Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

 

Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов.

Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч.Дарвина (1859). Эта теория коренным образом пересмотрела противопоставление разумности и свободы воли, присущих человеку, и машинообразности, инстинктивности поведения животных, утвердив наличие исторической связи между развитием человека и животных [7, с.5].

Теория Ч.Дарвина стала основанием развития трех подходов к разработке проблемы мотивации.

1. Первый подход трактовал человека как высшее животное. Отсюда следовал вывод, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, следовательно, современные виды животных должны обладать зачатками интеллекта. Таким образом, были начаты исследования поведения животных. Наибольшее влияние на разработку данного подхода оказали И.П.Павлов (1909) и Э. Торндайк (1911). Они заложили основы ассоциативного направления в исследованиях мотивации. И.П. Павлов основал линию психологии активации, Э. Торндайк - линию психологии научения, ставшую центральной проблемой бихевиоривма.

Предметом психологии бихевиористы считают не психику, а поведение, мотивы которого понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия - стимулы.

В необихевиористских концепциях появляются понятия «драйв» (побудительная сила или первичные животные побуждения), «потребность». Ими стремятся объяснить активность человека и животных, когда явно отсутствует внешняя стимуляция. Однако понятия «потребность», «драйв» и «мотив» неправомерно отождествляются или незначительно различаются.

Мотивация понимается как общий термин для обозначения активности организма, в ней выделяются только энергетизирующие и активизирующие свойства, и в целом, она обусловлена лишь изнутри, главным образом, органическими потребностями, драйвами. Важно отметить, что изучение мотивации, как правило, осуществлялось на животных и затем механически переносилось на человека [8, с.14].

2. Второй подход базировался на существовании между человеком и животными общих биологических корней. Отсюда следовал вывод, что инстинктивные тенденции, присущие животным, имеют место и у человека.

Данное положение было реализовано в двух направлениях.

Первое направление - это теория инстинкта В. Мак-Дауголла (1908). Мак-Дауголл считал инстинкт единственной категорией, связанной с мотивацией, рассматривая его, как врожденный побудитель.

Мотив, по Мак-Дауголлу, возникает только у человека и появляется на уровне осознаваемого рефлекторного действия. Позднее Мак-Дауголл (1932) заменил понятие «инстинкт» менее определенным понятием «склонность», которое понимал как форму целенаправленной активности, включив в его структуру познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты. Термин «мотивация» буквально означает «то, что вызывает движение», т.е. в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, - это исследование собственно человеческой мотивации. Наибольшее влияние на разработку данного направления оказали З.Фрейд (1900, 1915), Н.Ах (1910), К.Левин (1926, 1935) [8].

3. Третий подход - наличие внутривидовой изменчивости подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий. Вначале это были исследования, проведенные для измерения индивидуальных особенностей у людей (Ф.Гальтон, А. Бине, В.Штерн). При исследовании мотивации данный подход был реализован в трудах Г. Мюррея (1938), Г. Оллпора (1937), Дж. Аткинсона (1966,1970), Д.Мак-Клеланда (1961), Д.Кеттелла (1950), А. Маслоу (1954) и др [9, с.15].

Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Во многих жизненных ситуациях имеющаяся потребность по тем или иным причинам не сопровождается мотивационным побуждением к действию. Образно говоря, потребность говорит о том, «что нужно организму», а мотивация мобилизует силы организма на достижение «нужного».

Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор («слепая сила», по И.П. Павлову), побуждающий организм к определенному поведению.

Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.

 Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев в словах: «мотивация - это опредмеченная потребность, или «само целенаправленное поведение» [4, с.22].

Особый вопрос заключается в том, каков механизм перерастания потребности в мотивацию. В отношении некоторых биологических потребностей (голод, жажда) этот механизм, связан с принципом гомеостаза. Согласно этому принципу, внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что определяется наличием ряда неизменных параметров (жестких констант), отклонение от которых влечет резкие нарушения жизнедеятельности. Примерами таких констант служат: уровень глюкозы в крови, содержание кислорода, осмотическое давление и т.д.

В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребности. По достижении некоторого порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешних источников.

 Потребность перестает в мотивацию лишь по достижении некоторого уровня, при превышении этого условного порога человек, как правило, не может игнорировать нарастающую потребность и подчиненную ей мотивацию [9, с.17-18].

