Социология познания и массовых коммуникаций 9 глава
К этому времени Маннгейм практически вернулся к тому, с чего начал — так, что его нынешние замечания можно легко приравнять к высказываниям Риккерта и Макса Вебера. Ситуационно детерминированное мышление уже не означает обязательно идеологическое мышление, а лишь подразумевает с некоторой «вероятностью», что человек, занимающий данное место в социальной структуре, будет думать определенным образом (Н, стр. 264). Валидность предположений уже устанавливается не с помощью аналитическим методов социологии познания, а благодаря непосредственному исследованию предмета. Кроме того, «партикуляризирующая функция» социологии познания просто помогает нам установить пределы, в которых обобщенные утверждения являются валидными. То, что Маннгейм называет партикуляризацией, является, конечно, не чем иным, как новым термином для общепризнанного методологического правила, а именно: что установлено как истинное при определенных условиях, не должно считаться универсально истинным или не имеющим пределов и условий. Бриджмен и Сорокин обозначили это как «закон пределов»; нарушение его Дьюи называет «философским заблуждением»; в своей наиболее прозаичной и широко известной форме это нарушение описывают как «заблуждение неоправданной экстраполяции». Концепция «перспективизма» Маннгейма, по существу, не отличается от концепции ценностных отношений Риккерта — Вебера 22 Н, 256. Подобным образом в своем более позднем очерке Маннгейм пишет: «Безусловно, верно, что в социальных науках, как и в других областях, окончательный критерий истинности или ложности заключается в исследовании предмета, и социология знания не заменяет этого» (К, 4). — Примеч. автора.
(согласно которой ценности связаны с формулировкой научной проблемы и выбором материалов, но не с валидностью результатов)23. В обоих случаях исходят из предпосылок неисчерпаемого множества явлений, неизбежности их отбора с точки зрения концептуальной схемы и соотнесения ценностей и социальной структуры с этой схемой и формулировкой проблемы. На самом деле, еще в 1904 году Кульп и психологи Вурцбургской школы экспериментально показали, что характер проблем во многом определяет форму и содержание перцепции и наблюдения24. Представители гештальт-психологии и школа Левина недавно расширили сферу применения этих данных, заговорив о направляющем воздействии проблем. Риккерт, Вебер и особенно Маннгейм стремятся дополнительно ввести в это замечательное открытие социологический аспект, показывая, что культурные ценности и социальная структура, в свою очередь, определяют формулировку проблем, которая задает направление непосредственному наблюдению. Таким образом, на этой стадии развития социология познания логически переплетается сданными экспериментальных исследований в психологии. Однако следует заметить, что эти эксперименты не говорят о том, что благодаря им можно поставить под сомнение валид-ность таких направленных наблюдений. Отчасти непоследовательность Маннгейма в его ранних трудах проистекает от того, что он не определяет различие между непра- 23 См. Rickert, Die Grenzen..., 245—271. «...История — это наука не о ценностях, а
24 См.: О. Kulpe, «Versuche uber Akstraktion», Bericht uber den Internationalen in вильностью (недостоверностью) и перспективой (односторонностью). Перспективные утверждения, вероятно, не являются неверными, если их автор признает и допускает их неполный характер; тогда они представляют собой лишь абстрактные формулировки определенных аспектов конкретной ситуации. Но они явно не верны, если их преподносят как полную и существенную репрезентацию исследуемых явлений («ошибочность неуместной конкретности», по Уай-тхеду). В таком случае грань между валидностью и чистым перспек-тивизмом не столь ясна, как представляется Маннгейму. То, что в настоящее время он подчеркивает необходимость признания и надлежащего учета перспективы, ее существенного значения для достоверности мышления в социологии, представляется не чем иным, как повторной формулировкой понятия «ценностного отношения», и это возвращает его в лоно единомышленников Риккерта и Вебера, откуда он, по всей видимости, и вышел25. 3. Структурные гарантии валидности. До сих пор Маннгейм стремился предоставить основания для валидности в пределах данных перспектив. Перед ним, однако, все еще стоит проблема оценки относительного достоинства разных точек зрения и, далее, обоснования того, что он называет «динамическим синтезом» этих точек зрения. Короче говоря, чтобы избежать интеллектуальной анархии, необходимо некое общее основание для объединения различных частных интерпретаций. В своей работе «Идеология и утопия» он предлагает решение, которое, несмотря на некоторые различия, сильно напоминает позицию Гегеля и Маркса. Идеалистическое видение истории у Гегеля гарантировало свою собственную истинность в силу утверждения, что «абсолютный Дух» получил воплощение в философии Гегеля, поскольку история тем самым наконец-то достигла своей цели. Маркс с помощью аналогичного постулата обнаруживает, что пролетариат является современным исполнителем имманентного исторического процесса, который ему одному предоставляет возможность неискаженного социального мышления. А Маннгейм находит структурные гарантии валидности социального мышления в «бесклассовой позиции» «социально неангажированной интеллигенции». Эти попытки спастись от крайнего релятивизма напоминают подвиг Мюнхгаузена, когда он за волосы вытащил себя из болота.
