Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология познания и массовых коммуникаций 6 глава




62 Durkheim, Elementary Forms..., pp. 11—12. — Примеч. автора. ° Ibid., pp. 10—11. — Примеч. автора.

64 Ibid., pp. 148. — Примеч. автора.

65 Ibid., p. 440. — Примеч. автора.

66 Scheler. Die Wissensformen..., p. 32. — Примеч. автора.

67 Ibid., p. 56. — Примеч. автора.


тии механистического мышления, которое стало доминировать над предшествующим ему организмическом мышлением, неотделимо от нового индивидуализма, зарождающегося господства машин и ме­ханизмов над ручным трудом, начавшегося разложения общин и воз­никновения общества, товарно-рыночного производства, появления в этосе западного общества принципа конкуренции и т.д. Понима­ние научного исследования как бесконечного процесса, благодаря которому можно аккумулировать большой запас знаний, необхо­димых для практического применения, и полный отход этой на­уки от теологии и философии были невозможны без появления но­вого принципа — бесконечного пополнения свойств современного капитализма68.

Обсуждая подобные примеры структурной идентичности, Шелер не считает первичной ни социально-экономическую сферу, ни сферу познания. Скорее они обе детерминируются структурой импульсов, исходящих из элиты, тесно связанной с господствующим этосом. Эту мысль Шелер считает одним из наиболее важных положений в дан­ной области. Таким образом, современная технология — это не про­сто применение чистой науки, основанной на наблюдении, логике и математике. В гораздо большей степени она является результатом ори­ентации на господство над природой, которая определяет как цели, так и концептуальную структуру научного мышления. Эта ориента­ция по большей части только подразумевается, и ее не нужно смеши­вать с личными мотивами ученых.

Благодаря понятию структурной идентичности Шелер близко под­ходит к понятию интеграции культуры, или смыслового контекста (Sinnzusammenhang). Оно соответствует концепции «системы куль­турных значений» Сорокина, включающей в себя идентичность ос­новополагающих принципов и ценностей, которые пронизывают все ее составные части; эта система отличается от «каузальной систе­мы», включающей взаимосвязь и взаимозависимость частей69. Сде­ланный Сорокиным обзор критериев истины, онтологии, метафи­зики, научно-технологической продукции и т.д. не только заверша­ет конструирование различных типов культуры, но и обнаруживает явную тенденцию к их смысловой интеграции с господствующей культурой.

Сорокин смело взялся за решение следующей проблемы: каким образом можно определить, до какого уровня доходит процесс интег­рации. Несмотря на свои ядовитые комментарии по поводу роли ста­тистиков в наш сенсативный век, он признает, что исследование сте-

68 Ibid., 25; cf. 482-484. - Примеч. автора. Sorokin, Social and Cultural Dynamics, IV, Chap. 1, 1, Chap. 1. — Примеч. автора.


пени или уровня интеграции с необходимостью подразумевает неко­торую статистическую систему измерения. Соответственно он создал количественные показатели, характеризующие различные произведе­ния и их авторов в каждый период времени, разложил их по соответ­ствующим категориям и тем самым установил сравнительную частоту (и влияние) различных систем мышления. Каковы бы ни были техни­ческие оценки достоверности и надежности этой культурологической статистики, он прямо признал существование проблемы, которую про­смотрели многие исследователи интеграции (или смыслового контек­ста) культуры, а именно проблемы приблизительного уровня или сте­пени такой интеграции. Более того, с помощью этих статистических расчетов он открыто обосновывает свои эмпирические умозаключе­ния70. А эти умозаключения снова подтверждают, что его подход по­зволяет констатировать проблему связей между экзистенциальным ба­зисом и познанием, но не приводит к ее решению. Приведем пример. «Эмпиризм» определяется как типичная сенсативная система исти­ны. Последние пять столетий, в особенности прошлый век, представ­ляют собой «по преимуществу сенсативную культуру»71. Однако даже при таком приливе сенсативной культуры, как свидетельствуют ста­тистические индексы Сорокина, только приблизительно 53% влия­тельных произведений относятся к области «эмпиризма». А на более ранних стадиях развития этой сенсативной культуры (конец XVI — середина XVII вв.) индексы эмпиризма соответственно ниже, чем ин­дексы рационализма (который скорее всего ассоциируется с идеали­стической, а не с эмпирической культурой)72. Цель этих заметок со­стоит не в том, чтобы усомниться, совпадают ли выводы Сорокина с его статистическими данными, и, следовательно, не в том, чтобы за­даваться вопросом: почему, располагая этими данными, он говорит, что в XVI—XVII вв. доминирующей является «сенсативная система истины». Скорее она состоит в том, чтобы указать: даже сам Сорокин исходит из того, что всеобъемлющие характеристики исторических

