Современные способы и технологии банковского обслуживания
Несмотря на то, что банк является по своей сути консервативным учреждением, банковские технологии, продукты и услуги не являются застывшими категориями: они совершенствуются в соответствии с веяниями времени, развитием научно-технического прогресса и, прежде всего, интернет-технологий. Если еще пятнадцать лет назад банки только начинали внедрять электронную систему расчетов Клиент-Банк, позволяющую принимать для оплаты платежные поручения клиентов и отправлять выписки по их лицевым счетам в рамках локальной сети банка, то сегодня клиент может полностью управлять своим счетом посредством интернета в режиме реального времени. Рассмотрим услуги дистанционного управления своим расчетным счетом, предлагаемые крупнейшими российскими банками. Дистанционное обслуживание клиентов Сбербанка России осуществляется на основе [37]: - Автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк»; - Автоматизированной системы «Voice-информатор». Система “Клиент-Сбербанк” позволяет клиенту осуществлять операции по своему счету, а также получать текущую информацию о состоянии счета непосредственно из офиса без посещения операционного зала банка. Использование самых современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации. Формат данных, используемых в системе “Клиент-Сбербанк”, позволяет достаточно просто импортировать в систему информацию из внешних баз данных клиента, что упрощает процесс формирования платежных документов и обработки банковской выписки. Продуманный интерфейс программы позволяет легко и просто пользоваться всеми преимущества этой системы. Для связи с банком могут быть использованы телефонная связь (модемный доступ) и доступ через Интернет.
При работе с системой различным категориям пользователей могут быть назначены различные права, что обеспечивает дополнительный уровень защиты от несанкционированного использования программы. Широкие возможности интеграции с популярными программными продуктами позволяет просто и эффективно обеспечить интеграцию АС “Клиент-Сбербанк” с принятыми в компании программными продуктами, автоматизирующими основную деятельность. Дополнительно система «Клиент-Сбербанк» помогает решать следующие задачи: - предоставление оперативной информации о движении денежных средств по региональным счетам, по счетам филиалов и дочерних компаний; - контроль банковских счетов филиалов и дочерних компаний; - контроль работы филиалов или дочерних компаний путем ведения сметы платежей. Преимущества автоматизированной системы «Voice-информатор»: - позволяет экономить время за счет оперативного доступа к информации о банковских счетах; - получение актуальной информации о банковских счетах возможно в круглосуточном режиме; - не требует затрат на приобретение оборудования и проста в использовании (необходим обычный кнопочный телефон с тоновым набором); - безопасность системы обеспечивается набором клиентом личного пароля и кода, что полностью исключает возможность получения конфиденциальной информации о состоянии счета неуполномоченными лицами; - позволяет своевременно получать информацию о наступлении срока платежа (срок погашения кредита), что помогает вовремя произвести платеж и избежать просрочки. ОАО Банк «ВТБ» предлагает корпоративным клиентам [38]: - систему "Электронный банк" - предоставление клиенту возможности проведения безналичных расчетов и иных операций с использованием электронных документов, в том числе электронных платежных документов, путем подготовки и отправки в банк, а также получение из банка пакетов электронных документов по открытым каналам связи. Вся передаваемая по каналам связи информация шифруется и подписывается электронной подписью. В системе "Электронный банк" используются сертифицированные средства криптографической защиты информации. Система помогает пользователю правильно заполнять поля документов и ведет архив переданных и полученных материалов. Кроме того, система "Электронный банк" оснащена справочной информацией;
