Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования




Цель первого блока экспериментального исследования: изучение общего и вербального интеллекта и динамики развития способностей в процессе учебной деятельности.

Показатель уровня развития общего и вербального интеллекта определяет способность студентов на самостоятельную постановку проблем (интеллектуальную инициативу), самостоятельный способ решения уже готовых проблем, т.е отсутствие шаблона, ригидности в мыслительной и исполнительской деятельности.

 

Таблица 1

Средние значения IQ по методикам Равена и Векслера

у испытуемых 1 курс

 

Методика/группа Художники 1 курс Психологи 1 курс
СПМ Равена 100,60±5,28 104,13±8,81
Векслер 104,07±8,97 106,13±5,95

Рисунок 1. Уровень значения IQ по методикам Равена и Векслера

 

Показатель общего интеллекта у «художников» 1 курса (100,60±5,28) ниже, чем у «психологов» 1 курса (104,13±8,81); уровень вербального интеллекта выше у «психологов» 1 курса (106,13±5,95), чем у «художников» 1 курса (104,07±8,97).

Как следует из приведенных данных в таблице 1 и рисунке 1, выявлена следующая эмпирическая закономерность – независимо от выбранной профессии во всех группах испытуемых уровень IQ-показателей по Векслеру – «хорошая норма», показателя IQ по методике СПМ Равена – «средний уровень интеллекта».

При этом оценка различий между «художниками» 1 –го курса и «психологами» 1 –го курса уровня развития общего (СПМ Равена) и вербального (Векслер) интеллекта, используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню уровня развития общего интеллекта находятся в зоне значимости (Uэмп=52,5); по развитию вербального интеллекта находится в зоне статистической незначимости (Uэмп=84).

 

Таблица 2

Изменение показателей IQ по методикам Равена и Векслера

у испытуемых в процессе учебной деятельности.

 

Методика/ группа Художники 1 курс Художники 5 курс Психологи 1 курс Психологи 5 курс
СПМ Равена 100,60±5,28 101,40 ±4,34 104,13±8,81 105,13±5,36
Векслер 104,07±8,97 109,13±10,39 106,13±5,95 116,07±9,12

 

Рисунок 2. Динамика показателей IQ по методикам Равена и Векслера

 

Как следует из приведенных данных в таблице 2 и рисунке 2, выявлена положительная динамика развития способностей интеллекта в процессе учебной деятельности (показатели IQ по методике СПМ Равена и шкале вербального интеллекта Векслера) у «художников» и «психологов».

Уровень развития общих способностей у «художников» 1-го курса составляет – 100,60±5,28; вербальных способностей – 104,07±8,97. В процессе учебной деятельности у художников 5 курса наблюдается рост уровня вербального интеллекта – 109,13±10,39, уровня общих способностей – 101,40 ±4,34.

Различия между «художниками» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) не достигают уровня статистической значимости (Uэмп=98,5).

Различия между «художниками» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) находятся в зоне неопределенности (Uэмп=65,5).

Уровень развития общих способностей у «психологов» 1-го курса составляет – 104,13±8,81; вербальных способностей – 106,13±5,95. В процессе учебной деятельности у «психологов» 5-го курс наблюдается рост уровня вербального интеллекта - 116,07±9,12, уровня общих способностей –105,13±5,36.

Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) не достигают уровня статистической значимости (Uэмп=96).

Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) статистически значимы (Uэмп=29,5).

Различия между «художнниками» 5-го курса и «психологами» 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) статистически значимы (Uэмп=46).

Различия между «художнниками» 5-го курса и «психологами» 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) находятся в зоне значимости (Uэмп=52,5).

Цель второго блока экспериментального исследования: изучение основных характеристик креативного мышления и динамики их развития в процессе профессионального обучения.

 

 

Таблица 3

Средние значения показателей креативности по методике П.Торренса

у испытуемых 1 курс.