25 Расхождение между этой интерпретацией и интерпретацией Шелтинга, систематически критикующего Маннгсйма на основе наукоучения Вебера, скорее мнимое, чем реальное. Шелтинг рассматривает работу Маннгейма как целое, в котором ранние и более поздние части нередко совпадают друг с другом. Здесь же мы рассматриваем труды Маннгейма как процесс развития, на более поздних стадиях которых отход от Вебера становится все менее заметным. — Примеч. автора. Бытие, которое для всех остальных остается непроницаемым во всех своих взаимосвязях, за исключением крайне ограниченного среза познания перспектив, перестает быть таковым для интеллектуалов (D, стр. 115—120; F, стр. 67 f.). Роль интеллигенции заключается в том, чтобы каким-либо образом смягчить имплицитный релятивизм. Интеллигенция наблюдает за социальной вселенной, взирая на нее если не отстраненно, то по крайней мере с заслуживающей доверия проницательностью, синтезирующим оком. Ей гарантирован, как пролетариату Маркса, угол зрения, дающий полный обзор конкретной исторической ситуации, и, как для Маркса, эту привилегию ей дает ее особое положение внутри социальной структуры. Так, Маннгейм указывает, что интеллигенция способна постичь разнообразные противоборствующие тенденции на данном отрезке времени, поскольку ее ряды «пополняются за счет постоянно меняющихся социальных слоев и жизненных ситуаций» (К, стр. 10; G, стр. 139).
В «Коммунистическом манифесте» мы читаем: «ряды пролетариата пополняются за счет всех классов населения». Маннгейм утверждает, что интеллигенция структурно свободна от искаженных интерпретаций, поскольку «сознательно или бессознательно заинтересована совсем в другом, а не в успехе конкурирующей схемы, которая вытесняет существующую» (G, стр. 232; «сознательно или бессознательно, но для нее имеет значение не подъем на следующую ступень социального бытия, а нечто совсем иное»). Энгельс в очерке о Фейербахе напоминает нам, что «только в среде рабочего класса продолжает... жить, не зачахнув, немецкий интерес ктеории... Здесь нет никаких соображений о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве сверху»*. Как бы то ни было на самом деле, ясно, что и в случае интеллигенции, и в случае пролетариата простого структурного положения данного слоя самого по себе недостаточно для подтверждения их концепций. И действительно, Маннгейм, видимо, приходит к этому выводу, поскольку в более поздней статье признает необходимость «общего знаменателя» и формулы для «перевода» результатов, полученных из разных перспектив (Н, р. 270; «формула для различного перерасчета и перевода различных перспектив»). Однако в связи с этим он не утверждает, что лишь гарантированно занимающие свое место в социальной структуре интеллектуалы могут создавать такие синтезы. Маннгейм также не дает удовлетворительного объяснения, как, с его точки зрения, можно получить «перевод одной перспективы на язык другой». Раз мыш- * Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — К Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе — М.: Госполитиздат, 1961, — т. 21, с. 317. — Примеч. пер. ление экзистенциально детерминировано, кому в этой разноголосице дано право решающего голоса? Таким образом, оказывается, что, делая эпистемологические выводы из социологии знания, Маннгейм пришел к неразрешимым антиномиям. Безусловно, дальнейшие изменения его позиции в недавно обозначившемся направлении приведут к надежной и интегрированной системе анализа. Что касается истинной революции в теории познания, которую он видит в соответствующем расширении социологии познания, можно сказать, что основные принципы этой эпистемологии уже знакомы американским ученым. Именно в работах Пирса и Джеймса, связующим звеном для которых служат Дьюи и Мид, мышление рассматривается лишь как один из многих видов деятельности, как неизбежно связанное с опытом, как то, что можно понять лишь в его связи с некогнитивным опытом, как стимулируемое препятствиями и временно разочаровывающими ситуациями, как включающее абстрактные понятия, которые необходимо постоянно переосмысливать в свете их конкретного применения, как достоверное лишь тогда, когда оно покоится на экспериментальном основании26. Маннгейм внес свой вклад в решение этих проблем, дав ценный анализ роли социальной структуры в выборе направления и активизации-мышления.
