Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект опер-го рычага. Предпринимательский риск




1. Неуст-ть спроса, цен на прод-ю, сырьё, энергию, не всегда имеющаяся возм-ть удержать рост себ-ти, рост цен при реализации и обеспечить норму прибыли. Само действие опер-го рычага, сила кот. зависит от удельного веса пост. затрат в общей их сумме – всё это предопределяет степень разв-я пр-я и в рез-те генерирует предпр-й риск.

2. Если уровень пост. затрат высок и не опускается в период падения спроса на прод-ю, то предпр-й риск увел-тся. К этому выводу пришёл знаменитый фин менеджер США Брикхэм. Кр. того, он обосновал, что для небольших фирм, кот спец-ся на одном виде прод-и хар-на высокая степень предпр-го риска.

3. Неустойчивость фин условий кред-ия, неуверенность владельцев обыкн. акций в получ-и дост-го возм-я в случае ликвидации пр-я с высоким уровнем заёмных средств, т.е. само действие фин рычага генерирует фин риск.

Операц-й и фин-й риски свях м-ду собой, их действие прояв-ся через операц и фин рычаги.

Операц-й рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инв-й (прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов), а финн-й рычаг – на сумму ЧП пр-я, на уровень чист рент-ти собств ср-в и величину ЧП в расчёте на каждую обыкн акцию.

Возрастание проц-в за кредит при наращении ЭФР утяжеляет пост затраты и оказывает повышенное воздействие на силу опер-го рычага. При этом растёт не только фин, но и предпр-й риск и вполне м. упасть курсовая стоимость обыкн. акции.

Чем больше воздействия опер-го рычага тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инв-й к изм-ю объёма продаж и выручки.

Чем выше уровень ЭФР, тем более чувствительна ЧП на акцию к изменениям нетто-результатам эксплуатации инв-й.

Поэтому по мере одноврем. увеличения силы воздействия опер-го и финн-го рычагов всё менее и менее значительные изм-я физ объёма и выручки приводит ко всё более и более масштабным изменениям ЧП на акцию.

Уровень сопряжённого эффекта опер-го и фин-го рычагов =
сила воздействия опер-ого рычага * сила воздействия финансового рычага

Дан формула указывает на уровень совок-го риска, связанного с пр-м и отвечает на вопрос «На сколько процентов изменяется ЧП на акцию при изменении объёма продаж на 1%».

Правила:

1. Сочетание мощного опер рычага с мощным фин рычагом м оказаться губительным для пр-я.

2. Взаимодействие опер и фин рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от продаж на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций

3. Задача снижения совокупного риска, связанного с пр-м сводится к выбору 1 из 3 вариантов:

3.1. высокий уровень эффекта финн рычага в сочетании со слабой силой воздействия опер рычага;

3.2. низкий уровень эффекта фин рычага в сочетании с сильным операц рычагом;

3.3. умеренные уровни эффектов фин и опер рычагов

Осн принципом углублённого операц анализа яв-ся объед прям переем затрат на конкр продукт с прям пост затра и вычисление промеж маржи, т.е. это рез-т от реал-и после возмещ-я прям переем и прям пост затрат.

Если промеж маржа покрывает хотя бы часть пост затрат предприятия, то дан товар достоин оставаться в ассортименте.

Порог безубыточности дан товара – это такая выручка от продаж, кот покрывает перем затраты и прям пост затраты. При этом промеж маржа равна 0.

Порог безубыточности (количественный) = (прямые постоянные затраты) / (валовая маржа на единицу товара).

Порог безубыточности (руб.) = (прямые постоянные затраты) / (доля валовой маржи в выручке от данного товара).

Порог рент-ти (количеств)= (прям+косв пост затр)/валов маржа на ед тов)

Порог рент-ти(руб) = прям пост затр +косв пост затр)/(доля валов маржи в выручке от дан товара)

Порго рент-ти тов – это такая выр-ка от продаж, кот покрыв не только перем и прям пост затр, но и отнесенную на дан тов велич косв пост затрат.

Стратегия ФМ

С помощью инвестиционной политики пред-ие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций эконом. развития и адаптации к ним.