 

«Краткий тест творческого мышления» П.Торренса. Художники 1 курс Психологи 1 курс
   
Беглость 5,93±0,26 5,80±0,83
Оригинальность 5,66±0,94 4,86±1,54
Гибкость 5,66±1,01 4,80±1,51
Точность 14,20±2,25 12,46±2,21

 

Рисунок 3. Уровень показателей креативности по методике П.Торренса

у «художников» и «психологов» 1 курс.

 

Показатель уровня «беглости» примерно одинаков у всех групп испытуемых 1-х курсов обучения: у «художников» (5,93±0,26) и «психологов» (5,80±0,83); уровень «оригинальности» выше у «художников» (5,66±0,94), чем у «психологов (4,86±1,54). Уровень «точности» у «художников» (14,20±2,25) выше, чем у «психологов» (12,46±2,21). Уровни «гибкости» «художников» (5,66±1,01) выше, чем у «психологов (4,80±1,51).

Как следует из приведенных данных в таблице 3 и рисунке 3, у художников по сравнению с психологами наблюдается высокий уровень таких креативных показателей как оригинальность, точность и гибкость.

При этом оценка различий между «художниками» 1 –го курса и «психологами» 1 –го курса уровня развития творческих способностей (Торренс), используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню показателей «беглость» Uэмп=104, «оригинальность» Uэмп=75,5 и «гибкость» Uэмп=72,5 находятся в зоне статистической незначимости; по показателю «точность» Uэмп=69 находится в зоне неопределенности.

 

Таблица 4

Изменение показателей креативности по методике П.Торренса

у испытуемых в процессе учебной деятельности.

 

«Краткий тест творческого мышления» П.Торренса. Художники 1 курс Художники 5 курс Психологи 1 курс Психологи 5 курс
     
Беглость 5,93±0,26 9,53±0,71 5,80±0,83 9,33±0,78
Оригиналь- ность 5,66±0,94 12,06 ±2,38 4,86±1,54 10,26±2,46
Гибкость 5,66±1,01 11,67±2,21 4,80±1,51 6,46±1,58
Точность 14,20±2,25 28,20±4,35 12,46±2,21 19,73±4,14

 

Рисунок 4. Динамика развития ноказателей креативности по методике П.Торренса

 

Как следует из приведенных данных в таблице 4 и рисунке 4, по результатам исследования развития творческих способностей выявлена следующая динамика развития способностей в процессе учебной деятельности.

У «художников» 5-го курса показатели уровня развития «точности», «гибкости» и «оригинальности» выше, чем у «художников» 1-го курса.

Различия между «художниками» 1 –го курса и 5 –го курса по показателю уровня развития творческих способностей (Торренс), выявленые с помощью U-критерия Манна-Уитни статистически достоверны по следующим параметрам: «беглость» (Uэмп=2); «оригинальность» (Uэмп=0,5); «гибкость» (Uэмп=0,5); «точность» (Uэмп=0,5).

У «психологов» 5-го курса показатели уровня развития «точности», «беглости» и «оригинальности» выше, чем у «психологов» 1-го курса.

Различия между «психологами» 1 –го курса и 5 –го курса по показателю уровня развития творческих способностей (Торренс), выявленые с помощью U-критерия Манна-Уитни статистически достоверны по следующим параметрам: «беглость» (Uэмп=1,5); «оригинальность» (Uэмп=5,5); «гибкость» (Uэмп=53,5); «точность» (Uэмп=8).

Попарное сравнение показателей выборок между собой еще раз подтвердило сделанный вывод: существует позитивная динамика развития творческих способностей испытуемых в процессе их профессионального обучения.

За время обучения (1-5 курсы) у «художников» увеличивается уровень «оригинальности» (5,87±0,10 и 12,53 ±0,11). Уровень «оригинальности» у художников выше, чем у «психологов» (4,87±0,10 и 10,30±0,12).

