Результаты исследования
Цель первого блока экспериментального исследования: изучение общего и вербального интеллекта и динамики развития способностей в процессе учебной деятельности. Показатель уровня развития общего и вербального интеллекта определяет способность студентов на самостоятельную постановку проблем (интеллектуальную инициативу), самостоятельный способ решения уже готовых проблем, т.е отсутствие шаблона, ригидности в мыслительной и исполнительской деятельности.
Таблица 1 Средние значения IQ по методикам Равена и Векслера у испытуемых 1 курс
Рисунок 1. Уровень значения IQ по методикам Равена и Векслера
Показатель общего интеллекта у «художников» 1 курса (100,60±5,28) ниже, чем у «психологов» 1 курса (104,13±8,81); уровень вербального интеллекта выше у «психологов» 1 курса (106,13±5,95), чем у «художников» 1 курса (104,07±8,97). Как следует из приведенных данных в таблице 1 и рисунке 1, выявлена следующая эмпирическая закономерность – независимо от выбранной профессии во всех группах испытуемых уровень IQ-показателей по Векслеру – «хорошая норма», показателя IQ по методике СПМ Равена – «средний уровень интеллекта». При этом оценка различий между «художниками» 1 –го курса и «психологами» 1 –го курса уровня развития общего (СПМ Равена) и вербального (Векслер) интеллекта, используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню уровня развития общего интеллекта находятся в зоне значимости (Uэмп=52,5); по развитию вербального интеллекта находится в зоне статистической незначимости (Uэмп=84).
Таблица 2 Изменение показателей IQ по методикам Равена и Векслера у испытуемых в процессе учебной деятельности.
Рисунок 2. Динамика показателей IQ по методикам Равена и Векслера
Как следует из приведенных данных в таблице 2 и рисунке 2, выявлена положительная динамика развития способностей интеллекта в процессе учебной деятельности (показатели IQ по методике СПМ Равена и шкале вербального интеллекта Векслера) у «художников» и «психологов». Уровень развития общих способностей у «художников» 1-го курса составляет – 100,60±5,28; вербальных способностей – 104,07±8,97. В процессе учебной деятельности у художников 5 курса наблюдается рост уровня вербального интеллекта – 109,13±10,39, уровня общих способностей – 101,40 ±4,34. Различия между «художниками» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) не достигают уровня статистической значимости (Uэмп=98,5). Различия между «художниками» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) находятся в зоне неопределенности (Uэмп=65,5). Уровень развития общих способностей у «психологов» 1-го курса составляет – 104,13±8,81; вербальных способностей – 106,13±5,95. В процессе учебной деятельности у «психологов» 5-го курс наблюдается рост уровня вербального интеллекта - 116,07±9,12, уровня общих способностей –105,13±5,36. Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) не достигают уровня статистической значимости (Uэмп=96). Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) статистически значимы (Uэмп=29,5). Различия между «художнниками» 5-го курса и «психологами» 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) статистически значимы (Uэмп=46).
Различия между «художнниками» 5-го курса и «психологами» 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) находятся в зоне значимости (Uэмп=52,5). Цель второго блока экспериментального исследования: изучение основных характеристик креативного мышления и динамики их развития в процессе профессионального обучения.
Таблица 3 Средние значения показателей креативности по методике П.Торренса у испытуемых 1 курс.
Рисунок 3. Уровень показателей креативности по методике П.Торренса у «художников» и «психологов» 1 курс.
Показатель уровня «беглости» примерно одинаков у всех групп испытуемых 1-х курсов обучения: у «художников» (5,93±0,26) и «психологов» (5,80±0,83); уровень «оригинальности» выше у «художников» (5,66±0,94), чем у «психологов (4,86±1,54). Уровень «точности» у «художников» (14,20±2,25) выше, чем у «психологов» (12,46±2,21). Уровни «гибкости» «художников» (5,66±1,01) выше, чем у «психологов (4,80±1,51). Как следует из приведенных данных в таблице 3 и рисунке 3, у художников по сравнению с психологами наблюдается высокий уровень таких креативных показателей как оригинальность, точность и гибкость. При этом оценка различий между «художниками» 1 –го курса и «психологами» 1 –го курса уровня развития творческих способностей (Торренс), используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню показателей «беглость» Uэмп=104, «оригинальность» Uэмп=75,5 и «гибкость» Uэмп=72,5 находятся в зоне статистической незначимости; по показателю «точность» Uэмп=69 находится в зоне неопределенности.
Таблица 4 Изменение показателей креативности по методике П.Торренса у испытуемых в процессе учебной деятельности.
