Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика исследования




Испытуемые: Студенты 1-го (средний возраст 17,47±0,06) и 5-го курса (средний возраст 22,57±0,06) Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет). Студенты 1-го (средний возраст 17,47±0,06) и 5-го курса (средний возраст 22,47±0,06) Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, обучающихся по специальности «Психология». Всего в исследовании приняли участие 60 человек.

Используемые методики: Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:

1) Психодиагностические методики:

- Тест Векслера;

- «Прогрессивные матрицы Равена»;

- «Краткий тест творческого мышления» П.Торренса, адаптация И.С.Авериной, Е.И.Щеблаговой;

2) Методы математической статистики:

- метод ранговой корреляции Спирмена

- U – критерий Манна Уитни.

1. Тест Векслера.

Оценочная система Векслера максимально приближалась к стандарту IQ. Методика позволяет измерить уровень развития общего интеллекта, продуктивности вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, провести диагностику уровня развития частных интеллектуальных способностей и потенциала обучаемости. Использование Теста Д. Векслера наиболее эффективно для выявления интеллектуально одаренных лиц, причин неуспеваемости, диагностики умственной отсталости, уточнения клинической картины некоторых нервно-психических заболеваний, консультирования при выборе карьеры.

Условия проведения:

Тест проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Перед началом тестирования необходимо убедиться в наличии и исправности секундомера. Субтесты предъявляются испытуемому в порядке их нумерации. Экспериментатор обязан предварительно изучить правила оценки ответов с тем, чтобы, вкратце записывая его ответы, сразу выставлять численные оценки. В вербальных субтестах допускаются уточняющие вопросы со стороны экспериментатора в том случае, если ответ испытуемого не может быть уверенно оценен.

Инструкция.

Со всеми испытуемыми начинают с 5-го вопроса. Если испытуемый не справился ни с 5-м, ни с 6-м вопросами, предъявляют вопросы с 1-го по 4-й. Если испытуемый не справился с заданиями со 2-го по 4-й, тестирование прекращают; но если на какой-либо из вопросв 2,3 или 4 дан правильный ответ, переходят на 7-й. Если ответ неполный или неясный, экспериментатор может попросить испытуемого дать более полное объяснение. Экспериментатору не разрешается произносить слова по буквам или изменять формулировку вопроса.

Тестирование прекращают после 5-ти последовательных неудач испытуемого.

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ, дробные оценки не допускаются. Прибавляется 4 балла испытуемым, которым не предъявлялись вопросы 1-4. Максимальная оценка - 29 баллов.

Обработка результатов тестирования.

Суммы баллов в виде профиля наносятся на стандартные шкалы, затем считываются шкальные оценки по каждому субтесту. Затем они суммируются, складываются, и результат вписывается в строку «Общая оценка». По таблице определяется показатель IQ.

Классификация IQ-показателей по Векслеру:

· 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения

· 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения

· 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%

· 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения

· 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%

· 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения

· 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%

2. «Прогрессивные матрицы Равена»

В нем проверяется способность к установлению логических отношений с использованием абстрактного невербального материала. Этот тест широко применяется в разных областях психологической диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.

Выполнение заданий требует от человека хорошей концентрации внимания, способности к оперированию умственными образами, логического мышления, развитых мыслительных операций (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение). На успешность выполнения теста влияет также уровень развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия.

Условия проведения:

Время экспозиции матриц рассчитывается, исходя из следующего стандарта: решение полного теста занимает обычно 20-25 м. Учитывая, что он содержит 60 матриц, среднее время на 1 задачу составляет около 20 с, но так как отдельные серии не совсем идентичны, для серий С и D это время варьирует от 3-5 с для 1-4 задач, 6-10 с - для 5-8 задач, 11-15 с - для 9-12 задач. Время экспозиции указано приблизительно, оно допускает некоторое увеличение или сокращение в зависимости от целей исследования, хода эксперимента и контингента испытуемых.

Задание может быть рекомендовано для взрослых и детей, начиная со старшего подросткового возраста (в этом случае надо несколько упростить пояснение к решению задач).

Число проб в эксперименте равно 10-12. Оцениваемыми параметрами являются: высота, устойчивость и адекватность уровня притязаний.

В черно-белом варианте – для взрослых – пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных матриц, расположенных по принципу возрастающей сложности (всего 60 матриц). Сложность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Предполагается, что первые пять заданий серии А испытуемый выполняет с помощью экспериментатора, затем он работает самостоятельно. Подразумевается, что в процессе выполнения заданий происходит обучение – каждое последующее задание строится на основе опыта, полученного при выполнении предыдущих заданий. Само название теста – "Прогрессивные матрицы" – подразумевает наличие некоего прогресса.

