Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительные органы акционерного общества

 

Несмотря на всю значимость совета директоров, руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляют его исполнительные органы.

Современное акционерное законодательство России предусматривает два варианта их построения:

1) единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор);

2) единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) одновременно (п. 1 ст. 69 ФЗ).

Отсутствие только коллегиального исполнительного органа объясняется совпадением в одном лице его председателя и единоличного исполнительного органа (ч. 2 п. 1 ст. 69 ФЗ), т.е. фактически все равно будет два исполнительных органа. В то же время председатель правления в отличие от генерального директора входит в состав коллегиального органа и может действовать только на основании решений последнего, единоличный же исполнительный орган по вопросам, отнесенным законом и уставом акционерного общества к его компетенции, действует самостоятельно[71]. В законах об иных корпорациях также не допускается существование только коллегиального исполнительного органа (п. 4 ст. 32, ст. 40, 41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 17 Федерального закона «О производственных кооперативах»).

В отличие от ФЗ п. 3 ст. 103 ГК предусматривает, что исполнительный орган может иметь двух- или однозвенную структуру, причем в последнем случае может быть как единоличным, так и коллегиальным. Налицо коллизия общих и специальных норм.

Исполнительный орган акционерного общества является временным, с ограниченным сроком деятельности; имеет двойную подчиненность – подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Председатель совета директоров или ревизионной комиссии не может быть одновременно единоличным исполнительным органом (п. 2 ст. 66 ФЗ), члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут входить в исполнительные органы (п. 6 ст. 85 ФЗ). Члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 состава совета директоров общества (п. 2 ст. 66 ФЗ). Совмещение должностей в исполнительных органах акционерного общества и в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров общества (п. 3 ст. 69 ФЗ). Это шаг вперед по пути борьбы с личной унией, перекрестным управлением акционерными обществами. Однако объективность совета директоров по данному вопросу не может быть вне подозрений, и было бы лучше однозначно решить его на легальном уровне.

ГК включил в компетенцию общего собрания акционеров право передачи на договорной основе полномочий исполнительного органа профессиональным предпринимателям – коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (ст. 103). Специальное законодательство ограничивает это право применением только в отношении единоличного исполнительного органа (ст. 69 ФЗ).

Возможна передача таких полномочий как в полном объеме, так и частично. В последнем случае будут функционировать исполнительный орган как внутреннее структурное подразделение акционерного общества и управляющая организация (управляющий), преследующие единые цели, но с распределением полномочий.

На наш взгляд, присутствуют и другие значимые различия. Исполнительный орган не является субъектом гражданско-правовых отношений, представляя юридическое лицо, но не представительствуя от его имени в смысле ст. 182 ГК. Управляющая организация (управляющий) – самостоятельный субъект права со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, государственная регистрация, принятие на себя последствий сделок, совершенных с превышением полномочий, возможность банкротства и т.д.). В отношении управляющей организации (управляющего) не решен однозначно вопрос о двойном подчинении. Шире круг оснований прекращения полномочий управляющей организации (управляющего) и их ответственности, так как отношения между ними и обществом строятся исключительно на договорной основе и являются предпринимательскими. Договор имеет однозначно гражданско-правовую природу и, на наш взгляд, относится к договорным обязательствам по оказанию услуг.

Компетенция исполнительных органов носит явно остаточный характер (п. 2 ст. 69 ФЗ). Кроме того, в ФЗ лишь указывается на необходимость разграничения их компетенции в уставе (ч. 2 п. 1 ст. 69 ФЗ), но на легальном уровне ничего для этого не сделано.

И.Т. Тарасов считал, что высшим органом является коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный исполнительный орган имеет значение подчиненного правлению органа[72]. В ФЗ закреплены некоторые фрагменты иерархии исполнительных органов: действия единоличного исполнительного органа должны соответствовать решениям коллегиального органа. В то же время именно единоличный орган действует без доверенности, его формирование всегда обязательно.

Конституционный Суд РФ специально отметил, что от качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации (ч. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. №3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан»).

В силу значимости функции единоличного исполнительного органа ему уделено больше внимания в различных правовых актов, в связи с чем встает вопрос о природе правового статуса руководителя.