Критический тон предшествующего обсуждения не должен вводить в заблуждение. Маннгейм с замечательным мастерством и проницательностью высветил область социологии знания. Методология Маннгейма и сделанные им фундаментальные выводы (если убрать некоторые эпистемологические дефекты, модифицировать введенные им понятия в свете дальнейших эмпирических исследований и устранить имеющиеся у него отдельные случаи логической непоследовательности) уточняют отношения между познанием и социальной структурой, которые до этого оставались неясными. К счастью, Маннгейм признает, что его работа никоим образом не является исчерпывающей — такое определение звучит диссонансом в применении к любой научной работе, — и мы можем ожидать новых значительных открытий благодаря последующим изысканиям на той территории, где он был первопроходцем. 26 В более поздней книге Маннгейм указывает на свое согласие со многими позициями прагматизма (J, 170 f)- В некоторых отношениях, которые мы здесь не можем Рассмотреть, он разделяет также предпосылки операционализма. (См., например, Н. 254, 274—275.) - Примеч. автора. XVI. ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАДИО- И КИНОПРОПАГАНДЫ* В данной главе мы расскажем о некоторых исследованиях в области внутренней пропаганды в радиопередачах и кинофильмах. Назвав тему, мы определим термин «пропаганда» и рассмотрим это определение по ходу нашего обсуждения. Мы понимаем под пропагандой любой ряд символов, влияющих на мнение, убеждение, действие в вопросах, которые общество считает спорными. Эти символы могут быть написанными, напечатанными, произнесенными, нарисованными или музыкальными. Однако если тема считается необсуж-даемой, она не является предметом для пропаганды. В этом смысле утверждение, что 2 и 2 равно 4, в нашем обществе пропагандируется в большей степени, чем моральное утверждение, что инцест матери и сына — зло. Но тем не менее можно пропагандировать убеждение, что наша победа в войне не так уж неизбежна; что подушный налог противоречит определенной концепции демократии; что неблагоразумно в течение военного времени снабжать граждан топливом и бензином по их желанию; что одна религиозная система может потребовать от нас большей преданности, чем другая. В данных спорных вопросах пропаганда становится возможной и, по-видимому, почти неизбежной. Другое общее замечание. Во многих кругах пропаганда часто отождествляется с ложью, обманом и мошенничеством. На наш взгляд, пропаганда не имеет неизбежной связи с правдой или ложью. Достоверное сообщение о потоплении американских торговых кораблей во время войны служит доказательством того, что существует эффективная пропаганда, помогающая гражданам пережить многие утраты, которые в других обстоятельствах они не смогли бы перенести с достоинством. Если мы поддадимся взгляду, что пропаганда — это только ложь, то мы на пути к нигилизму. К тому же признаем, что установка на недоверие, без каких-либо критических оснований, может возникать как защита от осознания утраты или от мешающих фактов © Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006 * В соавторстве с П.Ф. Лазарсфелдом. — Примеч. автора. и информации, которая вызывает страх, дискомфорт или отказ от любимых убеждений. Но время ограничивает слишком развернутую дискуссию по пропаганде, такое обсуждение будет слишком долгим, обладающим всеми прелестями умозрения, неконтролируемого эмпирическими исследованиями. Чтобы уточнить определенные проблемы пропаганды, мы должны обратиться к конкретным деталям пропаганды и разработать определенную процедуру для проверки наших объяснений. Мы не считаем, что общие дискуссии о пропаганде обязательно лишены обоснованности, они лишь преступают границы нашего знания. В них много значительных пробелов. Но, возможно, в этой главе есть ошибки другого рода. Мы собираемся сообщить только о некоторых исследованиях, которые во время Второй мировой войны провело Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета под руководством д-ра Херта Херцог и авторов данной главы. Первая характерная черта этих исследований — изучение установленного влияния на людей отдельных пропагандистских документов. Другая их характерная черта — их методическая ориентация; они представляют основу для рекомендаций сценаристам и продюсерам данной