70 Несмотря на основополагающее значение этих статистических выкладок для
своих эмпирических открытий, Сорокин занимает по отношению к ним любопыт­
ную двойственную позицию, похожую на позицию по отношению к эксперименту,
приписываемую Ньютону: он стремится сделать свои основные выводы понятны­
ми и убедить невежд. Отметим, что Сорокин одобрительно отнесся к замечанию
Паркса, который считал, что его статистические расчеты — это просто уступка гос­
подствующему сенсативному менталитету и что «они получат то, чего хотят»
(Sorokin, Socioculturat Causality, Space, Time, 95n.). Амбивалентность Сорокина —
следствие его попыток интегрировать совершенно разные «системы истины». — При­
меч. автора.

71 Sorokin, Social and Cultural Dynamics, II, p. 51. — Примеч. автора.

72 Ibid., II, p. 30. — Примеч. автора.


типов культуры составляют только первый шаг, за которым должен последовать анализ отклонений от основных тенденций данной куль­туры. Как только вводится понятие степени интеграции, типы зна­ния, не интегрирующиеся с господствующими тенденциями, больше нельзя рассматривать как простые конгломераты или считать их слу­чайными. Их социальный базис должен быть установлен с помощью такого метода, который нельзя создать на основе теории эманации.

Основополагающим понятием, которое позволяет дифференци­ровать обобщения, относящиеся к мышлению и познанию всего об­щества или культуры в целом, является понятие «аудитории», или «публики», — то, что Знанецкий называет «социальным кругом». Уче­ные ориентируются не только на свои данные и не на все общество в целом, но на особые сегменты этого общества с их особыми требова­ниями, критериями достоверности, значимости познания, с постанов­кой уместных, относящихся к делу проблем, и т.д. Именно благодаря своему восприятию этих требований и ожиданий конкретных аудито­рий, которые можно эффективно разместить в социальной структуре, исследователи организуют свою собственную работу, определяют свои данные, составляют свое мнение о проблемах. Следовательно, чем силь­нее дифференцировано общество, чем шире круг таких эффективных аудиторий, тем разнообразнее интересы ученых, концептуальные фор­мулировки и процедуры, определяющие цели познания. Связывая каж­дую из этих типологически определенных аудиторий с ее отличитель­ным социальным положением, мы получаем возможность обеспечить научно-социологическое объяснение изменчивости и противоречи­вости мышления в обществе; теория эманации упускает из виду эту проблему. Таким образом, английские и французские ученые семнад­цатого века, организованные в новоучрежденные научные общества, сами обращались к такой аудитории, которая резко отличалась от аудитории ученых, оставшихся исключительно в университетах. На­правленность их усилий в сторону «простого, здравомыслящего, эм­пирического» исследования специальных технических и научных про­блем сильно отличалась от умозрительной, не связанной с экспери­ментом направленности работы университетских ученых. Изучение такого многообразия эффективных аудиторий, исследование их от­личительных критериев значимого и достоверного познания", соот­несение этих критериев и этого многообразия с их положением в об­ществе, исследование социально-психологических процессов, бла-

Понятие «Wertbeziehung» (ценностная релевантность), введенное Риккертом — ебером, представляет собой лишь первый шаг в этом направлении; еще остается вы-°лнить дальнейшую задачу — дифференцировать различные наборы ценностей и со-нести их с различными группами или стратами в обществе. — Примеч. автора.


годаря которым им удается ограничиться определенными способами мышления, — все это составляет процедуру, которая обещает переве­сти процесс исследования в сфере социологии познания с уровня об­щего «приписывания» на уровень проверяемого эмпирического ис­следования74.

Выше мы рассматривали содержание наиболее влиятельных в дан­ной области теорий. Ограниченность размерами (главы, книги) по­зволяет только очень сжато рассмотреть еще один из аспектов пара­дигмы, связывающей функции ментальной продукции с ее различ­ными типами75.

