Международные стандарты серии ISO 9000.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Тема: Разработка и внедрение международного семейства стандартов ISO Цель занятия: Ознакомиться с международными системами стандартов ISO Описываются международные системы стандартов семейства ISO. ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO) функционирует с 1947 г. Цель ISO – развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и направлениях деятельности. В соответствии с уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». В состав ISO входят национальные организации по стандартизации (только одна от страны), которые именуются комитетами членами. Высшим органом ISO является Генеральная Ассамблея, собирающаяся раз в три года и избирающая Президента и Совет ISO, которые руководят практической работой организации между ассамблеями. Президенту в работе помогает вице-президент, избираемый Советом и опирающийся на Исполком, который решает различные вопросы в период между заседаниями Совета. При Совете ISO кроме Исполкома работают следующие Комитеты: 1. Плановый комитет, в функции которого входят контроль за реализацией технической политики ISO, координация деятельности технических комитетов и совершенствование процедуры разработки международных стандартов. 2. Комитет по принципам стандартизации. В его задачи входит разработка рекомендаций Совету, а также методологических руководств в таких областях деятельности, как оценка экономической эффективности стандартизации, применение стандартов, терминология и определения, классификация стандартов.
3. Комитет по сертификации занимается вопросами изучения опыта работ международных и региональных организаций в области сертификации и готовит методические руководства в этой области. 4. Комитет развития занимается изучением потребностей развивающихся стран в области стандартизации и подготовкой рекомендаций для Совета в части помощи этим странам, включая вопросы обучения национальных кадров. 5. Комитет по информации осуществляет связь между национальными информационными центрами по стандартизации, готовит руководства и другие документы для национальных информационных органов и служб по стандартизации. 6. Комитет по политике потребителя осуществляет связь ISO с международными организациями потребителей. 7. Комитет по справочным материалам занимается разработкой и утверждением определений, категорий, уровней и классификации справочных материалов, используемых ISO, а также разработкой руководящих принципов для технических комитетов по ссылкам на справочные материалы и подготовкой рекомендаций для Совета. Главным административным органом ISO является Центральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем по назначению Совета. Центральный секретариат координирует и контролирует всю работу по подготовке международных стандартов и связям с другими международными организациями в соответствии с Уставом, Правилами процедуры и Директивами по технической работе. Штаб-квартира Центрального секретариата находится в Женеве (Швейцария). Бюджет ISO складывается из членских взносов и доходов от продажи международных стандартов и публикаций.
Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов: ¾ ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»; ¾ ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита); ¾ ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий); ¾ ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»; ¾ ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Международные стандарты серии ISO 9000. Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 – семействостандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих систем менеджмента качества (СМК). Стандарты серии ISO 9000 – это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176). Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 г. и затем периодически обновлялся. С момента появления стандартов ISO 9000 в 1987 г. соответствующую регистрацию прошли около 250 тысяч организаций по всему миру. Одна из причин успеха ISO 9000 объясняется тем, что процесс сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9000 помогает предприятию оптимизировать его хозяйственные и производственные процессы. Основными целями выпуска стандартов ISO серии 9000 являлись: · укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов; · достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);
Основными отличиями систем качества по ISO 9000 от КСУКП являются следующие:
Основные принципы стандартов ISO 9000: 1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. 2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. 4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. 6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. 7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ISO 9000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|