- услугу "Расчетный центр клиента" - специализированный банковский сервис, позволяющий клиенту оперативно получать информацию о состоянии его счетов, а также счетов его структурных подразделений и дочерних структур в банке с возможностью оперативного управления этими счетами по электронным каналам связи. Услуга "Расчетный центр клиента" предназначена: а) для крупных холдинговых компаний, в состав которых входят различные юридические лица, находящиеся в пределах одного или в разных регионах России; б) для крупных компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть в различных регионах России. Основными возможностями услуги "Расчетный центр клиента" являются: контроль операций после их совершения (получение расширенной выписки); предварительный контроль расчетных документов подчиненных клиенту филиалов и дочерних компаний на предмет соблюдения расходования средств по назначению платежа и в пределах сумм, установленных для них бюджетами или лимитами, с возможностью дополнительного автоматического или ручного акцепта платежей контролирующими структурами клиента; управление консолидированным бюджетом; прямое управление счетами, открытыми в регионах. Самый впечатляющий перечень услуг по дистанционному обслуживанию предлагает своим клиентам ОАО «Банк Москвы» [39]: - Услуги Call–центра. 24 часа в сутки 7 дней в неделю квалифицированное банковское обслуживание по единому круглосуточному телефону, включающее: дистанционные продажи банковских продуктов, заполнение кредитных заявок по телефону; профессиональные консультации по банковским продуктам, услугам, тарифам; консультации по вопросам кредитования; общая информация о Банке Москвы, реквизиты, адреса, контактные телефоны; курсы покупки-продажи иностранных валют в Банке Москвы; курс Банка России, ММВБ по различным видам валют и другие полезные сведения; текущее состояние счета; последнее движение средств на счете; информирование о принятом кредитном решении, соединение с сотрудником банка. По второму круглосуточному телефону осуществляется профессиональное обслуживание держателей банковских карт. По третьему круглосуточному телефону проводятся онлайн-консультации по вопросам работы в системах «Банк-Клиент», «Интернет Банк-Клиент», системы Автоматического телефонного банка; срочная блокировка доступа в систему «Интернет-банк»; смена ключей;
- Internet-Банкинг для организаций - это услуги по управлению счетами организаций через Интернет и Web-браузер. Решение позволяет корпоративным клиентам отправлять в банк все виды расчетно-платежных документов. В Internet-Банкинге предусмотрена возможность обмена между клиентами и банком информационными сообщениями с прикрепленными файлами. Решение содержит справочники корреспондентов и бенефициаров, позволяя клиенту достаточно быстро и просто создавать новые документы. Есть возможность копирования существующих документов в новые. Предусмотрены функции обмена документами с бухгалтерскими программами клиентов, поддерживаются импорт и экспорт всех типов документов и отчетов через обмен файлами в текстовом и XML-формате, встроена поддержка «1С-Бухгалтерии». В Internet-Банкинге присутствует поддержка зарплатных проектов, реализована работа с зарплатными ведомостями для начисления зарплат на пластиковые карты сотрудников. Предусмотрен справочник сотрудников, доступна история начисления по каждому сотруднику; - Автоматический телефонный банк. С помощью телефона клиенты Банка Москвы могут оперативно получить доступ к следующей информации по счету: текущее состояние счета; последнее движение средств на счете; приход средств на счет за период; расход средств со счета за период; процентные ставки по рублевым и валютным вкладам физических лиц; курсы покупки-продажи иностранных валют в Банке Москвы; курс Банка России, ММВБ по различным видам валют и другие полезные сведения;
- Система «Банк-Клиент» позволяет: передавать в банк электронные копии расчётных документов, в том числе поручения на осуществление переводов иностранной валюты в рамках внешнеторговых контрактов; получать информацию о величине денежного остатка на счетах; получать выписки по счетам; получать электронные копии расчётных документов по зачислению и списанию со счетов; обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и файлами; посылать заявки/поручения на конвертацию/перевод иностранной валюты; получать справочную банковскую информацию, в том числе обновления встроенных справочников реквизитов банков; оперативно отслеживать статусы ранее отправленных в банк документов; направлять в банк документы валютного контроля: паспорта сделок, справки о подтверждающих документах, справки о валютных операциях, справки о поступлении валюты РФ, а также обосновывающие и подтверждающие документы. Для каждого клиента - юридического лица в банке настраивается необходимое количество подписей по каждому типу документов. Предусмотрена возможность для каждого сотрудника компании–клиента задать определенные права доступа к банковским счетам; - Интернет-трейдинг: с помощью информационно-торговой системы «МОС-Брокер» клиенты получают возможность эффективно управлять своими вложениями в ценные бумаги, непосредственно участвуя в биржевых торгах в режиме реального времени; приобрести полный набор услуг по брокерскому обслуживанию не выходя их своего офиса. Следующим направлением развития современных банковских услуг являются различные услуги, предлагаемые банками в области выпуска, распространения и обслуживания пластиковых карт. Такие услуги можно условно поделить на три основных блока: 1) выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт; 2) зарплатные проекты; 3) эквайринг. Банки выпускают и обслуживают корпоративные банковские карты двух основных международных платежных систем - Visa International, MasterCard International, но также распространяют и другие корпоративные карты (например, платежной системы American Express). Основные удобства и преимущества для клиентов по корпоративным картам: карта - удобное и безопасное платежное средство для оплаты представительских, хозяйственных и командировочных расходов; возможность производить расчеты в любой стране мира; отсутствие необходимости получения аванса на командировочные расходы; начисление процентов на остаток денежных средств по счету клиента; предоставление выписки по счету и/или по карте по требованию клиента; возможность установления на корпоративные карты индивидуального лимита расходования средств и/или лимита получения наличных денежных средств, что позволяет клиенту контролировать расходы своих сотрудников; возможность получения наличных или срочной выдачи карты в случае утраты карты за рубежом; услуга SMS-информирования; услуга срочного выпуска карты; предоставление страховых полисов для карт международных систем Visa и MasterCard (для карт категорий Gold и Platinum), Diners Club и American Express.
Для предприятий торговли и сферы услуг банки проводят расчеты по операциям с банковскими картами различных международных платежных систем (эквайринг). К основным преимуществам заключения договора эквайринга относятся: расширение клиентской базы за счет держателей платежных карт и вследствие этого увеличение торгового оборота; удобство в обслуживании клиентов; улучшение имиджа предприятия и выход на мировой уровень обслуживания; снижение затрат, связанных с инкассацией, пересчетом и хранением наличных денежных средств. При заключении договора банк: обеспечивает предприятия торговли/сферы услуг оборудованием, программным обеспечением, а также расходными материалами, необходимыми для совершения операций оплаты товаров или услуг; обучает персонал предприятия по всем вопросам, связанным с приемом банковских карт к оплате; по факту обучения персоналу выдаются соответствующие сертификаты; осуществляет расчеты для торгово-сервисных предприятий в соответствии с условиями договоров - зачисление средств, поступающих от эмитента по операциям с картой, списание и возврат средств эмитенту в случаях отказа от оплаты товара/услуги, списание комиссии за обслуживание и т.п.; круглосуточно информирует клиентов с помощью телефонных сервисных служб. В настоящее время предприятиям торговли/сферы услуг предлагается широкий спектр услуг, оказываемых банками в зависимости от рода деятельности [44, с.17]: - стандартная оплата по картам – применяется в случае приобретения клиентом товара/услуги и ее немедленной оплаты. Основные потребители данной услуги - супермаркеты, рестораны, аптеки, салоны красоты и т.д.; - бронирование номеров в гостинице и оплата проживания – применяется в случае бронирования гостиниц клиентами по телефону или факсу, оплаты проживания по факту выезда клиента из гостиницы. Также может применяться в отсутствие клиента, если клиент выехал из гостиницы, не оплатив ее услуги в полном объеме. Основные потребители данной услуги – гостиничные комплексы, дома отдыха, туристические фирмы (при бронировании); - бронирование автотранспорта и оплата за услуги аренды транспорта – применяется в случае бронирования автотранспорта клиентами по телефону или факсу, оплаты аренды автотранспорта, ремонта автотранспорта в случае его повреждения во время аренды, оплаты штрафов и т.д. Списание средств с карты может осуществляться в отсутствие клиента в соответствии с заключенным договором аренды (например, информация о штрафе, наложенном на водителя транспортного средства, может быть получена через несколько месяцев с даты возврата автомобиля). Основные потребители – фирмы по прокату автотранспорта, а также гостиницы, предоставляющие данные услуги; - оплата товаров и услуг, заказанных по почте или факсу (разовые платежи) - применяется торгово-сервисными предприятиями, осуществляющими предоставление товаров и/или услуг, заказанных по почте или факсу. В отдельных случаях получение товаров клиентами также осуществляется по почте. Основные потребители – фирмы, осуществляющие рассылку товаров почтой, цветочные салоны и т.