В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую.

Первая отражает меру напряжения потребности, вторая - специфику или семантическое содержание потребности. Таким образом, мотивации различаются по силе и по содержанию.

· В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной.

· Во втором - прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены.

Соответственно так же, как и потребности, мотивации принято разделять:

1. Низшие (первичные, простые, биологические)

2. Высшие (вторичные, сложные, социальные).

Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве. Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ.

В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным, иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое дитя (материнский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

 В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925). По этому принципу, в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность» к разнообразным воздействиям [9, с.19].

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность - доминанту ярости.

Марютина Т.И. и Кондаков И.М. [10, с. 77] описывают следующие механизмы мотивации.

1. Нейронные механизмы мотивации. Возбуждение мотивационных подкорковых центров осуществляется по механизму триггера: возникая, оно как бы накапливается до критического уровня, когда нервные клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

Мотивационное возбуждение усиливает работу нейронов, степень разброса их активности, что проявляется в нерегулярном характере импульсной активности нейронов разных уровней мозга. Удовлетворение потребности, напротив, уменьшает степень разброса в активности нейронов, переводя нерегулярную активность нейронов различных уровней мозга - в регулярную.

 Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных отделов мозга. При этом распределение межстимульных интервалов для различных биологических мотиваций (например, жажда, голод и т.п.) носит специфический характер. Однако практически в любой области мозга можно найти значительное число нейронов со специфическим для каждой мотивации распределением межстимульных интервалов. Последнее, по мнению К.В. Судакова, позволяет говорить о голографическом принципе отражения доминирующей мотивации в деятельности отдельных структур и элементов мозга.

2. Физиологические механизмы мотиваций. Первые представления о физиологической природе мотиваций были основаны на интерпретации сигналов, поступающих от периферических органов. При этом считалось, что мотивации возникают в результате стремления организма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения. Например, животное утоляет жажду, чтобы избавиться от сухости в полости рта и глотки, поедает пищу, чтобы избавиться от мышечных сокращений пустого желудка и т.д.

3. Были выдвинуты теории, в которых основное внимание уделялось гуморальным факторам мотиваций. Так, голод связывался с возникновением так называемой «голодной крови», т.е. крови с существенным отклонением от обычной разницы в концентрации глюкозы. Предполагалось, что недостаток глюкозы в крови приводит к «голодным» сокращениям желудка. Мотивация жажды также оценивалась как следствие изменения осмотического давления плазмы крови, или снижения внеклеточной воды в тканях. Половое влечение ставилось в прямую зависимость от уровня половых гормонов в крови.

Экспериментальным путем, например, было установлено, что в латеральном гипоталамусе располагается центр голода, побуждающий организм к поискам и приему пищи, а в медиальном гипоталамусе - центр насыщения, ограничивающий прием пищи. Двухстороннее разрушение латеральных ядер у подопытных животных приводит к отказу от пищи, а их стимуляция через вживленные электроды - к усиленному потреблению пищи. Разрушение некоторых участков медиального таламуса влечет за собой ожирение и повышенное потребление пищи.

Однако гипоталамические структуры не могут рассматриваться в качестве единственных центров, регулирующих мотивационное возбуждение. Первая инстанция, куда адресуется возбуждение любого мотивационного центра гипоталамуса, - лимбическая система мозга. При усилении гипоталамического возбуждения оно начинает широко распространяться, охватывая кору больших полушарий и ретикулярную формацию. Последняя оказывает на кору головного мозга генерализованное активирующее влияние. Фронтальная кора выполняет функции построения программ поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

Именно эти влияния и составляют энергетическую основу формирования целенаправленного поведения для удовлетворения насущных потребностей [8, с.82].

Существует несколько теорий мотиваций, рассмотрим наиболее важные для нашего исследования.

1. Наиболее полное психофизиологические описание поведения дает теория функциональных систем (ФС) П.К. Анохина. Согласно теории ФС, немотивированного поведения не существует. Мотивация активизирует работу ФС, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Соответственно активируются афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции) и активизируется память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы-энграммы памяти) [11, с.44-45].

Мотивация создает особое состояние ФС «предпусковую интеграцию», которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма от начала поведенческого акта до получении полезных результатов и определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.

