Теоретические и правовые аспекты расчетно-кассового обслуживания
Содержание
Введение 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка 1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций 1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц 2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов 2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания 2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности 2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ» 3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов 3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ» Заключение Список использованных источников и литературы Введение
Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков. В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств. С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.
Отличительной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями. В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности. Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями. Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций. Во-вторых, российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.
Таким образом, очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой. Автор в своем исследовании опирался на труды ученых, внесших значительный вклад в формирование методологии анализа банковских операций – Г.Д. Бломшейна, Г.М. Гамидова, А.Д. Голубовича, В.К. Немчинова, С.А. Фабричнова и других. При разработке проблемы в работе широко использовались труды российских ученых в области банковского дела и финансового менеджмента. Это работы О.И. Лаврушина, Е.П. Жарковской, Е.Ф. Жукова, В.М. Усоскина, И.Т. Балабанова, Л.П. Кроливецкой, Г.В. Толоконцевой, А.М. Тавасиева и др. Применительно к современным реалиям банковской практики России были изучены и использованы труды зарубежных авторов – Ж. Ривуара, П.С. Роуза. В их работах по банковскому менеджменту затрагиваются отдельные стороны деятельности кредитных учреждений - анализ основных банковских операций, особенности зарубежных платежных систем, банковские услуги ведущих банков международной банковской системы, основные принципы и функции расчетов, формы и виды платежных операций. Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб». Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков; - дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций; - обозначить основные этапы открытия и ведения счетов юридических лиц; - охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций; - проследить современные тенденции в технологии банковского обслуживания; - определить особенности обслуживания внешнеторговой деятельности; - изучить зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов; - дать характеристику организации работы с юридическими лицами в банке ОАО «Уралсиб»; - проанализировать операции расчетно-кассового обслуживания банка ОАО «Урабсиб»; - сформулировать рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в ОАО «Уралсиб». Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов. Объектом исследования являются операции расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере банка ОАО «Уралсиб». Методологической основой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого анализа и его информационного обеспечения. В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Банка России, международные и национальные стандарты учета и отчетности, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в области экономического анализа, бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, финансов и налогообложения; материалы периодической печати; опыт расчетно-кассового обслуживания ведущих российских банков; финансовая отчетность ОАО «Уралсиб». Настоящая дипломная работа состоит из трех разделов. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые аспекты расчетно-кассового обслуживания, его основные функции, нормативно-правовое обеспечение принципы организации расчетов. Вторая глава посвящена анализу современного состояния расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в кредитных организациях. Третья глава содержит характеристику расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов и рекомендации по его совершенствованию в ОАО «Уралсиб». ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|