Инструкция.

"Перед Вами карточки с номерами задач. Номера обозначают степень сложности заданий. От 1 к 12 номеру трудность задач возрастает. На решение каждой задачи отведено определенное время. Если Вы не успеете выполнить задачу за это время, она будет считаться нерешенной. Задания Вы можете выбирать самостоятельно. Укажите, пожалуйста, номер задачи, которую Вы хотите решать". После того, как испытуемый назовет номер, ему предъявляется соответствующая матрица, и на ней делаются пояснения сути предлагаемой задачи: "Расположение фигур, которые Вы видите, подчинено определенной логической связи. Ее надо найти и дополнить матрицу недостающим элементом, выбрав из приведенных восьми вариантов".

Обработка результатов тестирования.

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам проводятся в соответствии с возрастными нормами в соответствии в процентили или станайты. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ показатель.

Показатели IQ Уровень развития интеллекта
Свыше 140 незаурядный, выдающийся интеллект
121-140 высокий уровень интеллекта
111-120 интеллект выше среднего
91-110 средний уровень интеллекта
81-90 интеллект ниже среднего
71-80 низкий уровень интеллекта
51-70 лѐгкая степень слабоумия
21-50 средняя степень слабоумия
0-20 тяжѐлая степень слабоумия

 

3. «Краткий тест творческого мышления» П.Торренса.

В мировой психологической практике тест П.Торренса является валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Несмотря на то, что при создании методики П.Торренс ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности, на сегодняшний день данная методика является одной из лучших. Тест диагностирует креативные способности, которые проявлятся в признанной творческой продукции. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что данная методика полностью соответствует нашим требованиям и задачам нашего исследования.

Условия проведения:

Тест проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется только в благоприятных условиях. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 минуты.

Данный вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (оригинальность понимается как статистическая редкость ответа). Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П.Торренсс считает, это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышленияи отклонение от общепринятого.

А.Н.Ворониным и его сотрудниками была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершения картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-94-х годах в лабаратории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной активности, как некоторой способности к «порождению» нового, оригинальногоь продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами – вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначения испытуемым нарисованного материала некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и сипользуется лишь для более ясного понимания рисунка.

Инструкция.

«Перед Вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно, что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Обработка результатов тестирования.

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней.

В данной работе краткий тест П.Торренса «Завершение картинок» был адаптирован для студенческой выборки, а именно для студентов художественного и психологического направления подготовки.

1 шаг – определить количество реливантных рисунков (которые соответствуют инструкции);

2 шаг – вычисление беглости мышления. Определяется по количеству реливантных рисунков и измеряется в баллах;

3 шаг – вычисление гибкости мышления. Определяется по количеству неповторяемых идей рисунков (за повтор 1 балл);

4 шаг – вычисление оригинальности мышления:

- учитывается количество рисунков данного типа;

- максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых. Если оригинальность рисунка равняется 1, то такой рисунок признается уникальным.

5 шаг – разработанность мышления. Начисляется 1 балл за перечень предметов по каждому рисунку:

- использование штриховки;

- закрашивание;

- рисование объема;

- расположение рисунка под углом 90 градусов и более;

- необычность рисунка;

- украшение и вариации оформления рисункак (пейзаж, много дополнений);

- название рисунка.

Норма.

Беглость – 9,2+ 1,4 (8-10 баллов);

Гибкость – 7,6+1,6 (6-8 баллов);

Оригинальность – 10,0+3,4 (7-13 баллов);

Точность – 31,3+15,3 (15-46 баллов).

 

4. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient) — мера линейной связи между случайными величинами. Для оценки силы связи между величиными используются не численные значения, а соответствующие им ранги. Этот коэффициент определяет степень тесноты и направленность связи признаков. Величина коэффициента лежит в интервале от +1 до -1. Абсолютное значение характеризует тесноту связи, а знак - направленность связи между двумя признаками.

 

5. U-критерий Мана-Уитни – непараметрический критерий, предназначенный для сравнения независимых выборок.
В отличие от t-критерия Стьюдента, U-критерий не требует проверки на нормальность распределения, с его помощью можно сравнивать маленькие выборки объёмом от 3-х наблюдений. Так же он подходит для сравнения выборок, данные в которых распределены ненормально.

Аппаратура: Исследование проводилось без специальной аппаратуры.

Процедура проведения эксперимента: Тестирование проводилось в течение месяца. Испытуемым раздавался стимульный материал к тесту сбланками ответов (см. приложение). Группе зачитывалась инструкция и доводилась до полного понимания испытуемых. После тестирования собирались бланки ответов, проверялось наличие ответов на все утверждения теста. Время тестирования в среднем занимало от 1,5 до 2 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...