пропаганды. Эти исследования должны быть средством для непосредственного решения и действия. За много лет до бегства в Самоа Роберт Льюис Стивенсон описал невольно именно тот тип ситуации, с которым столкнулись исследователи, работающие в структуре политической деятельности: Мы не кабинетные ученые, исследующие предмет на совесть; мы теоретизируем с пистолетом у своего виска; мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами, в которых мы не более чем за час должны не только принять решение, но и начать действовать. Настоящая глава, таким образом, рассматривает исследования, проведенные «с пистолетом у нашего виска». Наша цель — изложить вопрос так, чтобы вы не спустили курок. Формы анализа пропаганды В определенном смысле точный анализ пропаганды не является нововведением. Влияние фильмов, радиопрограмм и газет изучается по крайней мере последние тридцать лет. Тем не менее до настоящего времени эти исследования обращались к общему воздействию пропагандистского материала в целом. Таким образом, некоторые иссле- дования (например, исследования Л.Л. Турстоун) ограничивались обобщением определенного рода наблюдений: Антинегритянский фильм «Рождение нации» усилил антинегритянские чувства в изучаемой аудитории. Фильм «Улицы шансов», который изображает авантюриста «как интересный, привлекательный характер», по каким-то непонятным причинам приводит к возрастающему осуждению авантюризма. Фильм «Все на Западный фронт» вызвал более заметный протест против войны в группе школьников, чем фильм «Конец путешествия». Вы замечаете, что такие исследования почти не сообщают об особых чертах пропаганды, вызывающей такое влияние. Но именно этот вопрос интересует сценариста и продюсера. Если исследования пропаганды должны оказаться для них полезными, то должны раскрывать не только ее общее воздействие, но и наиболее типичное влияние особых аспектов пропаганды. Каков должен быть характер эффективной пропаганды в конкретных условиях? В этой главе мы рассмотрим образцы современных исследований, в которых определенные черты пропаганды соотнесены с определенными типами реакции. Перед тем как обратиться к методам анализа воздействия пропаганды, мы попробуем рассеять одну общую иллюзию. Очевидно, что создатели пропаганды не знают в целом, как аудитория будет реагировать на их материалы, полагаясь только на свою интуицию или замечая свои собственные реакции. Некоторые примеры, первый из которых скорее просветительский, чем пропагандистский, проиллюстрируют, насколько неожиданные реакции могут вызвать у аудитории сценаристы. Во время Второй мировой войны один опытный автор подготовил черновик инструкций по использованию промтоварных карточек в настолько понятных выражениях, насколько мог. Психологи-консультанты помогали ему в этой задаче. Обученные интервьюеры представляли эти инструкции домохозяйкам и наблюдали за их реакцией. На основе этих наблюдений был подготовлен второй вариант инструкций. Он также был проверен в опросах и, в конце концов, был принят третий модифицированный вариант. Основная задача состояла в том, чтобы объяснить, что промтоварные карточки различной ценности можно сложить для получения определенного числа единиц. Авторы предположили, что поскольку большинство людей имеют опыт использования почтовых марок, то будет полезно использовать аналогию с ними в инструкциях. Кто бы мог предвидеть в тиши кабинета, что эта простая аналогия может вызвать комментарии, подобные следующим: Я не имел в виду, что вы должны посылать их по почте. Их не нужно приклеивать куда-либо. Этот тривиальный пример непредвиденной реакции отражает нарушения, возникающие при передаче информации. Другой иллюстрацией может стать фильм, который подчеркивает жестокость и аморальность нацистов. Эпизоды, которые явно показывают, что нацисты абсолютно равнодушны к общим человеческим нормам, аудитория иногда оценивает с чисто технической точки зрения: они считают это иллюстрацией оперативности нацистов. Аудитория не обращает внимания на эмоциональный и моральный смысл, к которому стремились продюсеры этого фильма. Такой же образец непредвиденной реакции мы находим после радиопередач. На радио под руководством медицинского общества была проведена беседа о рентгеновских лучах как часть кампании, направленной на содействие «правильному» использованию медицинских служб гражданами. Лектор — известный рентгенолог — старался убедить своих слушателей не обращаться к врачам, не имеющим лицензии (шарлатанам), для рентгеновского обследования и лечения. Стараясь быть убедительным, он несколько раз подчеркнул «опасность использования рентгеновских лучей и проведения рентгеновского обследования». Добрые намерения рентгенолога вызвали неожиданное беспокойство. Некоторые представители аудитории (как раз те, которые не лечились у шарлатанов) выразили свой внезапно возникший страх: Людей заставляли отказаться от рентгена. Создалось впечатление опасности. Сам доктор использует свинец и надевает перчатки. Люди не хотят подвергаться рентгену после услышанного. Их испугали. Я почувствовал, что рентген может причинить вред. Слушая о токах и тому подобном, я подумал, что это по крайней мере неприятно. Образец непредвиденной реакции поднимает несколько основных вопросов. Каким образом мы можем проанализировать пропаганду в фильмах, на радио и в печати, чтобы определить, чем скорее всего вызван данный эффект? Процедура для решения этой задачи известна как анализ содержания. Есть и другие вопросы. Как мы можем убедиться, что рассматриваемая реакция действительно вызвана Данной пропагандой? Насколько мы можем объяснить расхождение между ожидаемой и действительной реакцией? Можем ли мы накопить опыт и интерпретации, которые дадут нам возможность более точно предсказать реакции на различные типы пропаганды и, таким образом, уменьшить или предотвратить нежелательные реакции с по- мощью внесения соответствующих поправок в пропагандистский материал до его выхода в свет? Процедуру, предложенную для ответа на эти вопросы, мы назовем анализом реакций. А сейчас мы обратимся к тому, что считаем своей главной задачей: сообщить о нашем двухлетнем опыте анализа различных типов пропаганды. Возможно, мы сможем сделать более понятными разработанные нами методы анализа содержания и анализа реакций, если сосредоточимся на проблемах, с которыми мы на самом деле столкнулись в наших исследованиях. Анализ содержания Для того чтобы определить возможные типы реакции на пропагандистский документ (брошюру, кино или радиопрограмму), он в первую очередь тщательно изучается и в целом, и в его отдельных компонентах, аспектах. Можно предположить, что любой человек, который ознакомился с пропагандистским материалом, будет знать его содержание. Но на самом деле это не так. Для анализа содержания необходимы определенные методы, основанные на практическом опыте, а также на психологической и социологической теории; они помогают понять вероятные реакции на содержание. Недостаточно одного лишь поверхностного взгляда. Содержание 15-минутной радиопрограммы или часового фильма можно адекватно оценить только благодаря систематическим методам. Как необходим полевой бинокль для различения объекта на далеком расстоянии, точно так же нам нужны средства, иногда удивительно простые средства, для того чтобы понять поток переживаний в течение большого периода времени. Таких средств множество, начиная с метода подсчета частоты определенных ключевых символов и заканчивая другим методом определения структуры пропагандистского материала в целом или всей пропагандистской кампании. Рассмотрим несколько примеров использования самого простого метода—анализа символов. Регулярные пропагандистские радиопрограммы содержали примерно 1000 символов, обозначающих как Организацию Объединенных Наций (или ее членов, помимо Соединенных Штатов), так и Ось Держав Берлин — Рим (отдельные страны или в целом). Исследуя частоту использования соответствующих наборов символов в двенадцати программах, мы выявили определенную закономерность, которая отражает структуру программы, но расходится с явным намерением продюсера. Почти во всех программах частота использования символов Организации Объединенных Наций точно со- ответствовала частоте использования символов, относящихся к Оси Держав Берлин — Рим: рост или уменьшение в одном ряду символов связаны с ростом или уменьшением в другом ряду символов. В связи с этим на передний план выходит важная модель в этой пропагандистской программе. Интерес к Организации Объединенных Наций в основном ограничен ее ролью в войне с Осью Держав Берлин — Рим: они редко упоминаются в