д.; - оплата товаров и услуг на постоянной основе (рекурентные платежи) – применяется торгово-сервисными предприятиями, осуществляющими предоставление товаров/услуг на постоянной основе, как правило, за определенный период. Основные потребители – сотовые операторы, предприятия, предоставляющие услуги на трансляцию кабельного телевидения, Интернет-провайдеры и т.д. В рамках зарплатных проектов банки заключает договора с организациями на перечисление заработной платы сотрудников на счета банковских карт международных платежных систем Visa International и MasterCard International в рублях, долларах США или евро. Схема взаимоотношений банка и корпоративного клиента по организации деятельности в рамках зарплатного проекта представлена в Приложении 9. Основные выгоды и преимущества зарплатных проектов: - для организации: сокращение временных затрат на выдачу заработной платы; снижение расходов на получение, доставку и хранение наличных денежных средств; отсутствие проблем, связанных с соблюдением ограничений на лимит кассы; отсутствие необходимости депонирования денежных средств; удобная процедура оформления карт (возможен выезд сотрудников банка в организацию); участие организации в выдаче заработной платы сводится к перечислению в банк суммы единым платежом и предоставлению необходимого списка на зачисление средств на счета сотрудников; - для сотрудников организации: оплата товаров и услуг по всему миру; услуга SMS-информирования; получение наличных денежных средств без взимания вознаграждения в банкоматах и кассах банка; получение наличных денежных средств в банкоматах и кассах сторонних банков в России и за рубежом; получение дохода в виде начисленных процентов по счетам банковских карт; возможность получения дополнительных карт к счету для своих доверенных лиц и установление по ним расходных лимитов. Ряд коммерческих банков для корпоративных клиентов выпускают Таможенную карту, которая является инструментом доступа к счету юридического лица - плательщика таможенных платежей и средством для составления расчетных документов, подлежащих оплате за счет плательщика. Клиенту может быть также предложена Акцизная таможенная карта, которая дополнительно позволит осуществлять оплату акцизных таможенных платежей. Карточный счет ведется в рублях РФ и проведение операций с использованием таможенных карт возможно только в валюте карточного счета. Держатели таможенных карт могут осуществлять с их использованием: - безналичные операции в терминалах таможен, принимающих в качестве оплаты таможенных пошлин и других таможенных платежей документы, составленные с использованием таможенных карт; - безналичные операции в терминалах уполномоченного таможенного органа, принимающего в качестве оплаты акцизных таможенных платежей документы, составленные с использованием таможенных карт. Потребности корпоративных клиентов в расчетном обслуживании, обусловленные их экономическим развитием, провоцируют банки на создание нового вида банковского сервиса. Об одной из таких новинок - организации расчетно-информационного обслуживания клиентов банка, выходящего за рамки привычного расчетно-кассового обслуживания, и пойдет речь. Развитие торговых сетей - увеличение магазинов и рост региональных филиалов - обусловливает повышенный спрос на банковские продукты, которые обеспечивают корпорациям автоматический контроль над финансовыми процессами без привлечения человеческого фактора. Одним из таких перспективных инструментов является cash management - эффективное управление оборотным капиталом на уровне корпорации [40]. Cash management - достаточно сложный банковский инструмент как с организационной, так и с технической точки зрения. Поскольку расчетные счета компаний, входящих в холдинг, должны будут находиться в одном банке, последний должен обладать обширной сетью филиалов в России. Cash management - продукт с длительным циклом развития и большим сроком продаж. Данная услуга заимствована нашими ведущими банками из международного опыта банковского обслуживания, который будет рассмотрен ниже. Таким образом, развитием cash management занимаются в России ведущие коммерческие банки, а также дочерние структуры зарубежных банков. Так, например, Альфа-Банк