Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем изгнать психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий. Е.А.Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»: 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал. 4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Основные характеристики профессии: - это ограниченный вид трудовой деятельности;
- это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку; - это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития; - это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус; - наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С.М.Богословским: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником. Классификации профессий. Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н.Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»: 1) «нужные» науки (экономика, медицина, право); 2) «полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика); 3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись); 4) «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия); 5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба). В 20-е гг. XX столетия С.П.Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки); 2) полуавтоматический привычный труд (труд машинистки); 3) шаблонно-исполнительский труд – по указке (работа на станке, работа счетовода); 4) самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель); 5) свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): 1) реалистический тип (техника, мужские профессии); 2) интеллектуальный тип; 3) социальный; 4) конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности); 5) предпринимательский; 6) артистический. Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде. В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е.А.Климовым. I ярус (по признаку различии их объектных систем): 1) человек – природа; 2) человек – техника; 3) человек – знаковая система; 4) человек – человек; 5) человек – художественный образ. На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку – целей труда: 1) гностические (знание) – дегустатор, искусствовед, социолог; 2) преобразующие – токарь, учитель; 3) изыскательные – воспитатель, композитор. На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку – орудий труда: 1) профессии ручного труда – ветеринар, слесарь; 2) профессии машинно-ручного труда – токарь, водитель; 3) профессии с применением автоматных систем – авиадиспетчер; 4) профессии с преобладанием функциональных средств труда – актёр, акробат. На IV ярусе – 4 группы по признаку – условий труда: 1) в помещениях с нормальным микроклиматом – бухгалтер; 2) на открытом воздухе – агроном; 3) в необычных условиях – водолаз; 4) в условиях повышенной ответственности – следователь. Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии. Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников – от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|