другой связи. Согласно радиопередачам, Организация Объединенных Наций выглядит «друзьями на черный день»: интерес к ним главным образом проявляется как к союзникам, помогающим в борьбе с Осью Держав Берлин — Рим, а не как к союзникам, с которыми существуют и другие близкие связи, не зависящие от войны. В радиопрограммах о них рассказывают не как об обществах, но только как о нациях, демонстрирующих военную отвагу и мужество. Мы отдаем честь героически погибшим русским и довольны, что они — враги Гитлера. Мы восхваляем англичан, которые так долго охраняют крепость Британию от нацистов. Мы сочувствуем судьбе оккупированных наций, и опять же интерес к этим нациям ограничен их страданиями в руках врага. Мы обнаружили связь между частотой символов, относящихся к Организации Объединенных Наций и к Оси Держав Берлин — Рим, поскольку упоминание Организации Объединенных Наций было связано с этой основной темой. Следует отметить, что комментаторы, а также, вероятно, продюсеры этих радиопрограмм не обнаружили лежащую в их основании структуру, не обращая внимания на ее символический итог. Эта серия радиопрограмм также широко использует персонификацию как стереотипное отношение к врагу: около 25 процентов всех символов, относящихся к врагам, — это Гитлер, Муссолини, Геринг и так далее; напротив, только четыре процента ссылок на Организацию Объединенных Наций и 11 процентов ссылок на Соединенные Штаты содержат персонификацию. Такое использование упрощенной стереотипной персонификации дает представление о враге как о небольшой, по сути, банде злодеев и подразумевает, что как только эти люди будут уничтожены, все будет хорошо. Слушатели легко воспринимают такой род персонификации, поскольку он соответствует широко распространенным наивным идеям: например, аналогичным является представление о том, что мы должны бороться с преступлением, главным образом наказывая преступников, а не профилактическими мерами. Более того, мы обнаружили, что мнение опрошенных людей, которые посмотрели документальный фильм, отражает выборочное употребление выражений, используемых для характеристики врага в этом фильме. Таким образом, если комментатор фильма намного чаще отождествляет с врагом единственную сатанинскую фигуру — Гитлера или весь немецкий народ, а не нацистскую партию, это отражается в образцах реакции аудитории. Чтобы осознать значительную политическую важность данной проблемы, мы должны лишь вспомнить реакцию на пункт об ответственности за развязывание войны в Версальском договоре. Современная пропаганда может небрежно проигнорировать фашистский или нацистский характер врага и, таким образом, проложить неверное русло для агрессивных настроений в послевоенный период. Еще один пример мы возьмем из брошюры о неграх. В брошюре есть две основные темы: известно, что негры продолжают страдать от дискриминации, но тем не менее они достигли большого прогресса в нашем демократическом обществе, которое дало возможность многим неграм достичь личного успеха и внести свой вклад в общественное благосостояние. Напротив, Гитлер всегда выражал презрение к цветным людям, и если бы он победил в войне, все завоевания негров были бы уничтожены. Таким образом, содержание брошюры можно подразделить на две категории: материал, относящийся к «завоеваниям и достижениям негров в демократическом обществе», и «лишения, которыми угрожает неграм победа Гитлера». В брошюре 189 параграфов и заголовков. 84 процента рассказывают о современных завоеваниях и 16 процентов о возможных потерях при нацизме. Создатели брошюры, по-видимому, считают обоснованным такое распределение для акцентирования этих двух тем. Но брошюра содержит два типа представления информации. Первый — это статья известного негритянского автора, второй — ряд приковывающих внимание фотографий с краткими подписями. В нашем дальнейшем анализе содержания мы обнаружили, что подписи под фотографиями и текст статьи раскрывают обе темы в совершенно разных пропорциях. В статье примерно 73 процента пунктов относятся к потерям при Гитлере и 27 процентов к завоеваниям в демократическом обществе, тогда как 98 процентов фотографий и подписей относятся к достижениям негров в демократическом обществе и только два процента к гитлеровской угрозе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|