2. Теория редукции драйва, предложенная К. Халлом (Hull, 1943), еще в середине ХХ в., утверждала, что динамика поведения при наличии мотивационного состояния (драйва) непосредственно обусловлена стремлением к минимальному уровню активации, которое обеспечивает организму снятие напряжения и ощущение покоя. Согласно этой теории, организм стремится уменьшить избыточное напряжение, вызванное мотивационным драйвом.

Однако, как показали дальнейшие исследования, стремление к редукции драйва - не единственный фактор, детерминирующий поведение. Редукция драйва не может объяснить все виды поведения, направленные на поиск новой дополнительной стимуляции.

Индивидуальные различия по такой черте личности, как экстраверсия - интроверсия, описаны Г. Айзенком (Eysensk, 1985). Они зависят от особенностей функционирования восходящей ретикулярной активирующей системы. Эта структура контролирует уровень активации коры больших полушарий.

Г. Айзенк утверждает, что в тишине (например, при работе в библиотеке) у экстравертов возникает потребность что-то сделать (разговаривать с другими, слушать музыку в наушниках, делать перерывы). Поскольку интроверты, напротив, высоко активированы, любое дальнейшее увеличение уровня активации для них неприятно.

3. Необходимо отметить, что потребностные теории мотивации имеют значительную историю своего существования. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни.

Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния [9, с.47].

Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д. Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека [6, с. 19].

Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни [6,с.20].

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.[6, с. 22]

Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.

К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.

Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.

Особое значение, пишет Ильин Е.П., придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки [6, с. 24].

П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее, считает Ильин. Потребности, писал Гольбах, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности, приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности [6, с.24].

Ильин считает, что большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь [6, с.25].

Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им, организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.

4. В 20-е и последующие годы ХХ столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [8]; Г. Олпорти др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д.

Г. Мюррей в работе «Исследование личности» (1938) разработал

вопросник для выявления индивидуальных различий в мотивах [11]. Возможность заранее выявить индивидуальные различия мотивов открыла путь интенсивным исследованиям. Д.Мак-Клеланд и Дж.Аткинсон в 50-х годах на основе «Тематического апперцепционного теста» Г.Мюррея разработали и валидизировали эксперимент по измерению индивидуальных различий в мотивах. Выделялись и измерялись мотивы достижения, аффилиации, власти. Была выдвинута концепция «мотивация достижения успеха», в которой активность, ориентированная на достижение успеха, понимается как результат двух противоположных тенденций в поведении личности – «стремление к успеху» и «избегание неудачи». Вводится понятие «субъективная вероятность» успеха или неудачи, за счет которого более определенно раскрывается содержание побудительной ценности объекта цели, устанавливается более четкая связь между осознаваемым уровнем трудности и побуждением. Новым в данной теории является и то, что в ней рассматриваются не реакции, а действия (в том числе и вербальные) [11, с.19].

Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет аффективное состояние и характеристику действий. Вместе с тем авторы игнорируют социальную детерминацию поведения, общественно - исторические концепции личности, называя сбою теорию «аисторической».

Свою классификацию потребностей человека дал и представитель гуманистической психологии А. Маслоу. В своей работе «Мотивация и личность» он развивает концепцию самоактуализации личности (1954,1957). По Маслоу, мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней:

· физиологические потребности;

· потребности в свободе и безопасности;

· в любви;

· в достижениях и признании;

· в самоактуализации.

5. Ильин Е.П. [6, с.27] утверждает, что в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул - реакция».

Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул - реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи, с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности.

«Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений» [6,с. 28] Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.

6. В конце прошлого века появились когнитивные теории мотивации. Согласно этой концепции У. Джемс выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.[10, с.53]

Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена [3], Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека.

Особая заслуга в развитии социологического исследовательского аппарата принадлежит Р. Кеттеллу. Он построил «динамическую решетку устремлений» и выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon - энергия, работа), в которых видел своего рода, биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения [10, с.55].

7. Новый этап изучения (психоаналитические теории мотивации), как говорит Ильин, «детерминации поведения» начался в конце XIX века в связи с появлением учения Зигмунда Фрейда о бессознательном и влечениях человека. В работе «Я и Оно» Фрейд ввел модель личности, как комбинация трех элементов:

· «Оно» - бессознательное. Представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным, использует рефлекторные реакции и первичные представления.

