Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы. Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами: 1. Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента. 2. Приспособить темперамент к требованиям профессии: - индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы; - предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности; - формирование индивидуального стиля деятельности. Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки: - группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия); - тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения); - сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; - профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию); - «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.
Заключение
В работе рассматривались понятия «темперамент», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация профессий; психофизиологические качества личности.
Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к следующим основным выводам. 1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ) 2. На современном этапе главная задача профориентации – формирование профессионального призвания. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. Профориентация – сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы. 3. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия – это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус. Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований. 4. Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент. 5. Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде. Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).
И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии. Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности. В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель). На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-П.» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа Ч.-З., Ч.-Х. А сангвиники и холерики – профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З. Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем. Таковы основные выводы исследования.
Библиография
1. Аверин В.А. Психология личности. – С.-П.: Издательство Михайлова В, 2001.-191 с. 2. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. – М.: МГУ, 1984. – 141С. 3. Бачин В.А. Духовная культура личности. – М.: Политиздат, 1986. – 208С. 4. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. – 240С. 5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003. – 186С. 6. Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 200С. 7. Калаев А.В. Новые технологии воспитания. – Казань: Дом печати, 1998. – 257С. 8. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. – 205С. 9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – С.-П.: Речь, 2002. – 460С. 10. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. – К.: 200. – 120С. 11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999. – 175С. 12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: Воронеж, 1997. – 258С.
13. Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 305С. 14. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 456С. 15. Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989. – 502С. 16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России. 200. – 448С. 17. Профориентация молодёжи. – М.: Высшая школа, 1978. – 305С. 18. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. – 340С. 19. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991. – 180С. 20. Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. – С.-П.: Питер, 2000. – 525С. 21. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. – М.: Владос, 2002. – Т.2. – 248С. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-П.: Питер, 2000.-720С. 23. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.-656С. 24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С.-П.: Речь, 2003. – 350С. 25. Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н. 26. Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. – Киев, 1989. – 109С. 27. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов-наДону: Феникс, 2003. – 448С. 28. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. – Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. – 418С. 29. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. – М.: Полииздат, 1990. – 308С. 30. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М.: Академия, 2002. – 128С. 31. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Москва-Рига, 1995. –302С. 32. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Владос. 2001. – 368С. 33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. – М.: Владос, 2001. – 512С. 34. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. – 228С. 35. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320С.
36. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. – М.: Юридическая литература, 1997. – 608С. 37. Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы – локальные решения. Методическое пособие. – Рязань, 1999. – 304С. 38. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 408С. 39. Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: УРАО, 2000. – 304С. 40. Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. – М.: Владом-Пресс, 2001. –160С. 41. Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. – М.: Академия, 2003. – 320С. 42. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.1-608С. 43. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.2. – 609С. 44. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.3. – 608С. 45. Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы,;4, 5, 6 за 1994 г. 46. Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г. 47. Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г. 48. Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г. 49. Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г. 50. Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|