Полномочия исполнительных органов, как уже отмечалось, определены менее детализировано, чем других органов, стоящих на иерархической лестнице выше. Директор (генеральный директор) акционерного общества осуществляет текущее руководство деятельностью общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества и решает все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 69 ФЗ).

Руководитель является лицом, которое в силу замещения данной должности без доверенности действует от имени организации и реализует правосубъектность этой организации. Поэтому при исполнении своих обязанностей директор (президент и т.п.) руководствуется не только трудовым, но и другими отраслями законодательства, в первую очередь гражданским законодательством, а среди его прав и обязанностей бесспорно превалируют гражданские (хозяйственные).

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК). В регулировании прав первого руководителя при совершении гражданско-правовых (хозяйственных) сделок прослеживается ряд проблем.

Первая проблема состоит в определении объема полномочий единоличного исполнительного органа: первый руководитель совершает от имени акционерного общества (юридического лица) любые юридически значимые действия или только какие-то из них? В пользу второй позиции говорит ст. 174 ГК, регулирующая последствия сделки юридического лица с выходом его органа за пределы своих полномочий[73]. По смыслу этой нормы приоритет имеет определение полномочий в учредительных документах, а на втором месте стоит объем, вытекающий из внешне обнаруживаемого полномочия, адресованного третьим лицам.

Пункт 1 ст. 71 ФЗ налагает на руководителя и ряд других лиц обязанность действовать в интересах общества.

По основаниям ст. 174 ГК сделки юридического лица с выходом органа юридического лица за пределы своих полномочий могут быть оспорены лицами, в чьих интересах ограничены полномочия органа. Следовательно, этот иск могут предъявить собственник, учредители, участники юридического лица, так как речь идет об учредительных документах.

Помимо этих общих положений законодательство содержит следующие ограничения полномочий руководителя по совершению сделок:

1) количественные ограничения, например, гл. X ФЗ – совершаются с одобрения совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров (можно также провести разграничение сделок по органу, чье решение требуется: п. 1 ст. 72, ст. 74 ФЗ – по решению общего собрания акционеров; п. 2 ст. 72 ФЗ – по решению общего собрания акционеров или совета директоров);

2) ограничения, связанные с субъектным составом, где стороной выступает руководитель или его ближайшие родственники (сделки, в которых присутствует конфликт интересов, сделки, в совершении которых организацией имеется заинтересованность);

– с соблюдением процедур, задействующих другие органы;

– с соблюдением процедур, задействующих другие органы и с возложением на руководителя дополнительных обязанностей (гл. XI ФЗ – совершаются с одобрения совета директоров или общего собрания акционеров и с предоставлением заинтересованным руководителем дополнительной информации);

3) целевые ограничения, например ст. 74 ФЗ – консолидация и дробление акций совершаются только по решению высшего органа юридического лица;

– п. 3 ст. 75, ст. 77 ФЗ – выкуп акций акционерным обществом у акционеров совершается по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества.

В локальных правовых актах юридических лиц могут быть установлены другие ограничения полномочий руководителя на совершение сделок от имени юридического лица (см., например, ч. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Очень схематично и декларативно прописаны обязанности исполнительного органа. Директор (генеральный директор) должен действовать в интересах организации, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении организации добросовестно и разумно (см., например, п. 1 ст. 71 ФЗ).

Несмотря на непреходящую значимость нравственных начал в праве и независимо от оценки включения в современное гражданское законодательство терминов «справедливость», «добросовестность», «разумность», легальное раскрытие этих терминов отсутствует.

М.И. Брагинский считает, что они чаще используются в негативном смысле. «Имеется в виду, что найденное, исходя из начал и смысла гражданского законодательства, решение не должно по своему характеру противоречить принципам «добросовестности, разумности и справедливости»[74]. Рассуждения Е.В. Богданова по этому вопросу сводятся к необходимости раскрытия этих категорий через объективную сторону поведения лиц и их субъективное к нему отношение[75].

Рассматриваемые формулировки стоит сопоставить с общими нормами ст. 9 ГК, с одной стороны («Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права»), и, с другой стороны, специальными, распространяющимися в основном на предпринимателей нормами таких статей ГК, как, например, ст. 992 («принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях…»), ст. 1012 (»… другая сторона обязуется осуществлять управление… имуществом в интересах учредителя управления или… выгодоприобретателя»), ст. 1022 («Доверительный управляющий, не проявивший… должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления…»).