· «Я» - сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Посредник между «Оно» и реальным миром.

· «Сверх-Я» - область социальных норм и нравственных установок. Своего рода цензура, выполняет «родительскую», контролирующую функцию.

Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности - «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У.Джемса мотивация, в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам [9,с. 79.].

В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение, и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций - предрасположений к действию.

Работы Мак-Дауголла дали новый импульс развитию проблемы мотивации в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик.

Однако в целях нашего исследования необходимо отметить теорию «Психологических типов» Карла Густова Юнга, в которой он на многих примерах показывает и доказывает существование двух базовых психических установок или, точнее, направленностей - "во вне" и "во внутрь" - экстраверсия и интроверсия, соответственно. Кроме, того Юнг с той же основательностью описывает 4 психических функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию. Все эти понятия у него разработаны очень подробно и во всех возможных комбинациях. Вкратце, все сводится к делению людей на 8 типов, в соответствии с основной направленностью и наиболее развитой психической функцией [9, с.82].

Такое понимание очень примитивно, поскольку, на самом деле, границы между типами размытые, да и в расчет надо брать не только сознательную установку, но и бессознательную. К тому же, в разных жизненных ситуациях, на первый план могут выходить разные функции, а, стало быть, психологический тип - это лишь предрасположенность к соответствующему типу реагирования и восприятия (адаптации), а не жесткий поведенческий шаблон. Экстраверт в целом может быть интровертом в частностях, и наоборот.

Но не стоит недооценивать важность предложенной Юнгом типологии. При всей своей расплывчатости и переменчивости в частностях, тип человека весьма стабилен в целом. Можно один раз вычислить свой тип и не сомневаться в нем лет до 40, когда начинают происходить всякие глобальные трансформации психического устройства.

Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей.

· Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.

· Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.

Юнг, опираясь на свой шестидесятилетний опыт работы психологом, увидел, что эта структура наполнена у разных людей совершенно по-разному. Он классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности.

Учитывая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов личности. Он увидел, что одни люди лучше обрабатывают логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – эмоциональную (отношения людей, чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, ощущение времени, восприятие в целом, схватывание идей на лету), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). В результате чего Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Каждый из них может быть экстравертом или интровертом.

Психологические функции – открытые Юнгом механизмы обработки информации психикой человека. Всего таких функций четыре, в соционике им даны условные названия: логика, этика, интуиция, сенсорика [9, с.85-86].

Логикой называется психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно.

Этикой в соционике называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо.

Интуицией Юнг назвал психологическую функцию непосредственного восприятия действительности, собирающую мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

Сенсорикой называется психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.

Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики.

Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика. Базисом Юнга называется совокупность четырех основных дихотомий у каждого типа:

· Экстраверсия-интроверсия

· Интуиция - сенсорика

· Мышление - эмоции

· Иррациональность-иррациональность

Юнг считал оптимальной пропорцией 70:30 по каждой из дихотомии у здоровых людей. Связь различных моделей психики в разных теориях показана в таблице 1.

 

Таблица 1 - Связь различных моделей психики

Зигмунд Фрейд Карл Густав Юнг Эрик Берн
Психоанализ Аналитеческая психология Трансактный анализ
Я (Эго) Эго Взрослый
  Анима / Анимус Ребенок
Оно (Ид) Тень Родитель к другим

 

На работе от человека требуется компетентность, умение перерабатывать много информации, связанной с данной предметной областью, то есть те части личности, которые свойственны взрослому (по Берну). Это базовая и творческая функция в соционе (блок Эго). Именно по ним человек наиболее продуктивен. Базовая функция – цель, творческая – средство. Каждая из функций для психотипа занимает свое место и работает определенным образом [9, с.89].

Кстати, исследования, проведенные американскими социологами совместно с психологами показали, что точные науки чаще всего выбирают экстраверты, а гуманитарные науки – интроверты. Другие исследования – наоборот.

8. Биологизаторские теории мотивации обращаются к понятию «мотивация лишь для объяснения причин активности организма» [6, с.27].

О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих ученых, становится лишним. По мнению Ильина Е.П. несостоятельность этих взглядов в том, что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием.[9, с. 84]

Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, отмечают, прежде всего, А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. Высказанные А. Ф. Лазурским в книге положения не утратили актуальности и в настоящее время.

О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...