Рисунок 4. Динамика развития ноказателей креативности по методике П.Торренса
Как следует из приведенных данных в таблице 4 и рисунке 4, по результатам исследования развития творческих способностей выявлена следующая динамика развития способностей в процессе учебной деятельности. У «художников» 5-го курса показатели уровня развития «точности», «гибкости» и «оригинальности» выше, чем у «художников» 1-го курса. Различия между «художниками» 1 –го курса и 5 –го курса по показателю уровня развития творческих способностей (Торренс), выявленые с помощью U-критерия Манна-Уитни статистически достоверны по следующим параметрам: «беглость» (Uэмп=2); «оригинальность» (Uэмп=0,5); «гибкость» (Uэмп=0,5); «точность» (Uэмп=0,5). У «психологов» 5-го курса показатели уровня развития «точности», «беглости» и «оригинальности» выше, чем у «психологов» 1-го курса. Различия между «психологами» 1 –го курса и 5 –го курса по показателю уровня развития творческих способностей (Торренс), выявленые с помощью U-критерия Манна-Уитни статистически достоверны по следующим параметрам: «беглость» (Uэмп=1,5); «оригинальность» (Uэмп=5,5); «гибкость» (Uэмп=53,5); «точность» (Uэмп=8). Попарное сравнение показателей выборок между собой еще раз подтвердило сделанный вывод: существует позитивная динамика развития творческих способностей испытуемых в процессе их профессионального обучения. За время обучения (1-5 курсы) у «художников» увеличивается уровень «оригинальности» (5,87±0,10 и 12,53 ±0,11). Уровень «оригинальности» у художников выше, чем у «психологов» (4,87±0,10 и 10,30±0,12). За время обучения (1-5 курсы) у «психологов» увеличивается уровень «беглости» (5,87±0,18 и 9,20±0,09). Показатель уровня «беглости» выше у «психологов», чем у «художников» (5,92±0,18 и 9,60±0,09). При этом оценка различий между «художниками» 5 –го курса и «психологами» 5 –го курса уровня развития творческих способностей (Торренс), используя U-критерий Манна-Уитни, дала следующие результаты. Различия по уровню показателей «гибкость» Uэмп=5,5 и «точность» Uэмп=18,5 находятся в зоне значимости; по показателю «оригинальность» Uэмп=69,5 находится в зоне неопределенности; по показателю «беглость» Uэмп=97, «находятся в зоне статистической незначимости.
Цель третьего блока экспериментального исследования: изучение взаимосвязи креативности с общим и вербальным интеллектом. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности индивидом, общий интеллект - его природные психофизиологические возможности. Интеллект – это овладение теми операциями, которые необходимы для познания окружающего, восприятия новых социальных условий. Интеллект решает актуальные задачи, творчество – это вторичный интеллектуальный процесс, ориентированный на будущее – изменение, преобразование, соединение. Для сопоставления результатов в группе испытуемых, с целью оценки достоверности взаимосвязи между интеллектом и креативностью мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. В зависимости от коэффициента корреляции различают следующие корреляционные связи: - сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70; - средняя (при 0,50<r<0,69); - умеренная (при 0,30<r<0,49); - слабая (при 0,20<r<0,29); - очень слабая (при r<0,19).
Таблица 5
Зависимость между факторами креативности и интеллекта
Анализируя взаимосвязь показателей уровня развития общего и вербального интеллекта с уровнем развития креативности, мы наблюдаем различную тесноту и направленность связи признаков. У «художников» связь показателей общего интеллекта (СПМ Равена) с показателями креативности «беглость» (r=0,02 р≥0,05), «оригинальность» (r=0,02 р≥0,05), «гибкость» (r=-0,19 р≥0,05) и «точность» (r=0,33 р≥0,05) находится в зоне незначимости.
У «художников» связь показателей вербального интеллекта (Векслер) с показателями креативности «беглость» (r=0,21 р≥0,05), «оригинальность» (r=0,32 р≥0,05) и «точность» (r=0,17 р≥0,05) находится в зоне незначимости. Коэффициент ранговой корреляции показателей вербального интеллекта и показателя креативности «гибкость» (r=-0,44 р≤0,05) находится в зоне значимости и имеет отрицательную направленность. У «психологов» связь показателей общего интеллекта (СПМ Равена) с показателями креативности «беглость» (r=-0,16 р≥0,05), «оригинальность» (r=-0,19 р≥0,05), «гибкость» (r=-0,27 р≥0,05) и «точность» (r=0,09 р≥0,05) находится в зоне незначимости. У «психологов» связь показателей вербального интеллекта (Векслер) с показателями креативности «оригинальность» (r=0,51 р≤0,01), «гибкость» (r=0,48 р≤0,01) и «точность» (r=0,56 р≤0,01) находится в зоне значимости и имеет положительную направленность. Коэффициент ранговой корреляции показателей вербального интеллекта и показателя креативности «беглость» (r=0,34 р≥0,05) находится в зоне незначимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|