За всеми юридическими лицами законодатель закрепляет право в любое время освободить руководителя от занимаемой должности (например, п. 4 ст. 69 ФЗ). Основаниями освобождения руководителя организации от должности могут являться факты и составы различной отраслевой природы (например, предусмотренные акционерным, банковским, гражданским, трудовым законодательством). Выделим наиболее часто используемые: 1) физическая невозможность исполнения обязанностей (смерть и приравненные к ней обстоятельства, болезнь); 2) добровольная отставка; 3) инициатива совета директоров (иного аналогичного органа) или общего собрания (иного высшего органа управления), усмотревших вину генерального директора в причинении ущерба организации; 4) грубое нарушение генеральным директором условий трудового договора и другие (например, истечение срока действия трудового договора).

Итак, единоличный исполнительный орган (руководитель) – это физическое лицо (п. 2 ст. 66 ФЗ). Следовательно, оно должно быть соответствующим образом индивидуализировано в договоре.

С учетом изложенных выше вариантов образования исполнительных органов, в договоре должно быть отражено, кто конкретно избрал (назначил) данное лицо.

Права и обязанности руководителя определяются законом, иными правовыми актами, договором. Практика подтверждает целесообразность утверждения внутренних документов о каждом органе юридического лица. В интересах организации, ее участников, членов трудового коллектива и третьих лиц должны быть урегулированы права, обязанности и ответственность руководителя.

Из характера деятельности исполнительных органов следует, что к ней могут применяться отдельные элементы таких договорных обязательств по оказанию услуг, как договор поручения (юридические действия от чужого имени и за чужой счет, личное исполнение), агентский договор по типу договора поручения (возмездное неоднократное совершение юридических и иных действий, отчетность, ограничение на совмещение деятельности), договор доверительного управления имуществом (преимущественно личное совершение любых юридических и фактических действий, отчетность, презумпция ответственности предпринимателя – за непроявление должной заботливости, с возмещением убытков и упущенной выгоды). Во всех этих конструкциях привлекают срочный характер, запрет выступать выгодоприобретателем по сделкам со «своей» организацией, интересы которой управляющий представляет.

Однако при всей гибкости и эффективности локальных правовых актов юридических лиц и договоров в целях сокращения конфликтов следует единообразно решить все вопросы правового статуса руководителя, правового регулирования отношений с руководителем организации на уровне закона.

В ФЗ предусмотрены две системы (модели) исполнительных органов и право выбора из них по усмотрению акционерного общества.

Правовой статус руководителя организации является комплексным и отношения, в которые он вступает с организацией и третьими лицами, регулируются, в первую очередь, трудовым и гражданским правом, а также административным, уголовным и др. При этом выявлены противоречия между общегражданским, акционерным и трудовым законодательством.


Заключение

 

Таким образом, акционерное общество является разновидностью хозяйственного общества, в основе которого – объединение капиталов различных лиц в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Акционерное общество – это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями. Уставной капитал акционерного общества равен стоимости приобретенных акционерами акций – обыкновенных и привилегированных. Внесение вклада в уставной капитал общества в то же время совершение договора купли – продажи акций.

1. В целях выработки единообразного понятийного аппарата акционерного права предлагается определение: «Уставный капитал акционерного общества – денежное (стоимостное) выражение суммы вкладов акционеров, состоящее из номинальной стоимости акций, составляющее материальную базу деятельности акционерного общества и минимальный размер гарантированного удовлетворения требований кредиторов, подчиняющееся формализованному порядку образования и изменения». Его целесообразно сделать легальным. Соответствующие изменения следует внести и в другие законы, например ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

2. Установленная в ФЗ обязанность привлечения профессионального оценщика для определения рыночной стоимости имущества должна исключать необходимость определения такой стоимости другими лицами. В связи с чем предлагается внести изменения в ФЗ:

1) п. 3 ст. 35 ФЗ изложить в следующей редакции: «Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества и дополнительных акций, производится независимым оценщиком»;

2) п. 1 ст. 77 ФЗ исключить;

часть 1 п. 2 ст. 77 ФЗ изложить в следующей редакции: «Для определения рыночной стоимости имущества должен быть привлечен независимый оценщик»;

часть 2 п. 2 ст. 77 ФЗ исключить;

3) дополнить ФЗ нормой, аналогичной ч. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», возложив на независимого оценщика в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Внесение подобных изменений в акционерное законодательство должно быть связано с изменением и общегражданского законодательства. Часть 2 п. 6 ст. 66 ГК можно изложить в следующей редакции: «Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества, вносимого в неденежной форме, производится независимым оценщиком».