Функции экзистенциально обусловленного познания

Теории не только обеспечивают познанию причинные объяснения, но и приписывают познанию социальные функции, которые, веро­ятно, позволяют объяснить его устойчивость или изменение. Здесь нельзя сколько-нибудь детально исследовать эти виды функциональ­ного анализа, хотя их тщательное исследование, несомненно, было бы очень полезным.

Наиболее отличительной особенностью марксистского понима­ния функции является то, что она приписывается не обществу в це­лом, а различным общественным стратам. Это относится не только к идеологии, но и к естествознанию. Считается, что в капиталистичес­ком обществе наука и все, что производно от технологии, становится инструментом власти господствующего класса76. Рассуждая таким же

74 Это, может быть, наиболее заметная разновидность социологии познания, раз­
виваемая в настоящее время в американских социологических кругах; ее можно рас­
сматривать как перенесение европейских подходов на американскую почву. Она воз­
никла на базе социальной психологии Г. Мида. На ее уместность в этой связи указы­
вали К.Р. Миллс, Ж. де Гре и др., см., в частности, вышеупомянутую концепцию «со­
циального круга» Ф. Знанецкого. См. также начальные эмпирические исследования
в этих направлениях, выполненные в более общей дисциплине — социологии обще­
ственных коммуникаций: Lazarsfeld P.F. and Merton R.K., Studies in Radio and Film
Propaganda. — Примеч. автора.

75 Оценка исторического и неисторического подхода опущена по необходимос­
ти. Можно заметить, что эти противоположности определенно допускают какое-то
среднее основание. — Примеч. автора.

76 Например, Маркс цитирует экономиста XIX в., апологета капитализма Эндрью
Юра, который об изобретении автоматической мюль-машины говорит: «Она была при­
звана вновь восстановить порядок среди промышленных классов... Это изобретение
подтверждает развитую уже нами доктрину, что капитал, заставив науку служить себе,
постоянно принуждает мятежные руки труда к покорности». Маркс К. Капитал, т. 1. -"
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе. — М.: 1960 — т. 23, с. 446. — Примеч. автора-


образом, марксисты часто думали: достаточно показать, что приме­нение науки делает возможным удовлетворение некоторых экономи­ческих или технологических нужд. Но применение науки к этим нуж­дам не обязательно служит доказательством того, что именно они зна­чимо определяют научный результат. Гиперболические функции были открыты за два столетия до того, как они приобрели какое-либо прак­тическое значение, а коническое сечение с перерывами изучалось на протяжении двух тысячелетий, прежде чем получить применение в на­уке и технологии. Можем ли мы в таких случаях делать вывод, что имен­но «нужды», которые в конечном итоге были удовлетворены благодаря применению науки, привлекли внимание математиков к этим облас­тям? Что имело место, так сказать, ретроспективное влияние, охваты­вающее период от двухсот до двух тысяч лет? Требуется тщательно ис­следовать отношения между возникновением «нужд», осознанием этих «нужд» учеными или теми, кто определяет сделанный ими выбор про­блем, а также последствий этого осознания, прежде чем можно будет установить роль экономических и технологических нужд в определе­нии тематики научных исследований77.

В дополнение к своему тезису о том, что возникновение катего­рий социально обусловлено, Дюркгейм указывает также на их соци­альные функции. Однако функциональный анализ предназначен не для того, чтобы объяснять частные категориальные системы в об­ществе, а для того, чтобы объяснить существование системы, общей для всего общества. Для коммуникации и координации деятельнос­ти людей требуется общая система категорий. Априорист заблужда­ется, полагая, что принудительная сила обычной, врожденной фор­мы понимания — это в действительности и есть «сама власть обще­ства, преобразующаяся в определенный способ мышления, который является необходимым условием всякого общего действия»78. Для того, чтобы объединенная социальная деятельность вообще могла происходить, требуется определенный минимум «логического кон­формизма»; определенная система категорий является функциональ­ной необходимостью. Эта точка зрения была развита Сорокиным, ко­торый указывает на некоторые функции, выполненные различными системами социального пространства и времени79.

77 Ср. с: Hessen В. op. cit; Merton R.K. Science, Technology and Society in 17th Century England (Brugges: Osiris History of Science Monographs, 1938), ch. 7—10; Bernal J.D., The Social Function ofScience (New York: The Macmillan Co., 1939); CrowtherJ.G., TheSocial Relations of Science (New York: The Macmillan Co., 1941); Barber В., Science and the Social fder (Glencoe, Illinois: The Free Press, 1952); De Gre G., Science as a Social Institution (New York: Doubleday & Company, 1955). - Примеч. автора.

