспорядочно, случайно, хаотично? В ответ на этот вопрос большинство социологов утверждают, что в обще­ственном развитии существуют определенные тенденции и зако­номерности.

Во-первых, мы уже знаем из предыдущего изложения, что в истории человечества прослеживается определенная тенденция. Суть ее состоит в том, что на каждую последующую стадию раз-


вития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, пре­жде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созида­тельные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество. Известный американский социолог и футуролог О. Тоффлер считает, что аг-рарно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая на смену ей постиндустриальная цивилизация реализует свое содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий.

Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общест­ва существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит более крат­кий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием.

История также свидетельствует, что различные страны и на­роды развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем разви­тии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. Например, в условиях становления индустриальной цивилизации сначала вы­рвалась вперед Англия, затем - Германия, а еще несколько позд­нее — Соединенные Штаты Америки. Причем в этот процесс уско­рения исторического развития различные подсистемы и структуры общества вступают не одновременно. Например, Россия середи­ны - второй половины XIX в. не была передовой страной мира ни в экономическом, ни в политическом отношении, но она творе­ниями выдающихся писателей, композиторов, художников создала непревзойденные шедевры культуры и в духовном развитии чело­вечества заняла высшие ступени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...