3. Меры охраны законных интересов акционеров, вносящих вклады в денежной форме, и кредиторов акционерного общества, если они связаны с ограничениями субъективных прав и свобод других акционеров, могут быть закреплены только в федеральном законе.

В целях обеспечения интересов акционеров и кредиторов акционерного общества представляется необходимым включение в действующее законодательство нормы, предусматривающей минимальный процент денежных средств в уставном капитале, внесение которого обязательно для регистрации акционерного общества.

Выявлено, что внесение имущества в уставный капитал оформляется договорами купли-продажи или мены в зависимости от характера этого имущества.

В целях обеспечения интересов акционерного общества, акционеров и кредиторов акционерного общества предлагается внести изменения и дополнения в ФЗ, изложив ч. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 34 ФЗ следующим образом:

«Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть оплачены на момент государственной регистрации в размере не менее 50 процентов».

«Оставшаяся часть должна быть полностью оплачена в течение шести месяцев с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества».

«В случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, не полностью оплаченные акции вне зависимости от размера задолженности переходят к обществу. Внесенная учредителем за акции часть суммы остается у акционерного общества. Договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций».

4. Представляется необходимым привести ФЗ в соответствие с п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 ГК и закрепить в специальном законе право акционерного общества изменять уставный капитал только по решению общего собрания акционеров.

В целях устранения противоречий в законодательстве по вопросам источников изменения уставного капитала предлагается:

– дополнить п. 2 ст. 99 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом об акционерных обществах случаев увеличения уставного капитала общества за счет его имущества»;

– дополнить п. 2 ст. 100 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом о несостоятельности случаев».

Представляется необходимым привести ФЗ в соответствие с п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 ГК и закрепить в специальном законе право акционерного общества изменять уставный капитал только по решению общего собрания акционеров.

5. В целях повышения четкости в легальных формулировках, а также системности и единообразия в правовом регулировании необходимо легальное установление кворума для правомочности заседания всех видов общих собраний акционеров. Предлагается:

– закрепить в ФЗ норму, в соответствии с которой учредительное собрание является правомочным только при участии всех учредителей;

– изменить ч. 2 п. 3 ст. 58 ФЗ и изложить ее в следующей редакции: «Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 25% голосов размещенных голосующих акций общества».

Необходимо объединение перечня основных вопросов компетенции и установленного кворума в ст. 48, 49 ФЗ вне зависимости от вида общего собрания акционеров без разброса по другим нормам.

Изменение кворума должно допускаться Законом в исключительных случаях и при соблюдении условия об усилении защиты мелких акционеров, а именно: а) только в сторону ужесточения в уставе по сравнению с законодательством; б) по вопросам, имеющим существенное значение для прав акционеров.

6. Предлагается отказаться от корпоративного принципа и изложить п. 4 ст. 9 ФЗ в следующей редакции (с учетом высказанного ранее предложения по п. 2 ст. 9 ФЗ): «Избрание органов общества осуществляется учредителями большинством в 3/4 голосов, рассчитываемых по принципу «Один учредитель – один голос».

7.В целях разграничения компетенции органов управления акционерного общества предлагается:

– изложить пп. 19 п. 1 ст. 48 ФЗ в следующей редакции: «утверждение внутренних документов, регулирующих образование и деятельность органов общества»;

– исключить пп. 13 ч. 2 п. 1 ст. 65 ФЗ с соответствующим изменением нумерации остальных подпунктов;

– в статью, посвященную компетенции исполнительных органов общества, внести указание на утверждение внутренних документов, регулирующих вопросы трудовых отношений с работниками, за исключением отношений с членами исполнительных органов, их дисциплинарной и материальной ответственности.