Durkheim, Elementary Forms..., pp. 17, 10—11, 443. — Примеч. автора. Sorokin, Sociocultural Causality, Space, Time passim.Примеч. автора.


Дополнительные проблемы и современные исследования

Из приведенного выше обсуждения становится совершенно оче­видно, что разнообразие проблем в этой области требует дальнейших исследований80.

Шелер указал на то, что социальная организация интеллектуаль­ной деятельности в значительной мере связана с характером позна­ния, которое развивается под ее положительным влиянием. Одним из наиболее ранних исследований этой проблемы в США было пред­ложенное Вебленом язвительное, импрессионистское и зачастую про­ницательное объяснение давлений, под влиянием которых формиру­ется жизнь американских университетов81. Гораздо более системати­ческим образом изучал методы и критерии набора, придание статуса преподавателям и механизмы руководства их деятельностью Уилсон, закладывая тем самым прочную основу для сравнительных исследо­ваний82. Создавая типологию ролей, исполняемых теми людьми, ко­торые заняты в сфере познания, Знанецкий развил некоторые гипо­тезы по следующим поводам: отношения между этими ролями и ти­пами культивируемого познания; между типами познания и основа­ниями оценки ученого членами общества; между определением ролей и установками относительно практического и теоретического позна­ния и т.д.83.

Еще остается исследовать и исследовать основания классовой идентификации интеллектуалов; их отчуждение от господствующих или подчиненных страт населения; их участие или неучастие в иссле­дованиях, ценности которых, согласно заложенному в них замыслу, бросают прямой вызов существующим в настоящий момент институ­там, препятствующим достижению целей, санкционированных куль­турой84; давление, заставляющее принять точку зрения техницизма и избегать опасных мыслей; бюрократизацию интеллектуалов — про-

80 Что касается дополнительных итогов, см.: Wirth L., Preface to Mannheim, Ideology
and Utopia,
pp. XXV1I1 — XXXI; Gittler J.В., «Possibilities of a sociology of science», Social
Forces,
1940, 18, pp. 350—359. — Примеч. автора.

81 Vebten Т., The Higher Learning in America (New York: Huebsch, 1918). — Примеч.
автора.

82 Wilson L., The Academic Man; ср. с: Hartshorne E.Y., The German Universities and
National Socialism
(Harvard University Press, 1937). — Примеч. автора.

83 Znaniecki F., Social Role of the Man of Knowledge.Примеч. автора.

84 Гуннар М юрдаль в своей монографии «Американская дилемма» неоднократно
указывает на «скрытые оценки» американских социологов, исследующих американ­
ских негров, атакже нато влияние, которое эти оценки оказывают на формулировку
«научных проблем» в этой области исследований. См.: Myrdal G., An American Dilemma,
esp. 11, pp. 1027—1064. — Примеч. автора.


цесс, благодаря которому проблемы политические превращаются в проблемы административные; сферы социальной жизни, в которых требуется высококвалифицированное позитивное знание, и сферы, в которых считается необходимой только мудрость простого челове­ка. Короче говоря, роль интеллектуалов, которая заключается в осу­ществлении перемен, и отношение этих перемен к структуре, содер­жанию и влиянию их работы, требует все большего внимания, так как изменения в социальной организации все больше ставят интеллекту­ала в зависимость от противоречивых, взаимоисключающих требо­ваний85.

Все чаще допускалось, что социальная структура оказывает влия­ние на науку не только тем, что концентрирует внимание ученых на определенных проблемах. В дополнение к тем исследованиям, на ко­торые мы уже ссылались, существует много работ, в которых изучает­ся, каким образом культурный и социальный контекст включается в концептуальное выражение научных проблем.