Вкладывать ср-ва в производство, в ц.б. целесообразно, если:

1. чистая прибыль от данного вложения превышает чист. прибыль от помещения ср-в на банковский депозит;

2. рентабельность инвест. выше уровня инфляции;

3. рентабельн. проекта с учетом фактора времени выше рентабельн. альтернат. проектов;

4. рентабельн. активов пред-ия после осущ-ия проект увеличится, и превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам (т.е. дифференциал фин.рычага будет «+»;

5. рассматриваемый проект соответствует стратегической линии пред-ия с точки зрения формирования рац. ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия фин. источников покрытия издержек и т.п.

При анализе инвестиц.проектов следует учитывать: рискованность проектов, временную стоимость денег; привлекательность проектов

Основные методы выбора инвестиционных проектов:

1. Метод простой (бух.) нормы прибыли (За базу берется ф.2)- средняя за период жизни проекта чистая бух. прибыль сопоставляется со средн. инвестициями (затратами осн. и оборотн. ср-в) в проект. Выбирается проект с наибольшей средн. бух. нормой прибыли.

2. Простой (бездисконтный) метод окупаемости инвестиций - вычисляется кол-во лет, необходимых для полного возмещения первонач. затрат, т. е. определяется момент, когда ден. поток доходов сравняется с суммой ден. потоков затрат. Отбираются проекты с наименьш. сроками окупаемости.

3. Дисконтный метод окупаемости проекта - определяется момент, когда дисконтированные ден. потоки доходов сравняются с дисконтиров. ден. потоками затрат.

4. Метод чистой настоящей (текущей) ст-ти проекта - чист. настоящ. ст-ть проекта определяется как разница м/д суммой настоящ. ст-тей всех ден. потоков доходов и суммой настоящих ст-ей всех ден. потоков затрат, т. е. как чист. ден. поток от проекта, приведенный к настоящей ст-ти. Проект одобряется, если чист. настоящ. ст-ть проекта больше нуля. Это означает, что проект генерирует большую, чем средневзвешенная ст-ть капитала, доходность - инвесторы и кредиторы будут удовлетворены, что и должно подтвердиться ростом курса акций пред-ия.

5. Метод внутренней ставки рентабельности (маржинальной эффективности капитала) - все поступления и все затраты по проекту приводятся к настоящей ст-ти на основе внутр. ставки рентабельности самого проекта. Внутр. ставка рентаб. опред-ся как ставка доходности, при которой настоящ. ст-ть поступлений равна настоящ. ст-ти затрат, т. е. чист. настоящ. ст-ть проекта = 0 - все затраты окупаются. Полученная чист. настоящ. ст-ть проекта сопоставляется с чист. настоящ. ст-ю затрат. Одобряются проекты с внутр. ставкой рентабельности, превышающей средневзвеш. ст-ть капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности); из отобранных проектов предпочтение отдают наиболее прибыльн. и формируют инвестиц. портфель с наивысш. суммарной чист. настоящ. ст-ю, если инвестиц. бюджет ограничен.

6. Модифицированный метод внутрен. ставки рентабельности - Все ден. потоки доходов приводятся к будущ. (конечн.) ст-ти по средневзвешен. ст-ти капитала, складываются, сумма приводится к настоящ. ст-ти по ставке внутрен. рентабельности; из настоящ. ст-ти доходов вычитается настоящ. ст-ть ден. затрат и исчисляется чист. настоящ. ст-ть проекта, к-ая сопоставляется с настоящ. ст-ю затрат.

Спец-ты комплексно применяют все осн. методы к анализу каждого из проектов.

Тактика ФМ

Тактика ФМ склад-ся из след-х составляющих:

1) финансов маркетинга

2) из анализа финн уст-ти и платежесп-ти пр-я

3) из анализа кредитосп-ти пр-я

1) Ценов пол-ка пр-я закл-ся в опред-и оптим уровня и стр-ры цен, в своеврем изм-и цен с целью достиж-я макс возм-го дохода в конкр рын ситуации. Ценов пол-ка яв-ся сотавн частью общей пол-ки пр-я.

Опред-ние цен с ориент-ей на спрос, основ-ый на ожид-ой оц-ке ст-ти прод-ии потреб-ми. Осущ-ся с пом-ю различ.тестов, опросных листов, экспериментов, наблюд-й за факт-ми данными или с пом-ю эксперт.оц-ок.