За время обучения (1-5 курсы) у «психологов» увеличивается уровень «беглости» (5,87±0,18 и 9,20±0,09). Показатель уровня «беглости» выше у «психологов», чем у «художников» (5,92±0,18 и 9,60±0,09).

При этом оценка различий между «художниками» 5 –го курса и «психологами» 5 –го курса уровня развития творческих способностей (Торренс), используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню показателей «гибкость» Uэмп=5,5 и «точность» Uэмп=18,5 находятся в зоне значимости; по показателю «оригинальность» Uэмп=69,5 находится в зоне неопределенности; по показателю «беглость» Uэмп=97, «находятся в зоне статистической незначимости.

Цель третьего блока экспериментального исследования: изучение взаимосвязи креативности с общим и вербальным интеллектом.

Вербальный интеллект отражает приобретенные способности индивидом, общий интеллект - его природные психофизиологические возможности. Интеллект – это овладение теми операциями, которые необходимы для познания окружающего, восприятия новых социальных условий. Интеллект решает актуальные задачи, творчество – это вторичный интеллектуальный процесс, ориентированный на будущее – изменение, преобразование, соединение.

Для сопоставления результатов в группе испытуемых, с целью оценки достоверности взаимосвязи между интеллектом и креативностью мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

В зависимости от коэффициента корреляции различают следующие корреляционные связи:

- сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70;

- средняя (при 0,50<r<0,69);

- умеренная (при 0,30<r<0,49);

- слабая (при 0,20<r<0,29);

- очень слабая (при r<0,19).

 

 

Таблица 5

 

Зависимость между факторами креативности и интеллекта

 

    беглость оригинальность гибкость точность
«Художники»  
Равен r=0,02 р≥0,05 r=0,02 р≥0,05 r=-0,19 р≥0,05 r=0,33 р≥0,05
Векслер r=0,21 р≥0,05 r=0,32 р≥0,05 r=-0,44 р≤0,05 умененная r=0,17 р≥0,05
«Психологи»  
Равен r=-0,16 р≥0,05 r=-0,19 р≥0,05 r=-0,27 р≥0,05 r=0,09 р≥0,05
Векслер r=0,34 р≥0,05 r=0,51 р≤0,01 средняя r=0,48 р≤0,01 умеренная r=0,56 р≤0,01 средняя

 

 

Анализируя взаимосвязь показателей уровня развития общего и вербального интеллекта с уровнем развития креативности, мы наблюдаем различную тесноту и направленность связи признаков.

У «художников» связь показателей общего интеллекта (СПМ Равена) с показателями креативности «беглость» (r=0,02 р≥0,05), «оригинальность» (r=0,02 р≥0,05), «гибкость» (r=-0,19 р≥0,05) и «точность» (r=0,33 р≥0,05) находится в зоне незначимости.

У «художников» связь показателей вербального интеллекта (Векслер) с показателями креативности «беглость» (r=0,21 р≥0,05), «оригинальность» (r=0,32 р≥0,05) и «точность» (r=0,17 р≥0,05) находится в зоне незначимости. Коэффициент ранговой корреляции показателей вербального интеллекта и показателя креативности «гибкость» (r=-0,44 р≤0,05) находится в зоне значимости и имеет отрицательную направленность.

У «психологов» связь показателей общего интеллекта (СПМ Равена) с показателями креативности «беглость» (r=-0,16 р≥0,05), «оригинальность» (r=-0,19 р≥0,05), «гибкость» (r=-0,27 р≥0,05) и «точность» (r=0,09 р≥0,05) находится в зоне незначимости.

У «психологов» связь показателей вербального интеллекта (Векслер) с показателями креативности «оригинальность» (r=0,51 р≤0,01), «гибкость» (r=0,48 р≤0,01) и «точность» (r=0,56 р≤0,01) находится в зоне значимости и имеет положительную направленность. Коэффициент ранговой корреляции показателей вербального интеллекта и показателя креативности «беглость» (r=0,34 р≥0,05) находится в зоне незначимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...