Текстовые (текст ориентированные) интерфейсы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Обзор пользовательских интерфейсов. Термин "визуализация данных" означает, что у нас есть некоторые данные, например таблица с числами. И эти данные нужно "донести" к конечному пользователю, и не просто "донести", а представить в удобной, понятной, и, самое главное, в визуальной форме. Данные в этом понимании есть просто некоторые абстрактные типы данных, которые нужно представить. С этой точки зрения, и элементы пользовательского интерфейса, и результат работы электронной таблицы, и результат моделирования в CAD/CAM программах, и даже дерево каталогов файловой системы - это все данные, которые нужно отобразить. Следует заметить, что разницы между этими, на первый взгляд разнородными данными, для системы отображения нет. Правда, когда речь идет о пользовательском интерфейсе, то тут появляются некоторые специфические условия, например интерактивнось, которые должны выполняться и которых нет, например, в системе отображения CAD-программы. Так что мы сначала рассмотрим технологии интерфейсов, а потом поговорим о более общем случае, когда нужно отображать данные любой природы. Условно интерфейсы можно разделить на 3 группы:
Текстовые (текст ориентированные) интерфейсы. Как уже канонический пример можно привести интерфейс командной строки DOS или shell-интерпретатор UNIX. Пользователь взаимодействует с вычислительной системой с помощью клавиатуры, набирая специальные команды, для задания различных опций служат параметры. Система как ответ на действия пользователя тоже выдает или сообщения, или результат выполнения введенной команды, опять же в текстовом виде. Курсор может иметь вид мигающего прямоугольника или черточки, обозначающей место ввода. В таком режиме можно одновременно взаимодействовать лишь с одной программой, хотя потенциально могут выполняться несколько различных программ. Управлять взаимодействием этих программ можно лишь только опять с командной строки, причем проверить результат можно только по окончанию работы.
Рис. 1 Текстовый интерфейс режима MS DOS. Главный недостаток подобных систем - для эффективного использования их пользователю необходимо знать синтаксис всех команд, плюс знать какие нужно использовать ключи или опции для каждой из них. Кроме того, текстовая природа выводимых данных делает трудной, а под час и совершенно невозможной работу с определенным классом приложений, в первую очередь графических, или тех, где используются разнородные данные, например Web-броузеры (текстовый Lynx не пример, так как без поддержки фреймов, графики, таблиц и других элементов HTML 4.0 не идет ни в какое сравнение с Mozill-ой). Единственной нишей, где подобный интерфейс сохранился и имеет более или менее прочные позиции, является удаленный доступ для администрирования или настройки сервера, когда требуется лишь shell-доступ, и в наличии часто есть только канал с ограниченной пропускной способностью. Так что пока жив telnet, различные эмуляторы терминалов TTY, VT100, ANSI будут продолжать работать в современных ОС. Но, с другой стороны, в мире UNIX и его клонов командный интерфейс тоже не сдает позиций. Его преимущество - возможность программирования всей системы на встроенном в систему языке, С++ и Shell - вот поразительная мощь UNIX-систем, ведь стирается грань между программистом и пользователем. Организовать, например, связь между двумя программами, пара пустяков - одна строчка, в которой вызываются обе программы, связанные оператором перенаправления вывода. В Windows-системах за достижение подобной гибкости приходиться расплачиваться огромными надстройками COM/ActiveX/Corba, которые при этом еще и ненадежны. Правда, необходимо разграничить применение этих систем - гибкость и сложность командного интерфейса предназначена в первую очередь для профессионала, а ОС семейства Windows упорно позиционируются как "ОС для домохозяек".
Преимущество командной строки как средства взаимодействия с вычислительной системой еще и в том, что она требует определенной культуры поведения и четкости мысли пользователя. Пример: в Windows после нажатия Alt-Ctr-Del ошибка в позиционировании курсора на 20-30 точек влечет за собой или завершение выполнения одной программы, или завершения работы всей системы. Попробуйте ошибиться так в режиме командной строки - для выхода там как минимум нужно набрать совсем другую последовательность, "logout", "exit" или еще что-то столь же приметное - с другой командой спутать уж никак не получиться. Или, например, чтобы сформатировать дискету, нужно продираться сквозь различные "дружелюбные" окна и задавать кучу опций вместо того, что бы просто набрать всем понятную команду format a:\.Так что командная строка останется как пользовательский интерфейс там, где работают именно профессионалы, и где не требуется сомнительных удобств и красот в ущерб функциональности и гибкости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|