Методы оценки конкурентоспособности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 2. Методы оценки и значения конкурентоспособности
Методы оценки конкурентоспособности
Анализ деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования имеющегося потенциала (организационного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности, эффективности производственной деятельности. Следует подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной деятельности. Дело в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты и задачи: Во-первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики; Во-вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров; В-третьих, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке. Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются: — определение состояния конкурентоспособности на момент обследования; — выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период; — определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия; — выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности. В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: — горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
— вертикальный анализ? при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации; — факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели; — сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов. М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов: - конкретизация целей и задач комплексной оценки; - выбор исходной системы показателей; - организация сбора исходной информации; - расчет и оценка значений частных показателей; - обеспечение сравнимости оцениваемых показателей; - выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритма и программы расчета комплексных сравнительных оценок; - расчет комплексных оценок; - экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности; - анализ и использование комплексных сравнительных оценок. Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: 1) оценка с позиции сравнительных преимуществ — сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности; 2) оценка с позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции — выделяют два подхода при использовании данного метода: - структурный подход — сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала; - функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли; 4) оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы. Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
(1)
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции; Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью. Сводные индексы определяются по ряду параметров:
(2)
где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем); Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра. В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы». Конкурентный статус фирмы представляет собой произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического норматива и норматива возможностей:
(3) где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы; Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков; Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода; Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы; Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы. Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки; 5) профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен на рисунке 4, на нем отражена оценка двух предприятий А и В по определенным выбранным критериям, и сопоставление получившихся результатов.
Рисунок 4 - Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей;
Таблица 1- Возможный профиль полярностей
7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значtнием. Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара; 1) SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 2;
Таблица 2 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам: - концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов; - цена товара с возможной наценкой; - финансы - как собственные, так и заемные; - торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; - послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру; - внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; - предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Рисунок 5 – Гипотетический многоугольник конкурентоспособности
Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности. В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы: 1) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия; 2) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев; 3)определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятие для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени; 4) расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей; 5) расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия; 6) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия. Было выделено пять групп показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности. В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д. В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д. Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок. Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Метод экспертных оценок применяется в случаях, когда: 1) длина исходных динамических рядов недостаточна для оценивания с использованием экономико-статистических методов; 2) связь между исследуемыми явлениями носит качественный характер и не может быть выражена с помощью традиционных количественных измерителей; 3) входная информация неполная и невозможно предсказать влияние всех факторов; 4) возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов. Выделяют следующие стадии экспертного опроса: 1) формулировка цели экспертного опроса; 2) подбор основного состава рабочей группы; 3) разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного опроса; 4) разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжирование, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации; 5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью; 6) формирование экспертной комиссии; 7) проведение сбора экспертной информации; 8) анализ экспертной информации; 10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения; 11) принятие решения — выбор альтернативы. Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы. Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить: — метод «Дельфы»; — метод «снежного кома»; — метод «дерева целей»; — метод «комиссий круглого стола»; — метод эвристического прогнозирования; — матричный метод. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
(4)
где, Ккп -- коэффициент конкурентоспособности предприятия, Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия, Фп — значение критерия финансового положения предприятия, Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке, Kт — значение критерия конкурентоспособности товара, Кд — значение критерия деловой активности предприятия, к1, к2, кЗ, к4, к5 - коэффициенты весомости критериев. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
(5)
где Крn — критерий конкурентоспособности предприятия, ai — коэффициент весомости i-го единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия, Пi — значение i-го единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия. По сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|