1)М -д экспертных оц-ок. Для ↑ кач-ва инф-ии необх-мо проводить след.мероприятия:

А)разраб-ть опросный лист, кот.д.max-но соотв-ть конкр.ситуац.;

Б)проводить опрос не <10 экспертов;

В)орган-ть обсуждение несовпад-щих рез-ов со всеми экспертами с целью ↑-ия согласов-ти мнений экспертов.

К.пр.эксперты привлек-ся из различ.подразд-ий п/п и предст-ют различ.иерархич-ие Ур-ни упр-ия п/п.

Недостаток м-да сост-т в том, что он базир-ся на внутр.инф-ии и не учит-ет мнение протреб-ей. При этом предпол-ся, что эксперты хор.знакомы со своим рынком. М-д м.исп-ся на р-ах Т-ов производ-го назначения с небол.числом потреб-лей.

2) Опред-ие цены на основе теста «цена-готов-ть купить». П/п разраб-ет анкету, в кот.предст-ен ряд возможных цен. Анкета сод-ит след.?: «Какой д.б.самая высокая цена, если бы вы решили сд. покупку?» Затем рассчит-ся доля ответов по кажд.цене от общего числа опрош-ых потенц-ых покуп-лей.

3) Опред-ние цены на основе теста «цена-реакция покуп-лей». Т/же разраб-ся анкета с рядом возмож-х цен. Покуп-ли отмеч-ют Ур-нь цен, приемлемый д/них, а т/же выс.и низкий Ур-нь цен.

4) Оперд-ние цены на основе измен-ия важнейших рын-ых показ-ей в предстоящем периоде. К-т измен-ия рыноч.цены Т в предстоящем периоде.

 

2) Фин уст-ть – спос-ть субъекта хозяйст-я функц-ть и разв-ся, сохран равновесие своих акт-ов и пассивов в измен-ся внутр и внещн среде.

Платежесп-ть – спос-ть орг-и рассч-ся по своим обяз-вам.

Коэф фин уст-ти и плат-ти:

1. Например, К-т автономии (к-т фин незав). = Ес / Вр Рек знач: 0,7-0,8. Пок-ет долю соб-ых ср-в в источ финанс-я (т.е.общей сумме капитала). Лучше, когда увеличивается данный показатель.

2. К-т фин зав-ти. = (Рt+Кd) / Bp Рек значение: 0,2-0,3. Пок-ет долю ЗК в общ источ (сниж-тся.

3. Коэффициент финансового Левериджа. = (Pt+Kd)/Ес Рекомендуемое значение: < или = 1. Показывает, сколько рублей заёмных средств приходится на каждый рубль собственных средств. Лучше, когда данный показатель снижается.

4. Коэффициент маневренности капитала. =СОС/Ec Рекомендуемое значение: 0,3-0,5. Показывает часть собственного капитала, вложенного в оборотные активы. Лучше, когда данный показатель увеличивается.

 

3) Кредитоспособность – способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим дополнительным обязательствам (основному долгу и процентам).

Уровень кредитоспособности предприятия – один из основных способов оценки кредиторского риска, т.е. риска непогашения основного долга и процентов.

Оценка кредитоспособности предприятия основывается на фактических данных ф.№1, 2, 5, 6.

Для анализа кредитоспособности применяются разные методики, предлагающие систему показателей, дающих возможность всесторонне оценить фин деятельность, ее эф-ть, платежесп-ть.

Сбербанк России разработал методику оценки кредитоспособности заемщика, включающего 2 раздела (для юридического лица):

1. Количественная оценка финансового состояния заемщика по системе показателей.

2. Качественный анализ рисков.

Для оценки финансового состояния заемщика используют следующие показатели:

1) коэффициент абсолютной ликвидности

2) коэффициент промежуточной ликвидности

3) коэффициент текущей ликвидности

4) коэффициент финансирования

5) рентабельность продаж

Согласно регламенту Сбербанка РФ основными оценочными показателями являются вышеперечисленные коэффициенты, каждому из которых установлено предельное нормативное значение в зависимости от категории заемщиков. Существует 3 категории, в соответствии с которыми заемщики ранжируются по степени или классу кредитоспособности:

· Первоклассные, кредитоспособность которых не вызывает сомнений;

· Второклассные, кредитоспособность которых требует взвешенного подхода;

· Третьеклассные, кредитоспособность которых связана с повышенным риском.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...