Теория отбора Дарвина была создана по образцу господствовав­шей концепции конкуренции как основы экономического порядка, а этой концепции, в свою очередь, придавалась идеологическая фун­кция, потому что она допускала естественную идентичность интере­сов86. Полушутливое замечание Рассела о национальных особеннос­тях исследований по обучению животных служит указанием на но­вый тип исследований — изучение отношений между национальной культурой и концептуальными формулировками87. Другой пример:

85 Маннгейм ссылается на неопубликованную монографию об интеллектуалах;
общую библиографию можно найти в его книгах и статье Роберто Миклса: Michels R.
Intellectuals. — Encyclopedia of the Social Sciences. См. также текущие статьи: Mills C.W.,
«The Social Role of the Intellectual», Politics, 1, April 1944; Merton R.K., «Role of the
Intellectual in Public Policy». Статья представлена на ежегодном собрании Американ­
ского социологического общества 4 декабря 1943 г. (опубликована как глава IX на­
стоящего издания); Koestler А., The Intelligentsia, Horizon, 1944,9,pp. 162—175. —При­
меч. автора.

86 Как заметил Кейнс, «Принцип выживания наиболее приспособленных можно
было бы рассматривать как широкое обобщение всей рикардовской экономики» (про­
цитировано Толкотом Парсонсом в: Parsons Т., The Structure of Social Action, p. 113;cp.
c: Sandow A., «Social factors in the origin of Darwinism», Quarterly Review of Biology, 13,
PP. 316—326). — Примеч. автора.

87 Рассел замечает, что все животные, используемые в психологических иссле­
дованиях, «обнаруживают черты национального характера наблюдателя. Животные,
изучаемые американцами, действуют с бешеным напором, проявляя невероятную
Энергию и решимость, и в конце концов случайно достигают желаемого результата.
Животные, за которыми наблюдают немцы, спокойно сидят, думают и в конце кон­
цов извлекают решение из своего внутреннего сознания» (Russel В., Philosophy (New
•ork: W.W. Norton and Co., 1927, pp. 29—30). He следует заблуждаться по поводу ост-


Фромм также пытался показать, что «понимающий либерализм» Фрейда молчаливо подразумевал неприятие импульсов, табуирован-ных буржуазным обществом, и что сам Фрейд, обладавший «отцовс­ким» характером, был типичным представителем общества, которое требует послушания и покорности88.

Примерно таким же образом указывалось на то, что концепция множественной причинности особенно созвучна университетским ученым, которые находятся в относительной безопасности, лояльны по отношению к status quo*, благодаря которому они имеют достоин­ство и средства к существованию; которые склонны к согласию и при­мирению и находят что-нибудь ценное во всех точках зрения, стре­мясь, таким образом, к созданию такой таксономии, которая дает им возможность сделать упор на множественности факторов и сложнос­ти проблем и тем самым избежать необходимости стать на чью-либо сторону89. Подчеркивание важности природы или воспитания как первичных детерминантов человеческой природы связано с проти­воположными политическими ориентациями. Те, кто подчеркивает значение наследственности, являются политическими консерватора­ми, тогда как енвайронменталисты по большей части являются де­мократами или радикалами, жаждущими социальных перемен90. Но

роумной шутки и считать ее неуместной; возможность национальных различий при выборе и формулировке научных проблем замечалась неоднократно, хотя и не изу­чалась систематически. Ср. с: Mueller — Freienfels R., Psychologie der Wissenschaft (Leipzig: J.A. Barth, 1936), Chap. 8. Автор этой работы интересуется национальны­ми и классовыми различиями, проявляющимися в выборе проблем, «стиле мыш­ления» и т.д.; при этом он не вполне соглашается с чисто немецкими требования­ми. Однако этот тип интерпретации может привести к полемическим и безосно­вательным крайностям, как, например, при разоблачении Максом Шелером анг­лийского лицемерия. Он делает вывод, что в науке, как и во всех остальных сферах, англичане являются неисправимыми «лицемерами». Юмовская концепция лично­сти, субстанции и последовательности как биологически полезного самообмана была просто целенаправленным лицемерием. Таким же лицемерием была типично англий­ская концепция рабочей гипотезы (Максвелл, Кельвин), которая содействует про­грессу науки, но не достижению истины; эта концепция есть не что иное, как ис­кусный маневр, позволяющий обеспечить сиюминутную проверку и упорядочива­ние данных. Прагматизм вообще подразумевает это оппортунистическое лицеме­рие, говорит Шелер (Scheler M., Genius des Krieges (Leipzig: Verlag der Weissenbuecher, 1915). — Примеч. автора.

88 Fromm E., «Die gesellschaftliche Bedingtheit der psychoanalytischen Therapie»,
Zeilschriftfuer sozialforschung, 1935, 4, ss. 365—397. — Примеч. автора.