первым из российских банков начал предоставление корпоративным клиентам услуг, позволяющих оптимизировать использование оборотных активов. Такая оптимизация возможна за счет: организации более эффективного оборота денежных средств группы; консолидации средств группы; формирования низкозатратных источников обеспечения платежеспособности группы (в том числе самофинансирование). Для каждой группы задач Альфа-Банк предлагает современные высокотехнологичные решения, во многом уникальные для российского рынка банковских услуг [31, с.22]: 1) Повышение эффективности оборота денежных средств: - проведение операций в режиме on-line; - контроль расходных операций филиалов, предприятий холдинга: получение информации о ликвидной позиции всей группы; централизованное осуществление авторизации платежей; проведение платежей с любого счета группы; - идентификация входящих платежей: распознавание дебиторов и назначения платежей в автоматическом режиме; ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности; ускорение оборачиваемости складских запасов. 2) Оптимизация общего остатка денежных средств группы и снижение затрат на обеспечение платежеспособности группы: - «овердрафт с компенсацией процентных расходов» - минимизация процентных расходов при использование заемных средств; - «овердрафт с общим лимитом»- экономия средств по уплате комиссии за неиспользованный лимит овердрафта компаниями группы; использование средств овердрафта в рамках единого лимита компаниям группы; улучшение структуры заемных средств за счет полного и эффективного использования лимита; - «единый остаток» - возможность концентрации всех денежных средств группы на одном банковском счете; финансирование компании за счет собственных средств; снижение потребности в заемных средствах. Для всех перечисленных инструментов характерны единообразие (единые ставки, подходы к предоставлению услуги, решения для разных регионов и т.п.), высокая степень автоматизации процессов, унификация форматов документации, использование единых каналов передачи информации, а также специальных технических решений для обмена информацией между банком и корпоративными системами. Одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности банков является депозитарное обслуживание. Приоритетными задачами депозитария при работе с клиентами являются: обеспечение высокого уровня безопасности при хранении ценных бумаг; предоставление максимально возможного спектра услуг; высокий профессионализм; гибкая тарифная политика; индивидуальный подход к клиентам. Депозитарии, как правило, оказывают следующие услуги [45, с.215]: - открытие и ведение счетов депо клиентов; - хранение и учет всех видов ценных бумаг, включая акции, облигации, паи, векселя, международных финансовых инструментов (еврооблигации, АДР, ГДР); - консультирование и проведение комплексных структурированных операций с ценными бумагами; - перерегистрация прав собственности на ценные бумаги, в том числе при выполнении определенного условия; - оформление и учет залоговых операций с ценными бумагами депонентов; - предоставление информации об эмитенте; - помощь депонентам в реализации прав, закрепленных за ними как за владельцами ценных бумаг; - консультационная поддержка при проведении операций по счетам депо; - выполнение функций платежного агента; - хранение ценных бумаг на основании договоров ответственного хранения; - проведение экспертизы ценных бумаг. Для удобства работы клиентам доступны следующие способы обмена документов с депозитариями: в бумажном виде с оригинальными подписями и печатями; по факсу (поручения на зачисление ценных бумаг и предоставление выписок) с последующим предоставлением оригинала; по системам S.W.I.F.T. и TELEX. Среди приоритетных направлений развития современных способов и технологий банковского облуживания можно назвать также: - доверительное управление активами; - организация выпуска корпоративных облигаций; - брокерское обслуживание; - лизинговые операции; - факторинговое обслуживание. В рамках своей деятельности в условиях жесткой конкуренции, каждый банк стремится предложить своим клиентам возможно больший спектр банковских операций. На наш взгляд, отличительным моментом современных реалий, является не только стремление банка задекларировать весь возможный перечень существующих банковских услуг, но и предоставить их качественное исполнение, что объясняется свободой и широкими возможностями выбора и банков и услуг у современных корпоративных клиентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|