8. Предлагается изменить характер нормы п. 1 ст. 68 ФЗ с диспозитивного на императивный и без отсылки к уставу или внутренним документам общества предусмотреть в тексте ФЗ три формы проведения заседания совета директоров: 1) совместного присутствия членов совета директоров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (очную); 2) направления заполненных бюллетеней для голосования (заочного голосования); 3) очно-заочную.

Во внутренних документах общества необходимо предусмотреть порядок и сроки направления бюллетеней членам совета директоров при заочной и смешанной формах заседаний, принимая во внимание промежуток времени, необходимый для получения указанной информации и принятия решения. Представляется, что наиболее важные вопросы должны решаться очно.


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: офиц. текст: Принят 30 ноября 1994 г., по состоянию на 06.12.2007 // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: офиц. текст: Принят 26 октября 1996 г., по состоянию на 06.12.2007 // СЗ РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [офиц. текст: Принят 26 ноября 2001 г., по состоянию на 29.11.2007 // СЗ РФ. –2001. – №49. – Ст. 4552.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 14 ноября 2002 г., по состоянию на 04.12.2007 // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст. 4532.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 24 июля 2002 г., по состоянию на 02.10.2007 // СЗ РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3012.

7. Лесной кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 4 декабря 2006 г. // СЗ РФ. – 2006. – №50. – Ст. 5278.

8. Водный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 3 июня 2006 г., по состоянию на 19.06.2007 // СЗ РФ. – 2006. – №23. – Ст. 2381.

9. Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон №208-ФЗ, принят 26 декабря 1995 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. – 1996. – №1. – Ст. 1.

10. О банках и банковской деятельности [Текст]: [Федеральный закон №395–1, принят от 2 декабря 1990 г., по состоянию на 02.11.2007] // СЗ РФ. – 1996. – №6. – Ст. 492.

11. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) [Текст]: [Федеральный закон №115-ФЗ, принят 19 июля 1998 г., по состоянию на 21.03.2002] // СЗ РФ. – 1998. – №30. – Ст. 3611.

12. Об оружии [Текст]: [Федеральный закон №150-ФЗ, принят 13 декабря 1996 г., по состоянию на 24.07.2007] // СЗ РФ. – 1996. – №51. – Ст. 5681.

13. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №137-ФЗ, принят 25 октября 2001 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. – 2001. – №44. – Ст. 4148.

14. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №79-ФЗ, принят 27 июля 2004 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. – 2004. – №31. – Ст. 3215.

15. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [Федеральный закон №161-ФЗ, принят 14 ноября 2002 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. – 2002. – №48. – Ст. 4746.

16. Об инвестиционных фондах [Текст]: [Федеральный закон №156-ФЗ, принят 29 ноября 2001 г., по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4562.

17. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №54-ФЗ, принят 26 мая 1996 г., по состоянию на 26.06.2007] // СЗ РФ. – 1996. – №22. – Ст. 2591.

18. О рынке ценных бумаг [Текст]: [Федеральный закон №39-ФЗ, принят 22 апреля 1996 г., по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. – 1996. – №17. – Ст. 1918.

19. О сельскохозяйственной кооперации [Текст]: [Федеральный закон №193-ФЗ, принят 8 декабря 1995 г., по состоянию на 26.06.2007] // СЗ РФ. – 1995. – №50. – Ст. 4870.

20. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Текст]: [Закон РСФСР №948–1, принят 22 марта 1991 г., по состоянию на 26.07.2006] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – №16. – Ст. 499.

21. Об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах [Текст]: [Постановление Совмина СССР №590, от 19 июня 1990 г.] // СП СССР. – 1990. – №15. – Ст. 82.

22. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров [Текст] [Постановление ФКЦБ РФ №17/пс, от 31 мая 2002 г., по состоянию на 07.02.2003] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. – №31. – С. 18.

23. Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ [Текст]: [Приказ Минфина РФ №10н, ФКЦБ РФ №03–6/пз, от 29 января 2003 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – №18. – С. 21.

24. Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов [Текст]: [Приказ ФСФР РФ №07–13/пз-н, от 8 февраля 2007 г., по состоянию на 24.07.2007] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – №17. – С. 12.

25. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций [Текст]: [Инструкция ЦБ РФ №109-И, от 14 января 2004 г., по состоянию на 27.11.2007] // Вестник Банка России. – 2004. – №15. – С. 16.

26. Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг [Текст]: [Приказ ФСФР РФ №05–4/пз-н, от 16 марта 2005 г., по состоянию на 25.01.2007] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – №18. – С. 23.

27. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций [Текст]: [Положение ЦБ РФ №215-П, от 10 февраля 2003 г., по состоянию на 28.11.2007] // Вестник Банка России. – 2003. – №15. – С. 11.

28. Об отдельных вопросах применения законодательства об уведомлении Банка России об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций [Текст]: [Письмо ЦБ РФ №180-Т, от 27 декабря 2002 г.] // Вестник Банка России. – 2003. – №1. – С. 18.

29. О показателе стоимости чистых активов [Текст]: [Письмо ЦБ РФ №350, от 28 октября 1996 г.] // Вестник Банка России. – 1996. – №60. – С. 12.

 

Специальная и учебная литература

30. Абакшин А.Н. О регистрации акционерного общества [Текст] // Юрист. – 2005. – №5. – С. 16.

31. Артеменков С.В., Долинская В.В., Козлова Е.Н. Юридические лица. [Текст] – М., Юрайт. 2000. – 362 с.

32. Белоусова М.В. Акционерное общество: правовые основы [Текст] // Налоги (газета). – 2007. – №40. – С. 9.

33. Беляев Д.А. Правовые основы взаимодействия акционера и его представителей в совете директоров акционерного общества [Текст] // Право и экономика. – 2006. – №8. – С. 19.

34. Богданов Е.В. Категория «добросовестности» в гражданском праве [Текст] // Российская юстиция. – 2007. – №9. – С. 12–13.

35. Брагинский М.И. Общие положения нового Гражданского кодекса [Текст] // Хозяйство и право. – 1995. – №1. – С. 18–19.

36. Викторова Ю.Л. Годовое общее собрание акционеров: особенности подготовки и проведения [Текст] // Современное право. – 2008. – №1. – С. 19.

37. Гальперин М. Вклад в имущество акционерного общества [Текст] // Корпоративный юрист. – 2006. – №12. – С. 17.

38. Герасимов А.В. Особенности организационно правового регулирования образования и деятельности акционерных обществ в ФРГ. [Текст] – М., Юрайт. 2000. – 218 с.

39. Гражданское право: Учебник [Текст] / Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И. – М., Юристъ. 2004. – 602 с.

40. Гражданское право: Учебник [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. – М., Волтерс Клувер. 2006. – 724 с.

41. Гречишкин А.И. Особенности формирования российской модели корпоративного контроля [Текст] // Материалы XXIII научной сессии аспирантов экономического факультета. [Текст] – Ростов н/Д., Феникс. 2003. – 324 с.

42. Глушецкий А.А. Курс лекций. Корпоративное право и управление в схемах. [Текст] – М., ЦДИ «Экономика и жизнь». 2002. – 356 с.

43. Глушецкий А.А. Общее собрание акционеров: созыв и проведение. [Текст] – М., ЦДИ «Экономика и жизнь», 1997. – 218 с.

44. Гутников О.В. Состояние и перспективы развития корпоративного законодательства в Российской Федерации [Текст] // Журнал российского права. – 2007. – №2. – С. 14.

45. Долинская В.В. Актуальное исследование правового обеспечения рыночной экономики [Текст] // Вестник СГАП. Саратов. – 2001. – №6 (29). – С. 73–75.

46. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. [Текст] – М., Волтерс Клувер. 2006. – 736 с.

47. Долинская В.В. Защита гражданских прав: состояние, тенденции и проблемы правового регулирования [Текст] // Актуальные проблемы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса: Сб. научных статей по Материалам межвузовской научной конференции (Воронеж, 15 – 16 марта 2002 г.) Ч. 1 / Под ред. Носыревой Е.И., Сафроновой Т.Н. – Воронеж., 2002. – 468 с.

48. Долинская В.В. Кредитные организации на рынке ценных бумаг [Текст] // Рынок ценных бумаг. – 2008. – №1. – С. 11.

49. Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) [Текст] // Закон. – 2003. – №8. – С. 12.

50. Долинская В.В. Ограничения права собственности: понятие и виды [Текст] // Закон. – 2003. – №11. – С. 21.

51. Долинская В.В. О принудительном прекращении деятельности акционерных обществ // Вестник Международного университета. Серия «Право». – 2001. – Вып. 5. – С. 62–73.

52. Долинская В.В. Права акционеров [Текст] // Закон. – 2007. – №8. – С. 16.

53. Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ. Автореф. дисс. к.ю.н. [Текст] – М., 1993. – 42 с.

54. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник 2-е изд., изм. и доп. [Текст] – М., Академия-Мастерство. 2004. – 568 с.

55. Долинская В.В. Управление государственными пакетами акций [Текст] // Закон. – 2004. – №3. – С. 21.

56. Долинская В.В. Уставный капитал акционерного общества [Текст] // Закон. – 1997. – №5. – С. 35–38.

57. Ерицян А.В. Чистые активы акционерных инвестиционных фондов [Текст] // Законодательство и экономика. – 2008. – №2. – С. 16.

58. Жеругов О.Р. Понятие и сущность правоотношений, возникающих в акционерном обществе: отдельные правовые аспекты [Текст] // Законодательство и экономика. – 2006. – №12. – С. 22.

59. Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения ФЗ «Об акционерных обществах» [Текст] // Хозяйство и право. – 2008. – №1. – С. 18.

60. Коряковцев В.Г. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» [Текст] – М., ГроссМедиа. 2007. –314 с.

61. Лаптев В.В. Акционерное право. [Текст] – М., Юрист. 1999. – 564 с.

62. Ломакин Д.В. Изменения в акционерном законе и вопросы охраны прав акционеров [Текст] // Законодательство. – 2002. – №11. – С. 43.

63. Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учебно-практическое пособие. [Текст] – М., Дело. 2004. – 672 с.

64. Молотников А.Е. Общее собрание акционеров: новые требования [Текст] // Современное право. – 2008. – №3. – С. 17.

65. Никологорская Е.И. Урегулирование корпоративных конфликтов в акционерных правоотношениях [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – №7. – С. 19.

66. Павлова И.Ю. Система преимущественных прав в современном гражданском праве [Текст] // Право и политика. – 2007. – №9. – С. 18.

67. Павлодский Е.А., Масевич М.Г. Компетенция совета директоров акционерного общества [Текст] // Право и экономика. – 2008. – №2. – С. 23.

68. Пахомова Н.Н. Положение единоличного исполнительного органа в системе органов юридического лица [Текст] // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – №3. – С. 16.

69. Пепеляева Л.В. Изменения корпоративного законодательства [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2007. – №5. – С. 16.

70. Перевалов Ю.В., Басаргин В.Ф. Акционерная собственность и корпоративный контроль на приватизированных предприятиях в переходной экономике: теория и методология анализа. [Текст] – Екатеринбург., 1999. – 456 с.

71. Поваров Ю.С. Правомочность общего собрания акционеров и заседаний иных коллегиальных органов управления акционерного общества [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – №7. – С. 16.

72. Совет директоров в системе корпоративного управления компании [Текст] / Под ред. Костикова И.В. – М., Флинта. 2002. – 538 с.

73. Сумской Д.А. О так называемом временном исполнительном органе юридического лица [Текст] // Вестник Арбитражного суда города Москвы. – 2007. – №5. – С. 21.

74. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. [Текст] – М., Статут. 2004. – 698 с.

75. Чернышов Г. О некоторых вопросах компетенции общего собрания акционеров (в контексте сделок по слиянию и поглощению) [Текст] // Корпоративный юрист. – 2007. – №7. – С. 22.

 

Материалы юридической практики

76. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда г. Пензы [Текст]: [Постановление Конституционного Суда РФ №3-П, от 24 февраля 2004 г.] // СЗ РФ. – 2004. – №9. – Ст. 830.

77. По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» [Текст]: [Постановление Конституционного Суда РФ №14-П, от 18 июля 2003 г.] // СЗ РФ. – 2003. – №30. – Ст. 3102.

78. О некоторых вопросах п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...