* существуещее положение (лат.).Примеч. пер.

89 Feuer L.S., «The economic factor in history», Science and Society, 1940, 4, pp. 174—
175. — Примеч. автора.

90 Pastore N., «The nature — nurture controversy: a sociological approach», School and
Society,
1943, 57, pp. 373—377. — Примеч. автора.


даже тем из современных американских писателей в области соци­альной патологии, которые стоят на позициях енваиронментализма и молчаливо принимают в качестве норм стандарты малых сообществ, не удается определить, как возможно отдельным группам достичь сво­их целей при господствующих социальных условиях91. Объяснение подобных перспектив требует более систематических исследований, прежде чем его можно будет принять, но имеющиеся объяснения указывают на современную тенденцию — стремление выяснить пер­спективы ученых и соотнести их с характером опыта и с интереса­ми, сложившимися под влиянием их социального положения. Со­мнительный характер объяснений, не обоснованных с помощью адекватного сравнительного материала, можно хорошо проиллюст­рировать на примере одного современного исследования, посвящен­ного изучению трудов ученых-негров. Предпочтение аналитических, а не морфологических категорий; средовых, а не биологических де­терминантов поведения; исключительных, а не типичных данных — все эти черты приписываются кастово обусловленному чувству оби­ды у негритянских авторов, причем не делается ни малейшего усилия сравнить эти данные с частотой проявления аналогичных тенденций у белых ученых92.

Пережитки любой концепции, считающей развитие науки и тех­нологии полностью замкнутым и независимым от социальной струк­туры, исчезают в ходе реальных исторических событий. Все более за­метный контроль, а часто и ограничения научных исследований и изобретений были неоднократно зафиксированы документально, осо­бенно в цикле исследований, проведенных Стерном93, который выяс­нил также основания сопротивления переменам в медицине94. Фунда­ментальные изменения социальной организации в Германии обеспе­чили фактическую экспериментальную проверку тесной зависимости

91 Mills Wright С, «The professional ideology of social pathologists», American Journal
of Sociology,
1943, 49, pp. 165—190. — Примеч. автора.

92 Fontaine W.T., «Social determination» in the writings of negro scholars», American
Journal of Sociology,
1944, 49, pp. 302—315. — Примеч. автора.

93 Stern B.J., Resistances to the Adoption of Technological Innovations, in National Resources
Committee, Technological Trends and National Policy
(Washington: U.S. Government Printing
Office, 1937), pp. 39—66; Restraints upon the Utilization of Inventions. — The Annals, 200: 1 —
19, 1938, and further references therein; Hamilton W., Parents and Free Enterprise. — TNEC
Monograph, № 31, 1941. — Примеч. автора.

94 Stern B.J., Social Factors in Medical Progress (New York: Columbia University Press,
1927; Society and Medical Progress. — Princeton: Princeton University Press, 1941); ср. с:
Shryock R.H., The Development ofmodern Medicine (Philadelphia: University of Pennsylvania
Press, 1936); Sigerist H.E., Man and Medicine (New York: W.W. Norton and Co., 1932). -
Примеч. автора.


направления и объема научной работы от господствующей структуры власти и связанных с ней воззрений в области культуры95. А ограни­ченность любого безоговорочного утверждения, допускающего, что наука или технология представляют собой базис, к которому должна пристроиться подогнанная к нему социальная структура, становится очевидной в свете исследований, показывающих, каким образом на­ука и технология были поставлены на службу социальным или эконо­мическим требованиям96.

Рассматривать внушительный перечень всех остальных проблем, которые требуют эмпирического исследования (и получают его), зна­чило бы выйти далеко за пределы этой главы. Остается только ска­зать, что социология познания быстро преодолевает свою первона­чальную тенденцию — смешивать предварительные гипотезы с со­мнительными догмами; множество умозрительных прозрений, кото­рыми отмечены ранние стадии ее развития, теперь подвергаются все более строгой проверке. Хотя, возможно, Тойнби и Сорокин правы, говоря о том, что в истории науки периоды накопления фактов чере­дуются с периодами обобщений. В социологии познания обе эти тен­денции, кажется, хорошо сочетаются друг с другом, и их союз обеща­ет быть плодотворным. Но, главное, она концентрирует свое внима­ние на таких проблемах, которые в настоящее время представляют наибольший интеллектуальный интерес97.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...