Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы менеджмента (научная, админ, чел. отношений и поведен., кол-венных методов)




Цели, задачи, принципы современного менеджмента.

К задачам менеджмента относят:

1. Организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей

2. Обеспечения стабильного положения предприятия на рынке

3. Стимулирование работы персонала

4. Постоянный поиск и освоение новых рынков

5. Разработка стратегии развития предприятия

6. Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

7. Повышение квалификации кадров

8. Создание атмосферы творческой активности

Профессиональные требования к менеджеру.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

1. Знания в области теории и умение в сфере практики управления

2. Способность к коммуникации и умение работать с людьми

3. Компетентность в области специализации предприятия

Личные качества менеджера:

v Физические: активность, энергичность, здоровье, сила.

v Личностные: приспособленность, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху.

v Интеллектуальные: интуиция, ум.

v Способности: контактность, легкость в общении, дипломатичность

Уровни управления. Пирамида Парсонса

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация. Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении следующих категорий руководителей (управляющих):

· руководители низового звена (down management), или операционные управляющие

· руководители среднего звена (middle management)

· руководители высшего звена (top management).

 

Субъект и объект менеджмента.

Объектом изучения менеджмента является процесс управления на предприятии. Субъектом изучения менеджмента являются работники предприятия, которые занимаются управлением. Функциональные области деятельности объекта: маркетинг; производство; финансы; кадры; НИОКР.

Основные подходы к менеджменту с позиций науки.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает: планирование, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Школы менеджмента (научная, админ, чел. отношений и поведен., кол-венных методов)

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Он разработал систему дифференциальной оп­латы, согласно которой рабочие получали заработ­ную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна сти­мулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка зара­ботной платы.

Основная идея Тейлора состояла в том, что управ­ление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осущест­вляться специально разработанными методами и ме­роприятиями. Минус – человек средство, винтик.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826-1926).

Представители административной школы рассмот­рели управление как универсальный процесс, состо­ящий из таких функций управления, как планирова­ние, организация, мотивация, контроль и координа­ция, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие ос­новные функции — финансы, производство, марке­тинг). Основная задача административной школы — создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функ­ционировать.

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единс­тво точки зрения, единство действия и единство рас­порядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятель­ности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться об­щим планом), справедливость, власть и ответствен­ность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпо­ративный дух и т.п. Минус - невнимание к челу.

Чел. Отношения - Предпосылки возникновения: упрощение пред­ставлений о мотивах человеческого поведения, недо­оценка человеческого фактора, свойственные «клас­сической» школе, явились предпосылкой возникнове­ния на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях пси­хологии и социологии.

Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления рабо­той на управление людьми, персоналом.

Элтон Мэйо (1880-1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации произ­водства и высокая заработная плата не дают желаемо­го результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.

В целом, представители школы человеческих отно­шений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации уп­равления. Они подвергали критике тейлоризм, огра­ничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих. Минус – нет самоуправления, самоорганизации.

Сущность поведенческого подхода состоит в вы­явление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.

Определяющие факторы повышения эффектив­ности деятельности организации, в которой управ­ление базируется на поведенческом подходе: 1) осо­знание работником своих возможностей; 2) удов­летворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих це­лей и интересов трудового коллектива.

Управление, ориентированное на поведенческий подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуни­кации с другими работниками; 3) авторитет руководи­теля; 4) лидерство в коллективе.

Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эф­фективности использования человеческих ресурсов.

Развитие количественной школы связывают с раз­витием статистики и математики. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир. Школа использовала точные науки (экономико-мате­матические методы (ЭММ), статистику, кибернетику, теорию исследования операций) для решения управ­ленческих задач. Представители этой школы способс­твовали более глубокому пониманию сложных управ­ленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении пос­лужило внедрение и развитие компьютерной техники. Минус – не учитывают чел. Фактор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...